Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение.

Урок №1.

Художественное произведение. Содержание и форма, автор и герой.

Цель: привлечь внимание учащихся к необходимости изучения художественной литературы и заинтересовать их особенностями курса; выявить уровень литературного развития учащихся; восстановить в памяти теоретические сведения о содержании и форме в литературе, показать сходство и различие между автором и его героями; пробудить возвышенное отношение к искусству слова.

Оборудование: выставка читательских дневников, учебник.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

  2. Постановка цели и задач урока.

  3. Работа над темой урока.

  1. Слово учителя.

- Максим Горький говорил: «Цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нём стремление к истине… уметь найти хорошее в людях, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать всё для того, чтобы люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты».

  • Выскажите своё мнение по поводу этих слов.

  • В прошлом году мы с вами ознакомились с тремя родами литературы. Назовите их.

От того, к какому роду литературы относится произведение, во многом зависит его форма и содержание. Василий Жуковский писал: «Поэт в облаках и зовёт в облака, а проза приглашает подойти земною тропинкою к семейному дому, встречает у дверей с хлебом и солью и, сажая гостя на почётное место, заводит с ним разговор радушный…».

  • С какими произведениями В.А. Жуковского вы уже знакомы?

  1. Практическая работа.

  • По отрывку догадайтесь, какова форма (стихотворная, прозаическая, драматическая) и содержание произведения (о чём оно).

  • Что наш язык земной пред дивною природой?

  • С какой небрежною и легкою свободой

  • Она рассыпала повсюду красоту

  • И разновидное с единством согласила!

  • Но где, какая кисть ее изобразила?

  • Едва-едва одну ее черту

  • С усилием поймать удастся вдохновенью...

  • Но льзя ли в мертвое живое передать?

  • Кто мог создание в словах пересоздать?

  • Невыразимое подвластно ль выраженью?..

  • Святые таинства, лишь сердце знает вас.

  • Не часто ли в величественный час

  • Вечернего земли преображенья -

  • Когда душа смятенная полна

  • Пророчеством великого виденья

  • И в беспредельное унесена,-

  • Спирается в груди болезненное чувство,

  • Хотим прекрасное в полете удержать,

  • Ненареченному хотим названье дать -

  • И обессиленно безмолвствует искусство?

(В.А. Жуковский)

Медведь. Не знаете ли вы, что сегодня будут представлять?

Заяц. Сейчас погляжу. У меня с собой афиша. Ну-ка, что там написано? «Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах».

Медведь. О двух горбунах? Значит, о людях. Зачем же, в таком случае, нас сюда позвали?

Лев. Ну что тут удивительного? Ведь это сказка - не так ли? А какая же сказка обходится без нас, зверей?

(Т.Г. Габбе).

«В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

(К.Г. Паустовский)

3. Выразительное чтение вступительной статьи учебника. Ответы на вопросы к статье. Стр. 3-5.

4. Беседа.

  • Кто такой автор?

  • Как можно заменить слово ГЕРОЙ произведения? (Персонаж)

  • Что роднит автора и его героя?

  • Что такое композиция произведения? КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемовпроизведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

5. Викторина: выявление уровня литературного развития учащихся.

Из каких произведений эти отрывки?

  1. «У сильного всегда бессильный виноват…» (Волк и Ягненок)

  2. Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! (Бородино)

  3. Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика». (Заячьи лапы).

Чей портрет?

  1. Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива… (Мачеха из сказки «О мёртвой царевне и о семи богатырях»)

  1. «Через 2 дня…как заправдавский провожатый, шагал по берегу речки вверх… В резиновых сапогах и брезентовой куртке, он держался рядом с отцом, приноравливаясь к его шагу…» (Васютка «Васюткино озеро»).

  2. «Прижав к груди заснувшую игрушку, седой мальчишка на лафете спал». (Мальчишка из стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете»).

Кто говорит?

  1. Да ну тебя! Дьявол! На вас не напасёшься, на христарадников! Вот твой хлеб! Иди, копай…

  2. (Филька из сказки Паустовского «Тёплый хлеб»).

  3. Ну и мальчишка! Казалось бы, пора мне привыкнуть к его фокусам. Или мало он выкидывал со мной всяких штук? Могла бы на этот раз быть умнее. Но, видно, нет хуже дурака, чем старый дурень».

(Тётушка из повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

  1. Ну, как вам сказать. Вы очень своенравный человек. Что бы я ни сказала, вы говорите: неверно. Что бы ни написала, вы говорите: не так. А я люблю, когда со мной соглашаются!»

(Королева из сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»)

  1. Рефлексия.

Подводя итог нашего урока, мне хотелось бы вас ознакомить с правилами творческого читателя.

  1. Размышляйте над художественными текстами.

  2. Пробуйте голосом «оживить» прочитанное.

  3. Сравнивайте литературные произведения с произведениями других видов искусства.

  4. Заботьтесь о точности, ясности и выразительности ваших мыслей.



  1. Домашнее задание: Стр.3 - 5, пересказ. Ответ на вопрос «Как я выбираю книгу для чтения». Письменно.

© 2010-2022