- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы в 6 классе. Стихотворение А. С. Пушкина Зимнее утро
Урок литературы в 6 классе. Стихотворение А. С. Пушкина Зимнее утро
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Нижниковская С.И. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Технологическая карта
проведения мастер-класса
по литературе
6 класс
Учитель Нижниковская С.И.
Тема. Яркость и живописность поэтических картин природы в
стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро», в музыке и картинах
русских художников.
Цели и задачи:
-
продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста;
-
развивать у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала; формировать навыки восприятия поэтического слова, художественного и музыкального воссоздания картин природы, близких по тематике к лирическому произведению А.С.Пушкина;
-
обогатить опыт эстетических переживаний учащихся; воспитывать бережное и внимательное обращение с художественным текстом в процессе его исследования; воспитывать интерес к поэзии, живописи, музыке.
Тип урока: интегрированный урок-исследование
(литература, изобразительное искусство, музыка,
использование ИКТ)
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции зимних пейзажей
русских художников и рисунки учащихся; аудиозаписи
мелодекламации стихотворения «Зимнее утро» в
исполнении Г. Вольнова, «Времена года. Зима»
А.Вивальди; компьютер, интерактивная доска, проектор,
презентация урока-исследования; карточки-гармошки
«Подбери рифму»; РМ для анализа текста стихотворения.
Ход занятия
I. Организационный этап урока.
II. Формулирование темы и целей урока. Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Словесное рисование.
Представьте себе, что сегодня воскресенье, не надо идти в школу, и вы можете спать, сколько захочется! Часов в 11 начинаете ощущать, что вас что-то разбудило, открываете глаза и видите: ослепительный солнечный луч пробился между шторами. Вы встаете, подходите к окну и замираете от картины, представшей перед вам: за окном, где еще вчера была серость, туман и грязь, сегодня все в ослепительной белизне - выпал снег.
Предлагаю вам посоревноваться в искусстве словесного рисования. Попробуйте нарисовать картину, которую вы увидели из своего окна.
(Ответы учащихся: краткие описания зимней природы, которые можно увидеть из окна своего дома).
Прослушав высказывания, мы поняли, что ваши предложения получились немного похожими, с частым использованием одних и тех же словосочетаний «белый снег», «яркое солнце»… Давайте попытаемся немного разнообразить свою речь.
2. Речевая разминка.
Вы уже поняли, что сегодня наш разговор2пойдёт о зиме. Для пополнения вашого словарного запаса в виде речевой разминки я предлагаю вам выполнить такое задание: придумайте рифмы к словам, данным на карточках-гармошках.
(Учащиеся получают карточки-гармошки со словами, к которым надо подобрать рифмы. По окончании работы каждый может проверить свои результаты: внутри карточки-гармошки есть несколько вариантов рифмующихся слов.)
ночной
рекой
увидали
сверкает
пел
светило
играет
снежный
заносит
3. Прием антиципации.
- Скажите, у вас дома есть копилки? А что вы копите? Сейчас я вам тоже раздам копилки, только необычные. К концу урока, работая в паре, вы
постараетесь наполнить эти копилки… Как вы думаете, чем? Словами, мыслями и чувствами, которые возникнут у вас при работе с одним из
прекраснейших литературных «памятников» зиме - стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
ЧТО Я ВИЖУ
ЧТО Я СЛЫШУ
ЧТО Я ЧУВСТВУЮ
1 строфа -
2 строфа -
3-
4-
5-
1 строфа -
2 строфа -
3-
4-
5-
1 строфа -
2 строфа -
3-
4-
5-
После этого учитель дает установку на восприятие: «Давайте вслушаемся в пушкинские стихи и постараемся почувствовать то настроение, которое хотел передать поэт».
III. Организация восприятия и осмысления новой информации.
1. Первичное восприятие произведения.
Прослушивание в аудиозаписи мелодекламации стихотворения «Зимнее утро» в исполнении Григория Вольнова (см. в приложении к уроку)
2. Эмоционально - оценочная беседа. - Понравилось ли вам стихотворение? - Какую картину вы представили себе, когда слушали это стихотворение? - Помогла ли музыка полнее и глубже вникнуть в его содержание? - Хотели бы вы научиться так же выразительно читать стихи?
3. Обучение выразительному, беглому, осознанному чтению (учащиеся получают РМ с правилами выразительного чтения стихотворений - экземпляр на парту)) 1) При чтении очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза - после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет.
(РМ) Необходимы паузы при знаках препинания: - там, где запятая, пауза на счёт РАЗ ( , ) - точка, тире, двоеточие - на счёт РАЗ, ДВА ( . ― : ) - вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ (? ! )
2) Практическое занятие. Выразительное чтение стихотворения уч-ся.
IV. Исследовательская работа над содержанием стихотворения
1. Литературоведческий практикум (слайд №2 презентации). 2. Исследование №1. Лексика стихотворения (слайды № 3-4) 3. Исследование №2. Адресат стихотворения (слайды № 5-6) 4. Исследование №3. Чувства героев (слайды № 7-8) 5. Исследование №4. Выразительные средства произведения (слайды № 9-11)
6. Анализ лирического переживания пушкинского героя под углом вопроса: Как меняется настроение героя?
Работа учащихся с «копилкой»:
1 строфа
- Какие краски мы возьмём, чтобы изобразить цветовую гамму этой строфы? (голубая - мороз, жёлтая - солнце, розовая - рассвет). Запишите ваши впечатления: я вижу…, я слышу…, я чувствую…
2 строфа - тревога, грусть, печаль, беспокойство; краски - серая, фиолетовая, синяя, чёрная...
(Далее ученики работают в парах)
3 строфа - спокойствие, умиротворение, величие, покой; краски - голубая, жёлтая, белая, зелёная.
4 строфа - уют, тепло, свет, мечтательность; краски - жёлтая, оранжевая, красная.
5 строфа - нетерпение, радость, полёт, бег саней; краски: зелёная, голубая, жёлтая (солнечный день).
Вывод. Природа, которую рисует поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.
V. Виртуальная экскурсия «В гости к живописцам и музыкантам».
1. Постановка проблемного вопроса: «Какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить картины зимней природы? Аргументируйте свой выбор» (ответы учащихся)
А сейчас нам с вами предстоит научиться видеть красоту, выраженную не только словом, но и с помощью красок, звуков. Давайте помечтаем и перенесемся в чарующий зимний пейзаж вместе с художниками.
(Выступления подготовленных учащихся, комментирующих картины зимних пейзажей известных русcких художников
(Работа со слайдами № 13-19)
2. Изменилось ли ваше мнение о палитре художника, изображающего картины зимней природы? (Слайд №20)
3. Путешествие в волшебный мир музыки.
Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года». Казалось бы, Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней картины и нашей зимы.
Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима»
(см. в приложении к уроку)
Беседа о музыкальных впечатлениях
-
Что вы представили себе, слушая музыку?
-
Какие образы возникли у вас?
-
Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
Конечно же, ребята, каждый из вас услышал в музыке А. Вивальди что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка - искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям. Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа.
VІ. Рефлексия. Барометр настроения.
У каждого из вас на столе лежат смайлики. Выскажите при помощи них свое мнение об уроке: - Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались -
- Если были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа -
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно -
VІІ. Домашнее задание творческого характера (по выбору учащихся):
(Слайд №21)
1. Написать сочинение по одной из предложенных картин (примерные темы: «За что я люблю зиму», «Причуды матушки-зимы», «Снежная красавица»).
2. Подготовить коллаж «Снежная мозаика», «…И рады мы проказам матушки-зимы».
3. Сочинить стихотворение о красоте зимней природы.
VІІІ. Подведение итогов урока. Метод «Открытый микрофон»
-
С какими произведениями мы познакомились на уроке?
-
Назовите авторов этих призведений.
-
С какими именами сегодня встретились впервые?
-
Какой теме посвящены работы Пушкина, Вивальди, русских художников-пейзажистов?
-
Чему учились на уроке?
-
Чему научились?
Спасибо всем за урок! Вы работали очень активно и заслужили эти аплодисменты! wooi.ru/dock/fonoteca3.php?soz=ap1#ap1
Использованные ресурсы:
shkolazhizni.ru/img/content/i58/58838_or.... liveinternet.ru
«Энциклопедия русской живописи»
hHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"ttpHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"://HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"wwwHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23".HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"artsaitHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23".HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"ruHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"/HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"fotoHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23".HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"phpHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"?HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"artHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"=HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"kHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"/HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"kiprenskiyHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"/HYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"imgHYPERLINK "artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23"/23
httpHYPERLINK "artsait.ru/"://HYPERLINK "artsait.ru/"wwwHYPERLINK "artsait.ru/".HYPERLINK "artsait.ru/"artsaitHYPERLINK "artsait.ru/".HYPERLINK "artsait.ru/"ruHYPERLINK "artsait.ru/"/
wooi.ru/dock/fonoteca3.php?soz=ap1#ap1
andrei-stoliar.ru/post199129335/ копия
picture-russia.ru/genre/24 копия 1
yoursmileys.ru/t-fun.php копия