Статья по современным образовательным технологиям на тему: Инновационная технология изучения литературы. Кейс-технологии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





  1. Инновационная технология изучения литературы.

  2. Кейс-технологии.






















  1. Выполнила:

Александрова Галина Владиленовна,

Учитель

МОУ СОШ №16 г. Подольск





Кейс-технология на сегодняшний день стала весьма актуальной в сфере преподавания в общеобразовательных школах. Проект по внедрению кейс-технологии в процесс обучения русскому языку и литературы характеризуется продуктивностью, направлен на развитие ключевых компетенций учащихся, навыков практической деятельности. Решение кейсов не просто дает знания, а учит действовать в определенных условиях, применяя знания. Именно эти умения и необходимы современным выпускникам наших школ для успешной реализации себя.

Применение кейс-технологии на уроках должно стать неотъемлемой частью преподавания предметов в школах.

Сложно говорить о методике данной технологии, не погрузившись в историю её возникновения, развития.

В начале XX века в Гарварде преподаватели лекций стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. Это и стало первым моментом появления кейс-технологии. Мировую известность она получила лишь в 70-80-е годы. Российские преподаватели тоже старались идти в ногу со временем и также в начале 80-х годов начали применять данную технологию на своих занятиях, но особый виток развития все-таки приходится на середину 90-х годов. Это связано с реформами в экономике нашей страны, что породило увеличение потребности в специалистах, умеющих действовать в ситуациях риска, принимающих быстрые, но верные решения, чему и учит кейс-метод. Кейс-технологии ранее традиционно применялись только в обучении менеджеров и юристов. Сегодня данный метод активно внедряется в образовательный процесс российских школ.

Кейс (от англ. сase - случай, обстоятельство) - совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - это «не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию (по О.Г.Смоляниновой).

Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:

  1. повышение мотивации к обучению (проблемная ситуация всегда жизненна);

  2. развитие навыков обработки информации (информация подается как набор самых различных видов информации): анализ, выделение главных тем;

  3. развитие коммуникативной компетенции (работа в группах, умение защищать свою точку зрения);

  4. развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).

В свою очередь учитель, который использует кейс-технологии на своих уроках, сам разрабатывает кейсы, подбирает материалы к решению кейса, тоже развивается: отрабатывает навыки подбора информации, организации работы учащихся в группах.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

*обучение в малых группах (4 - 5 человек);

*перед каждой группой ставится одна и та же задача;

*задача не должна иметь однозначного решения;

*обязательное наличие информационного материала;

*при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

*обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.

При оценке работы учащихся учитель оценивает способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.

Для учителя работа с кейсом состоит из двух этапов:

- подбор ситуации и материала к ее решению;

- подача ситуации ребятам и организация деятельности по работе с ней.

В свою очередь работа учащихся с кейсом на уроке строится из нескольких этапов:

- знакомство с кейсом;

- изучение и анализ материала, предназначенного для решения ситуации;

- групповое обсуждение пути решения;

- демонстрация решения своей группы;

- дискуссия (обсуждение различных вариантов решения ситуации).

Как правило, кейс состоит из трех частей: сама проблемная ситуация, вспомогательная информация и конкретное задание к кейсу.

Проблемная ситуация может быть подана в разных видах: текст с четким сюжетом или идеей, видеофрагмент, аудиозапись, возможно даже фото или иллюстрация.

Метод кейсов гармонично вплетается в образовательный процесс школы, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в социуме. Под методом кейсов понимается изучение дисциплины путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях. Такое обучение развивает, зачастую бессознательно, понимание и способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются дети в повседневной деятельности. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем (микроситуаций), а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Ученик может примерить на себя множество ролей, попробовать себя в различных проблемных ситуациях, посмотреть, как такую же задачу решат другие. С помощью освоения кейсов ученики формируют опыт успешной деятельности.

Безусловно, возникают и трудности при подготовке кейсов и работе с ними. Прежде чем взяться за внедрение кейс-технологии в свою деятельность, учитель должен четко ответить на вопросы:

1. Для кого и чего пишется кейс?
2. Чему должны научиться учащиеся?
3. Какие уроки они из этого извлекут?

При подготовке конкретного кейса к уроку необходимо учитывать соответствие проблемной ситуации цели урока и возрастным особенностям класса. Далее правильно и четко сформулировать задание к решению кейса. Также необходимо подобрать такой набор информации, который бы в полной мере всесторонне отражал суть проблемы, либо, наоборот, объем информации был бы недостаточным, что порождает интерес учащихся к кейсу и усиливает мотивацию работы с ним.

Важно заранее продумать эффективность работы в группах, чтобы создалась ситуация коллективного обсуждения и решения ситуации. Работа в микрогруппах занимает центральное место в методе кейсов, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как обучающиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Именно при работе в микрогруппах происходит разбор ситуаций как совокупности обстоятельств, обстановки или положения дел, в которых члены коллектива совместно ищут решение проблемы. Они слушают друг друга, говорят сами, записывают,
наблюдают, анализируют полученный результат. При этом спорят, строят гипотезы, учатся слушать, соглашаться с лучшим проектом решения, находят ошибки, проектируют решения, действия, готовят материал для дискуссии.

Важной особенностью данной технологии является то, что он позволяет сочетать в себе различные методы и приемы обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.

Методы и приёмы


Содержание деятельности

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мыслительный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мысленного преобразования

Метод описания

Создание описания ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев в ситуации

«Мозговой штурм»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей её решения

С применением кейс-технологий на уроках русского языка и литературы содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, отводится больше времени для группового и межгруппового взаимодействия на уроках. Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один ответ, а кейс предполагает несколько вариантов решения. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов её решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему. Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.

Например, на уроке литературы по изучению рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского» (6 класс) на последнем уроке можно оформить в виде кейса отрывок из произведения, когда учительница Лидия Михайловна и ее ученик, заигравшись в «замеряшки», не слышат, как вошел директор школы. Разделив ребят на группы (по 5-6 человек), предложить им взять на себя полномочия директора и самим решить исход ситуации, но при формулировании оптимального решения опираться на знание уже прочитанного о героях и должностные инструкции устава школы, на которые должен опираться руководитель учебного заведения в сложившейся ситуации. После предложенных вариантов и обсуждения их мы вновь обращаемся к тексту и зачитываем тот вариант, который предложен автором произведения. Ребята уже другими глазами смотрят на действия директора и по-другому осмысливают замысел произведения. Факт принятия самостоятельных решений в роли учителя повышает мотивацию обучения на уроке.

Другой пример кейс-заданий.

При изучении творчества Л.Толстого

Отрывок из произведения «Детство». Основой обсуждения является поступок мальчика - главного героя, который, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.

Кейс-задание:

- Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело.

Для решения данного кейса используется инсценировка - эксперимент. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей разыгрывают свои вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.

Решения кейсов одинаково эффективны в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.

При умелом использовании такого рода деятельности на уроках как решение кейсов происходит самопроизвольный переход учащихся от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции самообучения. Практически создаётся отход ориентации образования от усредненного ученика к индивидуализированному подходу к каждому учащемуся.









Список литературы:



  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. - с. 61 - 69.

  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

  3. Давиденко В. Чем "кейс" отличается от чемоданчика?/«Обучение за рубежом» №7, 2000.

  4. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах. - М.: Народное образование, 2004. - 352 с.

  5. Завгородняя А., Ямпольская Д. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых//Новые знания. - 2001, №2.

  6. Луи И.Барнс, К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж.Хансен Преподавание и метод конкретных ситуаций.- М., 2000.

  7. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/ научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

  9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода/Под ред. д.с.н., профессора Сурмина Ю.П.- Киев: Центр инноваций и развития,2002.-286с.

  10. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

  11. Современные технологии обучения/Под ред. Г.В.Борисовой и др. - СПб., 2002.

  12. educ.sfu.ca/case

  13. pace.edu/CTRCaseStudies

  14. worldbank.org/wbi/cases/tips/html

  15. e-xecutive.ru/workshopъ

  16. casemethod.ru/base1.php?tbl=artikel&id=1



© 2010-2022