Урок по литературе в 8 классе на тему «А. С. ПушкинКапитанская дочка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы , 8класс.

Тема урока: А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Смысл названия повести:

« Почему А.С. Пушкин называет повесть « Капитанская дочка?»

Цель урока: Раскрытие смысла названия повести. Обучение анализу художественного произведения..

Задачи урока:

Образовательные:

формировать умение работать с текстом, выбирать, систематизировать материал, делать выводы;

работать над умением строить логические рассуждения;

Развивающие:

продолжить работу над анализом художественного текста;

работать над развитием монологической речи учащихся;

развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

воспитывать интерес и любовь к творчеству А. С. Пушкина;

воспитывать нравственные и патриотические качества учащихся.

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Введение в тему.

Вопросы:

-Назовите тему произведения.

-Сформулируйте идею повести.

-Перечислите главных героев.

3. Творческое задание. Напишите мини- сочинение: «Почему повесть А.С. Пушкин называет повесть: «Капитанская дочка?»

( Учащиеся читают свои работы (тезисы), а учитель записывает на доске 2-3 тезиса.
После записи тезисов учитель просит уч-ся сформулировать тему урока самостоятельно).

4. Работа над проблемным вопросом урока по группам.

Задание по группам: отобрать эпизоды для доказательства своей точки зрения.
- Какие эпизоды понадобятся для ответа на проблемный вопрос, только ли связанные с образом Марии Мироновой?
- Вспомним, кто пишет воспоминания в форме семейных записок?
- Сколько лет Гринёву ? ( пожилой, мудрый)
- Для кого Гринёв пишет свои записки? (потомкам)
Значит, семья Петра и Марии состоялась.

1 группа подбирает эпизоды, связанные с образом Гринёва, который ради Марии совершает те или иные поступки.
- Заступается за честь Маши (начало повести).
- Борется за жизнь Маши, нарушая приказ.
- Во время ареста, вместо тог, чтобы оправдаться, вновь защищает честное имя Марии.
2 группа. Почему же Пушкин подвергает героя таким испытаниям?

- Любит Марию
- Выбрал достойную жену и мать своим детям.
3 группа. В чём же достоинства Маши?

-Как характеризует дочь Василиса Егоровна? (прочитать, «трусиха»)
- Бесприданница (однако не вышла замуж за богатого дворянина Швабрина)

(зачитать слова из разговора М и П; как представлю, что при всех с ним целоваться…)
- О чём это говорит?
(целомудрие - не выставляет свои чувства на показ)


5. Словарная работа

Целомудрие - строгая нравственность, чистота.

Следующий эпизод - жизнь в плену у Швабрина ( эпизод освобождения Петром и Пугачёвым Марии) . зачитать слова Маши: «Лучше умру, чем стану его женою».
- Что же страшнее всего для Пушкинской героини ? ( связать жизнь с человеком недостойным)
- А что значит недостойным? ( можно обратиться к определению, записанному в тетради)


6. Коллективная работа.
А.С.Пушкин строит произведение таким образом, что его герои (Маша и Пётр) оказываются в ситуациях, когда они должны сделать выбор.

Вспомним эпизоды, когда Маша делает выбор.
- Сватовство Гринёва (зачитать, отказ выйти замуж без родительского благословления)
(уч-ся подготовили сообщение о том, что такое родительское благослов.)
- Плен, возможная смерть, нежели муж Швабрин.
- Поездка в Петербург ( решается на поступок, едет без сопровождения, жизнь и честное имя жениха дороже собственной чести, чувств - самопожертвование)
- Остановимся на заключительном эпизоде встречи Марии с императрицей и прочтём отрывок из него ( со слов « Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным» до слов « Тут она с жаром рассказала…»)

- Почему, как Маша сумела убедить императрицу? ( простодушием, прямотой, искренностью), сумела возразить , не испугалась гнева.
- Какой же нам показывает Пушкин Машу в данном эпизоде?
Итак, А С Пушкин проводит своих героев через сложные испытания, герои совершают настоящие подвиги во имя друг друга, «берегут честь с молоду».
Подбирая аргументы в пользу своей точки зрения, мы много говорили и о Марии, и о Петре.

В заключение подумаем: кто же устроил счастье Марии и Петра: Пугачёв, императрица или кто-то (что-то) ещё?

Делаем вывод:

Их счастье - заслуга их самих, той жизни, нравственной, праведной: отсутствие лукавства, доброта, верность.
7. Ответ на проблемный вопрос.

И всё же, почему же «Капитанская дочка»? (вернёмся к вашим работам)

Дочка, а не Маша Миронова! Дочь своего отца.
Отец - капитан Миронов. ( капитаны - чин полевых командиров, руководит солдатами не из штаба, а на поле брани)
Человек этот чин не просто получает, он его заслуживает ( вспомним деталь интерьера из главы «Крепость». « На стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке»)

- О чём говорит эта деталь?
- Близость к народу
- Такие люди не ждут привилегий, служат и живут честно
Вспомним Ивана Кузьмича и Василису Егоровну. Служат честно и верно ( и себе, и Отечеству)
Безусловно, Пушкинская Мария унаследовала от своих родителей и доброту, и верность, и искренность, и простодушие и т.д. - она верна идеалам семейным, народным.

Учитель: И А.С. Пушкин находит всё это в своём народе.
Это произведение - нравственное завещание России, которое Пушкин подарил ко дню лицея :19 октября 1836 г.
До смерти поэта 100 дней. Пройдя непростой жизненный путь, будучи отцом семейства, помудрев, Пушкин задаётся вопросом: что же в этом мире спасительно - русский бунт, сила закона или что-то ещё?
Пушкин награждает своих героев, потому что убеждён, что лишь такая жизнь - честная, достойная приведёт их к достойному концу.

8. Итог урока. Рефлексия (Синквейн. Капитанская дочка)

Оценки. Д. з.:

Подготовить устный рассказ: «Образ Капитанской дочки»

Маша Миронова-

Смелая, верная.

Любит, верит, добивается!

Она пример для подражания!

Верь ей!



© 2010-2022