Метод проектов в формировании общеучебных умений и навыков на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лихицкая Татьяна Викторовна

Соловьева Ирина Ивановна

МБОУ «СОШ №20» г. Абакана

Метод проектов в формировании общеучебных умений и навыков

на уроках литературы.

В соответствии с новым Федеральным компонентом государственного стандарта по всем учебным предметам предусматривается формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Для этого на уроках литературы используем различные формы организации учебного процесса. Они носят активный и интерактивный характер, позволяющий каждому ученику реализовать свой потенциал, полнее раскрыть личностные качества, повысить самооценку, получить исчерпывающие ответы на волнующие вопросы. С целью формирования умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы в своей работе используем «Технологию метода проектов», прибегая к сочетанию ее с информационно-коммуникативной технологией. Подобная интеграция способствует творческому и интеллектуальному развитию детей, формированию критического мышления и ключевых компетенций школьников. В процессе разработки проекта, обучающиеся в средних классах под руководством учителя, а в старших самостоятельно изучают критическую, научно-популярную, справочную литературу. Ученики составляют разные по характеру и результату проекты: информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные. По форме: слайдовые презентации, видеоролики, журнальные репортажи, методические пособия.

Для четкой организации деятельности обучающихся нами разработан алгоритм работы над созданием проекта:

  • формирование групп (художники, лингвисты, редакторы)

Художники создают видеообразы персонажей, макет мультимедийной презентации. Лингвисты работают над анализом изобразительно-выразительных средств и семантикой слов. Редакторы отбирают наиболее важные эпизоды произведения, видеофрагменты для анализа поставленной проблемы.

  • сбор и обработка материалов производится всеми участниками проекта. При этом учитель выступает в роли консультанта.

  • презентация проекта (творческая группа)

  • оценка результатов (учитель, курирующий работу над проектом, независимые эксперты из числа учеников)

Накоплен опыт по созданию, совместно с обучающимися, проектов: в 5 классе при изучении темы «Устное народное творчество» ребята выполняли проект «Пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости»; в 6 при прочтении поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня…про купца Калашникова» разработан проект «Иван Грозный. Какой он?». В 7 классе при работе над романом «Капитанская дочка» предметом изучения стал образ Е. Пугачева «Кто он: злодей или заступник?», в 8 - создан проект по «Слову о полку Игореве» (изображение описываемых событий А.С.Пушкиным «Песнь о Вещем Олеге», В.М.Васнецовым «После побоища», А.П.Бородиным «Князь Игорь»)

Мы считаем, что применение метода проектов на уроках литературы делает уроки не только интереснее и разнообразнее, но и кардинально меняет роль учителя и ученика. Учитель - инструктор, куратор, наставник; ученик - активный участник образовательного процесса, который учится мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Такой вид деятельности способствует развитию личности ученика, формированию умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные). Деятельность учеников становится интереснее и разнообразнее. Ведь еще в древности говорили: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, - я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда»

© 2010-2022