Статья на тему Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Статья посвящена введению итогового сочинения, являющегося результатом систематической планомерной работы учащихся, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Для успешного написания сочинения выпускникам необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной. В школьной программе их усвоению уделяется мало внимания, поэтому при написании сочинений большинство школьников, как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дейнеко Наталья Николаевна

Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 ст.Зеленчукской», КЧР, Россия

[email protected]


Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Аннотация: Статья посвящена введению итогового сочинения, являющегося результатом систематической планомерной работы учащихся, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Для успешного написания сочинения выпускникам необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной. В школьной программе их усвоению уделяется мало внимания, поэтому при написании сочинений большинство школьников, как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов. В статье уделено внимание аспектам методической работы учителя при формировании умения писать сочинение, определены эффективные приемы подготовки учащихся.

Ключевые слова: сочинение, школа, методика, подготовка, текст.

На протяжении многих лет школьное сочинение является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Оно хорошо знакомо не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов гуманитарного цикла. Сочинение является результатом систематической планомерной работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе. Введение в 2014 г. итогового сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний обучающихся, повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Учителями русского языка и литературы, работающими в выпускных классах, решение о возвращении экзаменационного сочинения было принято неоднозначно. Причин много.

1. Часть педагогов считает, что предлагаемая «концепция итогового сочинения» не решит проблем литературного и духовно-нравственного развития современного школьника, а их на сегодняшний день множество: проблема чтения, проблема «письма», проблема воспитания подрастающего поколения.1 В связи со снижением интереса к классической литературе, переориентацией на литературу детективного, криминального, мистического характера современный школьник утрачивает привычку к серьезному чтению, навыки интерпретации текста. Об эстетической и духовно-нравственной рефлексии над прочитанным не приходится и говорить.

2. Пришлось проводить корректировку часов внутри учебного курса, а также формировать новые подходы к изучению текстов художественных произведений и литературной критики, потому что информации о нововведении в начале учебного года было недостаточно.

3. Высказывалось мнение о том, что писать сочинение в декабре рано, так как изучение курса литературы ХХ века еще не окончено.

4. Для качественной подготовки к итоговому сочинению необходимо увеличение времени на изучение предмета "Литература" уже с пятого класса. Определенных базовым планом часов недостаточно для планомерной подготовки к написанию сочинений данного вида.

5. Родители выпускников считают, что дети ряд лет живут в постоянном эксперименте, а это является причиной учебных перегрузок, стрессовых ситуаций, ухудшения здоровья.

6. Кроме того, необходима комплексная оценка, которая бы учитывала весь путь литературного и личностного развития ученика: знание литературы, его читательский рост, качество творческих и исследовательских работ как показателя его эстетической и духовной зрелости. Есть опасение, что сочинение не справится с этой ролью.
Но много и сторонников, поддерживающих возвращение сочинения в качестве письменной экзаменационной работы: большинство учителей понимает, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли выпускнику сложно добиться успеха в жизни и карьере. Есть и надежда, что введение итогового сочинения в выпускном классе станет мотивацией для старшеклассников к более серьезному изучению классической литературы.

Анализ результатов итогового сочинения 2014 г. показал, что большинство школьников испытывает те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов, поэтому чтобы подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, особое внимание следует уделять формированию умения создавать текст на заданную тему. Как показала практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным учащимися при написании итогового сочинения, относятся:

- отход от выбранной темы;

- незнание композиции сочинения;

- приведение аргументов упрощенных или не относящихся к выбранной теме;

- неудачное привлечение литературного материала в качестве аргументации;

- фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях произведений, биографиях писателей;

- отсутствие логических связей между композиционными частями сочинения;

- нарушение или отсутствие абзацного членения;

- избыток речевых клише;

- пунктуационные, грамматические, речевые и другие ошибки;

- недостаточный объем сочинения.

Для предупреждения ошибок такого рода необходимо анализировать с учащимися готовые тексты с разных сторон: определять их коммуникативную задачу (вычленять главную информацию, темы и микротемы текста), их логический и композиционный замысел, отбор лексики, сочетаемость слов и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента). Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Следует помнить о важности самоанализа, обеспечении обратной связи, уделять внимание вопросам анализа формы и содержания созданного текста, учить школьника видеть сильные и слабые стороны собственной работы и редактировать ее.2

Сочинения необходимо анализировать в классе с обязательной опорой на критерии оценивания; обсуждать наиболее удачные сочинения и их фрагменты; вести работу по доработке анализируемых сочинений (обоснованность подбора аргументов к ним, варианты вступления и заключения, поиск способов перехода от одной композиционной части к другой и др.). Учитель должен вести работу по формированию не только определенных навыков, но и всего комплекса умений, необходимых для написания сочинения. Полезна индивидуальная работа с учащимися по особенностям их сочинений.

На каждом уроке рекомендуется включать следующие виды упражнений:

- развёрнутые письменные ответы-рассуждения по прочитанному произведению;

- задания на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских дневников по прочитанному;

- истолкование лексического значения слов, обозначающих разные стороны личности человека, его жизненные убеждения и принципы, черты характера;

- задания на редактирование грамматических, пунктуационных, речевых и орфографических ошибок;

- задания на составление логических переходов между частями высказывания, частями сочинения, между аргументами;

- анализ образцов сочинений для развития навыка рецензирования своей и чужой работы;

- контрольные работы в формате итогового сочинения.

Перспективной в этом направлении видится возможность введения в школах специального курса для учащихся 10-11 классов, состоящего из нескольких блоков:

1. Теория литературы (восприятие литературного произведения как идейно-художественного единства, выявление особенностей произведения).

2. Теория сочинения (знакомство с различными жанрами литературного творчества).

3. Практикум по написанию сочинения (решение задач практического характера, направленных на предупреждение ошибок, формирование умения составить характеристику героя, цитатный план сочинения и т.д.).

Такой учебный курс должен сочетать не только работу с программными произведениями, но и опираться на коммуникативные практики учащихся старших классов, выходящие за рамки урока (участие в различных форумах, конференциях и др.).

Таким образом, каждому учителю русского языка и литературы предстоит продолжить большую работу не только по обеспечению учащихся знаниями из области фонетики, орфографии, лексики, синтаксиса, пунктуации, стилистики, но и по способствованию усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности.

1 Ядровская Е.Р. От чтения к творчеству. О возвращении сочинения и судьбе школьного литературного образования // Учительская газета. 2014. №22.

2 Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) / Федеральная служба по надзору в сфере образования. М. 2014.С.17-18.

© 2010-2022