Конспект урока на тему: «Развитие жанра антиутопии в русской литературе 21 века»

Этот урок поможет закрепить знания пройденного материала по утопии и антиутопии, углубить устоявшее представление о жанре антиутопии, дать новое представление о жанре современной антиутопии 21 века, познакомить с историей развития жанра антиутопии в русской литературе 21 века , познакомить с жанровой спецификой антиутопий данного периода, вести беседу по пройденному теоретическому материалу, учить учащихся логически мыслить и выделять главное, развивать речь учеников.  Так же здесь дан более под...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему: «Развитие жанра антиутопии в русской литературе 21 века».

Тип урока: урок изучения нового материала, урок-беседа, урок-лекция.

Тема урока: «Развитие жанра антиутопии в русской литературе 21 века».

Цели урока:

- обучающие: закрепить знания пройденного материала по утопии и антиутопии, углубить устоявшее представление о жанре антиутопии, дать новое представление о жанре современной антиутопии 21 века познакомить с историей развития жанра антиутопии в русской литературе 21 века , познакомить с жанровой спецификой антиутопий данного периода;

-развивающие: вести беседу по пройденному теоретическому материалу, учить учащихся логически мыслить и выделять главное, развивать речь учеников;

- воспитывающие: воспитывает уважение к труду других и собственную скромность.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, лекция.


Ход урока:

1. Проверка полученных знаний:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами будем изучать жанр антиутопии в русской литературе 21 века. И прежде, чем перейти к теме нашего урока, давайте вспомним, что же такое утопия?

Дети: «Утопия (греч. τοπος - «место», υ-τοπος - «не место», «место, которого нет») - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества» ; «произведение, изображающее вымысел, несбыточную мечту».

Учитель: Скажите, пожалуйста, а термин утопия от названия какой книги происходит? Или кто является основателем утопии?

Дети: Томас Мор. Термин происходит от названия книги Томаса Мора «Золотая книга».

Учитель: А о чем эта книга?

Дети: Эта книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии.

Учитель: А каких русских авторов вы можете отнести к утопической традиции?

Дети: Сумарокова, Радищева, Одоевского, Чернышевского, Достоевского, Салтыков-Щедрина.

Учитель: А какой еще жанр развивается параллельно с утопией?

Дети: Антиутопия.

Учитель: Ребята, а давайте вспомним, что же такое антиутопия?

Дети: Антиутопия (греч. anti - против, utopia - утопия) - пародия на жанр утопии либо на утопическую идею; подобно сатире, может придавать своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, пьесе, рассказу.

Учитель: Кем был введен впервые термин антиутопия и в каком году?

Дети: Впервые термин антиутопия был введён английским философом и экономистом Джоном Стюартом Милом в 1868 году.

Учитель: Ребята, а в чем отличается утопия от антиутопии?

Дети:

Утопия

Антиутопия

1. Вымышленная картина идеального жизненного устройства; прекрасная, но неосуществимая мечта.

1. Изображение социальной и технической катастрофы, крах общественных идей, разрушение иллюзий идеалов.

2. Мечта об идеальном общественном устройстве.

2. Мечта - выжить, вернуть свой мир, приняв его таким, каков он есть.

3. рисуется идеал автора.

3. рисуется анти - идеал автора.

4. Утописты хотят создать универсальный рецепт спасения от всех социальных и политических бед.

4. Антиутописты хотят создать, прежде всего, художественное произведение.

5. Изображено общество, стремящееся к гармонизации отношений между человеком и государством.

5. Изображено общество, претендующее на совершенство, с ценностно-негативной стороны.

6. У героев на все оптимистические взгляды.

6. Подрывы оптимистических взглядов на будущее.

7. Концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства.

7. Концентрируется на стремлении выявить негативные черты описанного в произведении общественного устройства.

8. Назначение состоит в том, чтобы указать миру путь к совершенству.

8. Назначение состоит в том, чтобы доказать невозможность и кошмарность, каких бы то ни было утопий.

Учитель: В каком веке жанр антиутопия расцвел в России? И какое произведение стало пророческим романом этого времени и кто является его автором?

Дети: В России жанр антиутопия расцвел в 20 веке. И автором первого антиутопического романа считается Замятин со своей антиутопией «Мы».

2. Изучение нового материала:

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас я вам расскажу о более современных антиутопиях и о его жанровых характеристиках. А вы делаете конспект в своих тетрадях.

Учитель: Литературные антиутопии былых времен были столь же нереальны, как и сами утопии.

В середине 1960-х термин «антиутопия» появляется в советской критике.

Антиутопии сочиняли советские писатели-диссиденты (период второй волны 1960 годы): А. Синявский «Любимов» (1964), Ю. Даниэль (Н. Аржак) «Говорит Москва» (1961).

Антиутопическая часть основывается на конкретных исторических фактах, получающих художественное осмысление: Чернобыльская катастрофа в романе «Кысь» Т. Толстой, перестроечных процессов в СССР в повестях-антиутопиях «Катастройка» А. Зиновьева, «Невозвращенец» А. Кабакова; террористических актов в США 11 сентября 2003 года в романе-антиутопии А. Куркова «Сады господина Мичурина».

Еще одной особенностью является полижанровость: антиутопия-миф или антиутопия-сказка «Кысь» Т. Толстой, антиутопия-детектив-фэнтези «2017» О. Славниковой и др.

В 1980-90-х в русской антиутопии сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая антиутопия («Николай Николаевич» и «Маскировка», обе - 1980, Ю.Алешковского; «Кролики и удавы», 1982, Ф.Искандера), детективная антиутопия («Завтра в России», 1989, Э.Тополя), антиутопия - катастрофа («Лаз», 1991, В.Маканин, «Пирамида», 1994, Л.Леонова), социальная антиутопия ( Кабаков «Невозвращенец», Войнович «Москва 2042») и др.

Особенностью антиутопии конца ХХ - ХI в. состоит в превалировании сюжетов с утопиями реконструкции (героические), в которых наиболее продуктивными являются эпистемологическая (А. Кабаков «Невозвращенец», А. Курков «Сады господина Мичурина», В. Маканин «Долог наш путь»), социально-политическая (А. Зиновьев «Зияющие высоты», «Катастройка», Т. Толстая «Кысь») и теократическая (В. Сорокин «День опричника») модели.

Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал. Основа псевдокарнавала - абсолютный страх. Смысл страха в антиутопическом тексте заключается в создании особой атмосферы, того, что принято называть «антиутопическим миром». Как следует из природы карнавальной среды, страх соседствует с благоговением перед властными проявлениями с восхищением ими. Благоговение становится источником почтительного страха, сам же страх стремится к иррациональному истолкованию.

Вместе с тем страх является лишь одним плюсом псевдокарнавала. Он становится синонимом элемента «псевдо» в этом слове, означающая ложность, мнимость. Настоящий карнавал также вполне может происходить в антиутопическом произведении. Он - важнейший образ жизни и управления государством. Ведь антиутопии пишутся для того, чтобы показать, как ведется управление государством, и как при этом живут обычные, «простые» люди.

Герой антиутопии всегда эксцентричен. Именно таким предстаёт перед нами герой антиутопии Л.Петрушевской «Новые робинзоны».

Герой живет по законам аттракциона. Аттракцион - это излюбленное проявление власти.

Собственно, в эксцентричности и «аттракционности» антиутопического героя нет ничего удивительного: ведь карнавал и есть торжество эксцентричности. Участники карнавала одновременно и зрители, и актеры, отсюда и аттракционность. Таким образом, аттракцион как сюжетный прием антиутопии вполне ограничен другим уровням жанровой структуры.

Ритуализация жизни - ещё одна структурная особенность антиутопии. А в антиутопии «Кролики и удавы» Ф.Искандера «Дело в том, что, появляясь среди удавов, Великий Питон произносил боевой гимн, который все удавы в знак верности должны были выслушать, приподняв голову». Общество, реализовавшее утопию, ритуализовано. Там, где царит ритуал, невозможно хаотичное движение личности. Напротив, ее движение запрограммировано. В антиутопии человек непременно ощущает себя в сложнейшем, иронико-трагическом взаимодействии с установленным ритуализованным общественным порядком.

Антиутопии используют фантастику с целью дескридитации мира, выявления его нелогичности, абсурдности, враждебности человеку.

Пространство антиутопии всегда ограничено. Это жильё героя, на которое он в обществе воплощенной утопии теряет право. Реальное в антиутопии - пространство надличностное, государственное, принадлежащее социуму, власти, которое может быть замкнутым, расположенным вертикально, создающим конфликт верха и низа. «Отец же рыл там погреб и чуть ли не подземную землянку с печью,…» («Новые робинзоны» Л.Петрушевская.).

Для повествования в антиутопии весьма продуктивным оказывается мотив «ожившего творчества». События, описываемые в рукописи героя, становятся «сверхреальностью» для произведения в целом.

Для антиутопий характерен мотив предостережения. Автор пытается предостеречь общество от того ужаса, который преследует героев антиутопии.

Антиутопии связаны с реальной жизнью, они показывают, что выходит из утопических идей, если их претворять в жизнь, поэтому антиутопии всегда строятся на остром конфликте, подсказанном жизнью, имеют драматический, напряженный сюжет, яркие характеры героев.

Сюжетный конфликт возникает там, где герой отказывается испытывать наслаждение в собственном унижении властью. Главный герой А.Кабакова прихватив с собой жену, сбегает в будущее от «компетентных органов», которые стараются контролировать его каждый шаг. Социальная среда и личность - вот главный конфликт антиутопии.

Антиутопия более свободна в использовании художественных средств, она обращается к научной фантастике, сатирическим приёмам, аллюзиям, реминисценциям. В антиутопии всегда развёрнутый сюжет, который строится на конфликте идей, получающих конкретное воплощение в характерах героев.

3. Итоги урока:

Учитель: Что нового на уроке сегодня вы узнали?

Дети: Мы познакомились с новыми жанрами антиутопий 21 века.

Учитель: А с какими жанрами антиутопий мы познакомились? Давайте перечислим?

Дети: Повесть-антиутопия, роман-антиутопия, антиутопия-миф, антиутопия-сказка, антиутопия-детектив-фэнтези, сатирическая антиутопия, детективная антиутопия, антиутопия-катастрофа, социальная антиутопия и др.

Учитель: Молодцы!

4. Домашнее задание: Прочитать произведение Ю. Даниэля «Говорит Москва», определить жанр антиутопии, выявить антиутопические черты произведения.




© 2010-2022