Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель: Андреева Л.А.

Предмет: русский язык

Класс: 6В

Тип урока: урок «открытия нового знания»


Тема

Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.

Цель

Создать условия для формирования навыка правильного написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных.

Задачи

1.Способствовать формированию знаний учащихся по теме «Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных»

2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

3. Способствовать формированию коммуникативных качеств учащихся через работу в парах, группах.

Межпредметные связи

Русский язык, литература.

Ресурсы:

-основные


-дополнительные

- Русский язык. Теория.5 - 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - 20-е издание, стереотипное. - М.: Дрофа, 2011.

Русский язык. Практика. 6 кл: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией А.Ю. Купаловой. - 18-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2011.

-презентация к уроку

-тетрадь

-карточки с заданиями для работы в группах

-компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки

Организация пространства

фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа с использованием ИКТ- оборудования

Метод обучения

частично-поисковый

Технологии

-проблемно-поисковая технология

-технология групповой работы

-технология сотрудничества

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Метапредметные по ИКТ-компетентности

Личностные

-знать условия написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных;

-строить монологическое высказывание на данную лингвистическую тему

- выделять главную и избыточную информацию, сравнивать и структурировать учебный материал;

- планировать свою деятельность под руководством учителя, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, организовывать учебное взаимодействие в группе

-осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательной организации.

-соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

-использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет;

-участвовать в коллективном создании текстового документа;

-использовать возможности электронной почты для обучения.

- развитие познавательного интереса к русскому языку

Риски

Проблема с самостоятельной формулировкой вывода учащимися, затруднения с составлением алгоритма

Структурные параметры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

- Сегодня у нас не обычный урок, а только фрагмент.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника

2. Актуализация знаний с использованием интерактивной доски

- Запишите сегодняшнюю дату.

- Для начала поиграем в игру «Третий лишний».

-На доске записаны группы слов, что вам необходимо сделать?

-Сейчас самостоятельно найдите в каждой группе лишнее слово и запишите его в тетрадь.

( зеленый, серебряный, со..нце, каменный

Гуси..ый, дерево, предложение, плавание

кожа..ый, белизна, сияние,озарение)

Учащиеся записывают число.

Формулируют задание.

Учащиеся записывают в тетрадь исключенные слова и объясняют, почему они «лишние». Один учащийся выполняет задание на интерактивной доске.

Коммуникативные:

уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение.

Регулятивные: планирование, целеполагание

По ИКТ-компетентности: уметь работать на интерактивной доске, пользоваться инструментарием интерактивной доски

3. Создание проблемной ситуации. Целеполагание.

-Объяснить, почему оно лишнее.

-К какой части речи относятся эти слова?

-От какой части речи они образованы? Докажите.

-В какой части слова пропущена орфограмма?

-Сравните свои записи с правильным вариантом.(учитель демонстрирует правильный вариант)

-Все ли правильно написали слова? Почему? Чего мы не знаем? (побуждение к осознанию проблемы)

-Значит, какова тема нашего урока?

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему(слайд 3).

Высказывают версии.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют проблему, определяют тему урока и ставят цели.

-Узнать, когда пишется Н и НН в прилагательных;

-Научиться правильно употреблять прилагательные в речи

Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему и цель совместно с учителем

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

4. Открытие нового знания

-А сейчас поработаем в группах. Я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос, когда же в именах прилагательных пишется -Н-, а когда - -НН-. Для этого нам надо разделиться на группы. Но прежде я хочу предложить вам индивидуальное задание: составить памятку, как определить, когда в именах прилагательных пишется -Н-, а когда - -НН-. Подробную инструкцию-алгоритм. Кто хочет попробовать?

Все остальные будут выполнять задание. Оно одно, но пути решения могут быть разные.

У вас на партах листочки разного цвета.

  1. Если возьмете задание на зеленом листочке, значит, вам помощь не нужна.

  2. Если на желтом - будет дана небольшая подсказка.

  3. Если на красном - вам дается подсказка, при необходимости можно пользоваться учебником.

-Посмотрите задания, подумайте и по желанию разделитесь на группы.

Знакомятся с вариантами материалов для исследования и по желанию делятся на группы.

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; слушать и понимать речь других; работать в группе.

Познавательные: учиться отбирать материал для сообщения, находить ответы на вопросы.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в группе.

5. Поиск информации с использованием ИКТ

Учитель координирует работу в группах, консультирует учащихся, испытывающих затруднения при выполнении заданий.

Работа в группах с использованием ноутбука.

Индивидуальная работа по составлению алгоритма.

(2 учащихся с высокой мотивацией, учитывая их психологические особенности)

Групповая работа по составлению алгоритма.

Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разноуровневыми заданиями.

ПО ИКТ-компетентности:

-использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет;

-участвовать в коллективном создании текстового документа;

-использовать возможности электронной почты для обучения.

Коммуникативные: уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли.

6.Контроль знаний и первичное закрепление.

Проверяет итоги работы в группах, обращаясь поочередно к группам с вопросами:

- Когда в именах прилагательных пишется -Н-? Приведите свои примеры, объясните.

- А когда в именах прилагательных пишется -НН?

Приведите свои примеры, объясните.

- А теперь сравним наши выводы с правилами учебника. Прочтите материал Т. п. 105 и ответьте на вопрос:

- Что нового узнали из учебника?

- А теперь посмотрим, какой алгоритм у нас получился. (Алгоритмы от каждой группы пересылаются на электронную почту учителя)

Уточнение и выведение итогового алгоритма.

-Мы распечатаем его и будем пользоваться на следующих уроках.

- Посмотрите на доску и прочтите отрывок из стихотворения Сергея Есенина.

Свет луны серебряный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя,

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

- Найдите прилагательные, выпишите их и объясните их правописание.

- Молодцы, на сегодня все запланированное мы выполнили.


Отчёт групп.

Работа с учебником и ответы на вопросы.


Представление алгоритма.


Выразительное чтение.

Выписывают прилагательные, объясняют правописание.

Познавательные: уметь систематизировать материал, полученный в результате групповой работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; отвечать на вопросы.

Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7. Домашнее задание

Домашнее задание будет на выбор:

  1. Т пар. 105, П упр. 412, в котором нужно объяснить правописание -Н- и -НН- в прилагательных.

  2. Написать сказку «Приключения -Н- и -НН- в королевстве Прилагательного».

Читают задание, слушают инструктаж.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

8. Рефлексия

Подведём итог:

-Что нового каждый из вас для себя узнал на уроке?

- Чему научились?

- Что вспомнили?

- А как вы оцените свою работу?

Довольны вы собой или нет? Покажите с помощью знаков.

Да, ребята, мы узнали условия написания Н и НН в именах прилагательных, образованных от имен существительных; учились выделять главную информацию, планировать свою деятельность, выслушивать и объективно оценивать другого, учились вести диалог, организовывать учебное взаимодействие в группе, а также осуществлять необходимые действия для работы с ИКТ-оборудованием, которое помогает экономить время на поиск и обработку информации.

Думаю, что урок прошел с пользой. Удачи вам!

Отвечают на вопросы учителя.

- Мы научились определять условия написания Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

-Я старался выполнить как можно лучше алгоритм на ноутбуке.

-Мне понравилось работать с интерактивной доской и ноутбуками. Все стало понятнее.

-Мне понравилось, что мы выполнили план урока и потренировались работать на ноутбуке.

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на поставленные вопросы, слушать и понимать других.

Регулятивные: уметь осуществлять итоговый контроль деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Карточка №1 (информация только для учителя: низкий уровень сложности)

Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?

  1. В суффиксах прилагательного пишется …..буква Н, если:

  1. воробьиное перышко ( суффикс -ИН-)

  2. серебряная ложка, кожаная куртка (суффиксы -АН- и -ЯН-)

  1. В суффиксах прилагательного пишется …..букв Н, если:

  1. экскурсионный (суффикс -ОНН-)

  2. утренний (суффикс -ЕНН-)

  3. туманный (корень оканчивается на Н и суффикс -Н-)

  1. Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.

Карточка №2 (информация только для учителя: средний уровень сложности)

Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?

  1. В суффиксах прилагательного пишется …..буква Н, если:

  1. воробьиное перышко

2)серебряная ложка, кожаная куртка

  1. В суффиксах прилагательного пишется …..букв Н, если:

  1. экскурсионный

  2. утренний

  3. туманный

  1. Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.

Карточка №3 (информация только для учителя: высокий уровень сложности)

Исследуйте примеры и постарайтесь дать ответ на вопрос: « При каком условии в именах прилагательных пишется одна Н, а при каком - две Н?

  1. ……., если:

1)воробьиное перышко

2)серебряная ложка, кожаная куртка

  1. ……., если:

  1. экскурсионный

  2. утренний

  3. туманный

  1. Приведите свои примеры на каждый случай и запишите их в тетрадь.

Карточка №4 (индивидуальное исследовательское задание)

  1. Постарайтесь определить порядок действий при определении количества букв Н в суффиксах имен прилагательных, образованных от существительных.

  2. Исследуйте материал учебника п. 23, выясните, когда в прилагательных пишется одна буква Н, а когда - две.

  3. Составьте памятку-алгоритм.

Алгоритм

Буквы -Н- и -НН- в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных

ОТехнологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)пределить, от какой части речи образовано прилагательное

От имени существительного

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)Да

Определить, какой суффикс прибавлен к основе

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

-ОНН-, -ЕНН- -АН-, -ЯН-, -ИН-

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

ДТехнологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)а Да

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Пиши НН Пиши Н

Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)Технологическая карта урока русского языка на тему Буквы н и нн в суффиксах прилагательных (6 класс)

Исключение: Исключения:

ветреный стеклянный

оловянный

деревянный

© 2010-2022