Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы

В работе рассматриваются необходимые условия, способствующие формированию исследовательских навыков школьников, необходимых для воспитания у них жажды знаний и стремлений к открытиям. Обобщается опыт учителя по актуальным вопросам современного образования: развитию познавательного интереса к учению через самостоятельный поиск информации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы

Описание системы работы



Н. М. Балакина












Ленинск-Кузнецкий

2015

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Исследовательская деятельность в процессе обучения……………….7

1.1. Понятие исследовательской деятельности………………………………….7

1.2. Особенности исследовательской деятельности школьников………………8

Глава 2. Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников…………………………………………………………11

2.1. Условия, способствующие формированию навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы……………………………...11

2.2. Использование заданий исследовательского характера как средства формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы………………………………………………………………..13

Заключение ……………………………………………………………………… 16

Список литературы ……………………………………………………………… 19

Приложения ……………………………………………………………………….21











Введение

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью.

Л. Н. Толстой

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому «каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитанию интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей» [9, С. 21].

В эпоху, когда личность «стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации» [2, С. 13-14].

Одной из актуальных проблем образования и современного учителя является проблема развития познавательного интереса учеников к чтению, поиску новой информации, ее исследованию. Важна она и в условиях нашей школы, так как сегодня «важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях» [1, С. 25-31]. Главная проблема школы - это «переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, обучающихся и родителей» [5, С. 34-38].

В 2009-2010 учебном году в 6 классе совместно с педагогом-психологом была проведена диагностика на выявление интереса к чтению, поиску новой информации, умению анализировать прочитанное по методике А. К. Макаровой, А. Г. Лидерс, Е. А. Яковлевой.

Результаты показали, что из 19 человек у 3 - высокий уровень интереса к чтению, умению анализировать прочитанное, по 8 человек имеют высокий и низкий уровень, дети мало интересуются чтением литературы как художественной, так и научно-популярной, не умеют анализировать прочитанное (диаграмма №1).

Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы Диаграмма № 1



В связи с тем, что лишь 16% опрошенных имеют высокий уровень интереса к чтению, поиску новой информации, умению анализировать прочитанное важное для меня приобрела проблема формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы.

Уровень выявления познавательного интереса к чтению, поиску новой информации, умению анализировать прочитанное отслеживался в течение трех лет. Результаты показали, что определение таких условий формирования навыков исследовательской деятельности школьников, как мотивированность, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей и выполнение заданий исследовательского характера (работа со словарями, справочниками, поиск информации в Интернет-ресурсах) способствует приобретению новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческого применения.

Результаты диагностики можно посмотреть на диаграммах:

Диаграмма № 2

Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы


Диаграмма № 3

Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы






Исходя из актуальности определена цель данной работы: обоснование необходимости формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы.

Задачи:

1. Охарактеризовать содержание и структуру исследовательской деятельности на основе анализа научно-методической литературы;

2. Проанализировать условия формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы.

3. Рассмотреть использование различных заданий исследовательского характера, способствующих формированию навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы.







Глава 1. Исследовательская деятельность в процессе обучения

1.1. Понятие исследовательской деятельности

Вопрос о том, когда собственные исследования детей стали применяться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ: они использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении.

Исследовательская деятельность школьников «определяется как деятельность по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся» [2, С. 23-25].

Исследовательская деятельность учащихся ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение. Такого рода деятельность дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, как мне добыть эти знания. Я знаю, где и как эти знания применить». Эти слова вполне могут служить девизом для участников исследовательской деятельности.

В процессе включения школьников в исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся, это и является основной целью включения школьников в исследовательскую деятельность. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт [2, С. 15-17].

Исследовательские умения и навыки определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования «можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений) [11, С. 23].

Таким образом, в условиях школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи «выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика» [6, С. 39-41].

Кроме того, подготовка детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий, предполагающих не только решение значимых для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем.

1.2. Особенности исследовательской деятельности школьников

Формирование исследовательской позиции учащихся - задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить».

Организация исследовательской деятельности в школе предполагает:

- создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем;

- конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Анализ научных разработок Кульневича, Курганова, Богдановой по организации исследовательской деятельности школьников показал, что «исследовательская деятельность школьников должна выполнять ряд объективных педагогических требований:

- способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью;

- содействовать формированию научного мировоззрения;

- стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся» [8, С. 47-49].

Исследовательская деятельность учащихся глубоко рассматривается в работе М.Г. Качурина (петербургский методист, профессор) «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы». В ней ученый-методист отстаивает идею исследования на уроках литературы, так как «исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления». М.Г. Качурин убежден, что «исследовательскую работу на уроках литературы целесообразно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод и как уровень, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда школьников» [7, С. 50-53].

Главной целью включения школьников в исследовательскую деятельность «является обогащение их исследовательского опыта, и этот процесс проходит в несколько этапов:

- выделение этапов обогащения опыта школьников с учетом возрастных особенностей;

- определение совокупности задач, способов и форм организации исследовательской деятельности;

- определение предполагаемых результатов деятельности» [11, С. 13-14].

Исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;

- рассматривать одни и те же факты и явления под новым углом зрения;

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

В начале учебного года обучающимся была предложена анкета «Умения познавательной деятельности» (см. приложение № 2)

Результаты анкетирования в таблице:

Вид умений

Хорошо сформировано

Овладели недостаточно

Умение ставить цели, задачи своей познавательной деятельности

67%

33%

Умение осмысливать и оценивать прочитанное

59%

41%

Умение составлять конспект, тезисы по данной теме

61%

39%

Умение рецензировать собственную работу и работу товарищей

57%

43%

Умение самостоятельно искать информацию в Интернет-ресурсах

71%

29%

Умение выполнять творческие задания

63%

37%

В приобщении детей к исследовательской деятельности учитель нацелен не только на результат, но и на сам процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.


Глава 2. Психологический аспект формирования навыков исследовательской деятельности школьников

2.1. Условия, способствующие формированию навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы

По мнению таких ученых, как Обухов А. С., Логинова Н. А., Алексеев Н. Г.,

для организации исследовательской деятельности необходимо определение таких условий, которые способствуют формированию исследовательских навыков школьников:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков литературы, русского языка с целью формирования навыков исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя - поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Личность педагога.

Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

6. Учет возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Таким образом, выполнение этих условий способствует воспитанию у школьников жажды знаний и стремлений к открытиям, потребности в поисковой активности. Задача же учителя - в системе использовать на уроках все способы научного познания: сравнение и сопоставление, анализ и синтез, обобщение и конкретизацию, постоянно поддерживать интерес учащихся к открытиям, помнить, что «необходимым условием для развития исследовательской позиции, образного творческого воображения является систематическое усложнение учебной задачи в условиях ограничения детей во времени» [2, С. 63].

2.2. Использование заданий исследовательского характера как средства формирования навыков исследовательской деятельности школьников

Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющейся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные.

В урок включаются задания исследовательского характера, для выполнения которых нужно умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Какие же формы и приемы работы помогут его реализовать?

- Большое внимание уделяется анализу текста, так как он способствует совершенствованию связной речи учащихся. В центре внимания урока - художественный текст. Работая с анализом текста, школьник учится добывать информацию, осмысливать ее, слышать и слушать собеседника, выстраивать свое высказывание.

- Уроки-путешествия, ролевые игры, задания в которых направлены на

закрепление и совершенствование полученных знаний, где требуется и

самостоятельная исследовательская деятельность по определенной теме урока.

- Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний: работа со словарями, справочниками, поиск нужной информации в Интернет-ресурсах.

Цель таких заданий - будить детскую любознательность, побуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

В основу урока положена учебно-познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, когда каждый подросток, постигая объективное содержание произведений искусства слова, видит в них не только средство получить оценку, но и находит пищу для размышлений и глубоких переживаний.

В использовании заданий исследовательского характера на уроках литературы использую следующий алгоритм проведения исследования: после определения проблемы и объекта исследования организую работу с текстом (см. приложение № 1), используя «метод рецензирования критических статей, создания творческих работ, предполагающих сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения» [5, С. 47-48].

Например, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» провожу урок-диспут «В чём смысл судьбы Онегина и Татьяны?» Размышляя над вопросами, какой духовный путь проходят герои, находят ли себя, ученики, опираясь на материалы критиков, литературоведов (В. Г. Белинского, Ю. М. Лотмана, Дм. Мережковского) спорят, приводят доводы в защиту героев, выражают собственный взгляд.

В своей практической работе применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:

- Работа над сквозными сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема детства, тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души). На основе воспроизведения материала учащиеся приходят к серьёзным обобщениям по предложенным проблемам.

- Работа над выразительным чтением: логическое ударение на ключевые слова.

- Выразительный пересказ: позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.

Ученические исследования интересны и продуктивны, так как способствуют приобретению коммуникативных навыков и умений. «Выступление перед аудиторией вынуждает структурировать излагаемую информацию, чтобы донести её до слушателей», - отмечает И. Н. Бухтиярова в статье «Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении» [3, С. 108-110]. А. Быллырытова («Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах») подчёркивает: «Очень интересным и нужным этапом при обобщении становится абстрагирование полученных знаний, создание моделей. Они выступают как особое средство мыслительной деятельности, потому что весь ход её подвергается рефлексии» [4, С. 5-7].

В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Ученики «совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений» [10, С. 30].

Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения.

Литературное образование учеников ограничивается не только учебными занятиями, но и факультативными занятиями, курсами по выбору.

В нашей школе мною проводится курс по выбору «Азбука юного исследователя», целью которого является побуждение учеников к самообразованию, к самостоятельному поиску знаний.

Активизировать познавательный интерес школьников помогает также разработанный дидактический материал: раздаточный материал, мультимедийные презентации по различным темам. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации исследовательской деятельности учащихся. Собрана папка достижений творческих, исследовательских работ учащихся.

По результатам педагогического наблюдения учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, увереннее чувствуют себя на уроках, работают активнее, умеют грамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор. Ребята активно участвуют в деятельности школьной, городской научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня (см. приложение № 3).


Заключение.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска - важная задача образования и современного учителя.

Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, которая ориентирована на приобретение новых знаний путем развития познавательной активности, мыслительных способностей и их творческое применение.

Организация исследовательской деятельности в школе предполагает:

- создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем;

- конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Проанализируем описанную систему работу по предложенным нами задачам.

Первая задача была направлена на характеристику содержания и структуры исследовательской деятельности на основе анализа научно-методической литературы. Нами была определены основные этапы исследовательской деятельности школьников, рассматриваемые в работе М.Г. Качурина «Организация исследовательской деятельности на уроках литературы»:

- выделение этапов обогащения опыта школьников с учетом возрастных особенностей;

- определение совокупности задач, способов и форм организации исследовательской деятельности;

- определение предполагаемых результатов деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность способствует выработке следующих знаний и умений:

- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, закономерности;

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления;

- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

Вторая задача решала проблему определения таких условий, которые способствуют формированию исследовательских навыков школьников.

Были определены следующие благоприятные для этого условия: мотивированность, целенаправленность и систематичность, творческая среда, психологический комфорт, личность педагога, учет возрастных особенностей.

Реализация третьей задачи позволила рекомендовать учителям использовать в своей педагогической деятельности предложенные задания исследовательского характера как средства формирования навыков исследовательской деятельности. Также рекомендуется использование программы курса по выбору «Азбука юного исследователя» (прилагается), мультимедийных презентаций при проведении уроков литературы по различным темам (прилагаются).

Таким образом, проблема формирования навыков исследовательской деятельности на уроках литературы актуальна и сложна. Результаты проведенной диагностики не претендуют на полноту и завершенность, но позволяют определить направления дальнейшей разработки изучаемой проблемы, применения выявленных условий, влияющих на эффективность формирования навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы в других классах и на других учебных дисциплинах МОУ «Основная общеобразовательная школа № 7».


















Список литературы


1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1. С. 24-34.

2. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. - Ижевск, 2007. - 64с.

3. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении / И.Н. Бухтиярова // Школьные технологии. 2001. - №2. -С. 108-114.

4. Быллырытова А. Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах / А. Быллырытова // Литература. 2004. - №24. -С. 5-9.

5. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии// «Исследовательская работа школьников».- М «Народное образование, № 3, 2004.-С.-21-32.
6. Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве// «Народное образование, № 4, 2004.-С.-116-118.

7. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. - М.: Вербум - М., 2001.-48 с.

8. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск, 2001. - 103 с.

9. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988. - 173 с.

10. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепции до технологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2001.

11. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М., 1989. С. 21. - 126 с.

12. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. - С. 12-14.

13. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. - С. 16-18

14. Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. - 24 с.























Приложение № 1.

Алгоритм проведения исследования


Выбор проблемы исследования

Формирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы


Выбор объекта исследования


Работа с текстом произведенияФормирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературыФормирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы


Анализ прочитанного


Освоение научной литературы по проблеме исследованияФормирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы


Результаты исследованияФормирование навыков исследовательской деятельности школьников на уроках литературы









Приложение № 2


Анкета «Умения познавательной деятельности»

п/п

Умения

Не владею

Владею

частично

Владею хорошо

1.

Умение ставить цели, задачи своей познавательной деятельности

2.

Умение осмысливать и оценивать прочитанное

3.

Умение составлять конспект, тезисы по данной теме

4.

Умение рецензировать собственную работу и работу товарищей

5.

Умение самостоятельно искать информацию в Интернет-ресурсах

6.

Умение выполнять творческие задания











Приложение № 3


Участие в научно-практических конференциях и конкурсах

Тип мероприятия

ФИ ученика, название работы

Класс

Результат участия

Год

Межрегиональный фестиваль «Астафьевская весна - 2008»

Макрушина Юлия, исследовательская работа «Единство мира природы и человека в рассказах В. П. Астафьева»

7

Благодарственное письмо, ценный подарок

2009

Всероссийский открытый конкурс «Первые шаги»

Мурашева Юлия, исследовательская работа «Патриотизм в России вчера, сегодня, завтра»

8

Диплом III степени

2009

Межрегиональный фестиваль «Астафьевская весна - 2010»

Макрушина Юлия, Титова Елизавета, исследовательская работа «Особенности пейзажной живописи в прозе В. П. Астафьева (на материале рассказов «Капля», «Синие сумерки»)

8

6

Диплом II степени, ценные подарки

2010

Городской конкурс «Астафьевская осень»

Корешкова Алина, исследовательская работа «Женские образы в прозе

В. П. Астафьева».

7

Грамота (III место)

2010

Городская научно-практическая конференция исследовательских работ

Макрушина Юлия, «Образ бабушки - олицетворение детства в рассказах В. П. Астафьева»

9

II место (диплом)

2011

Городской конкурс «Астафьевская осень»

Крупнова Дарья, «В чем истинная красота человека?» эссе по рассказу В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

8

II место (грамота)

2011

Межрегиональный открытый конкурс исследовательских работ «Малые Астафьевские Чтения»

Масечко Александра, «Животный мир в рассказах В. П. Астафьева»

7

Диплом победителя

2012

Межрегиональный открытый конкурс исследовательских работ «Малые Астафьевские Чтения»

Крупнова Дарья, «Образ собаки - зеркало души хозяина в рассказе В. П. Астафьева «Синие сумерки»

7

Диплом победителя

2013


© 2010-2022