Сказка Три царства - медное, серебряное и золотое волшебная?

Эта сказка является волшебной. Предметом повествования служат удивительные события, положительный герой преодолевает трудные препятствия, присутствует счастливый конец, действие сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка не имеет картин природы и быта, однако имеет постоянные композиционные моменты (зачин, концовку, символическое число 3, повторение эпизодов, чудесных героев).      От других прозаических жанров (преданий, легенд) сказка отличается более развитой эстетической с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКАЗАТЬ, ЧТО СКАЗКА «Три царства - медное, серебряное и золотое» ЯВЛЯЕТСЯ ВОЛШЕБНОЙСказка Три царства - медное, серебряное и золотое волшебная?

Начнем с самого определения сказки. По Н.И. Никифорову сказка - устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющие в содержании необычные в бытовом смысле события (чудесные, фантастические) и отличающаяся специальным построением. Перейдем, непосредственно, к самой сказке.

Сказка является волшебной, потому что, во-первых, начинается традиционным зачином: «Жили-были старик со старухой (король с королевой)»…Во-вторых, неизвестно и необычно время действия «шел да шел - много времени». В сказке также присутствует символика по вертикали (главный герой спускается на ремнях под землю). Так же повествование ведется последовательно, действие динамично, ситуации напряжены, положения, в которые попадает герой повторяются: три царства прошел, три брата ходили искать невесту, три сына. Цифра 3 символизирует мир мертвых, мир людей и мир богов, так же присутствует цифра 7 - полнота мира. В данной сказке имеются и другие устойчивые формы, это:

- постоянные эпитеты: добрый молодец, добрый человек, красна девица…

- повторяющиеся основы: думали-подумали, летели-летели…

- фольклорное обращение: откуда идешь и куда? Куда, добрый человек, направляешься?

- гипербола: «выхватил у Ивашки кусок мяса из бедра…» после «орел выхаркнул кусок мяса…Ивашка приложил, и бедро заросло»

Нужно отметить и то, что в этой сказке присутствуют фантастические образы (что немаловажно именно для волшебных сказок): «старик - сам с четверть, а борода с ноготь», «жежит в избушке длинный мужчина из угла в угол».

Ну, и не обойтись без устоявшихся волшебно-чудесных образов: баба-Яга и змей «о трех головах». Главный герой сказки - Ивашка (Иван) - герой самых популярных сказок, обычно глупый и неумеха или очень смелый и добрый, но которому, в итоге, все удается и все достается (Иван-дурак, Иван-балда). Он в этой сказке 3 сын в семье, добр и доверчив, молод, умен, силен. Он встретил девицу - писанную красавицу, что свойственно волшебным сказкам.

В-третьих, концовку: «…и стали они жить да быть, и теперь живут». Однако, кроме концовки сказка имеет конечную присказку: «…Я там был, пиво пил, пиво-то по усу текло, да в рот не попало».

Отсюда можно сделать вывод, что сказка построена по схеме:

ЗАЧИН -

ЗАВЯЗКА -

РАЗВИТИЕ -

КУЛЬМИНАЦИЯ -

КОНЦОВКА -

КОНЕЧНАЯ ПРИСКАЗКА

В.Я. Тропп делит русские волшебные сказки на группы соответственно действующим персонажам. Сказку «Три царства - медное, серебряное и золотое» можно отнести к первой группе (объединяются борьбой героя с чудесным противником (змеем).

Следовательно, из всего вышеперечисленного эта сказка является волшебной. Предметом повествования служат удивительные события, положительный герой преодолевает трудные препятствия, присутствует счастливый конец, действие сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка не имеет картин природы и быта, однако имеет постоянные композиционные моменты (зачин, концовку, символическое число 3, повторение эпизодов, чудесных героев).

От других прозаических жанров (преданий, легенд) сказка отличается более развитой эстетической стороной, это проявляется в установке на увлекательность (цель сказки - удивить), которая сочетается с установкой на поучительность. Эстетическое начало, кроме того, проявляется в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений.

© 2010-2022