План урока по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование урока литературы в 10-м классе.

Тема урока: «Два великих человека - две противоположности».

(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)

Цель урока:

  1. Научить высказать свои взгляды на прочитанное, на героев книги.

  2. Развитие логического мышления, словарного запаса учащихся.

  3. Воспитание уважительного отношения к истории, к образам полководцев и простых солдат.

I. Сообщение цели урока.

Ребята, мы сегодня подготовимся к сочинению о двух великих полководцах разных армий, поговорим об их отношении к своим солдатам, к войне, к Родине, к себе.

II. Вступительная часть к уроку.

Задаются вопросы к учащимся:

  1. Расскажите, когда и о ком был задуман роман «Война и мир»? О чьих судьбах начал писать Лев Толстой?

  2. Расскажите вкратце о главных героях романа - Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой.

  3. Прочитайте о двух полководцах - Кутузове и Наполеоне.

Чтение портретов полководцев, выделить главное в их характерах, записать в тетрадях.

III. После беседы обращаемся к образам Кутузова и Наполеона.

- Лекция о полководцах.

Война всегда «страшное дело». Но Толстой понимает, что участие в этом может быть страшным, чудовищным преступлением и может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и правовым.

Толстой осуждает в романе бонапартизм, т.е. индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно шагать к власти.

Наполеон изображен чисто сатирически. Внешность его ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет «маленький», «малый ростом», «круглый живот».

Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. По ходу развертывания событий все отвратительнее становится внешний и внутренний облик императора. В день Бородинской битвы мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик его - «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом».

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Автор осудил бонапартизм не только в лице Наполеона. Это Василий Курагин, Борис Друбецкой, Берг и все те, для которых не существует ничего, кроме их успехов.

Кутузов в изображении Толстого не только способен понять простого человека, он сам по натуре простой человек. Он после боя следил за французами и русскими и пришел к выводу, победа заключается не только в том, что враг окончательно разгромлен, но и в том, что русский солдат устоял в смертельной схватке, сохранив свою добрую душу. Русские солдаты, народ - вот кто интересует Кутузова. Поэтому он даже не понимает, почему ему указывают на французские знамена, якобы являющиеся главным признаком победы.

В облике Кутузова Толстой отмечает его простоту, обыкновенные черты старого человека: «дедушка». Ничего от повелителя нет в его рыхлой фигуре, в его ныряющей походке, но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости.

Для Толстого Кутузов - идеал исторического деятеля и идеал человека. Вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».

IV. Составление плана сочинения вместе с учащимися.

План.

I. Эпоха написанияЛ.Н.Толстым романа-эпопеи «Война и мир».

II. « Два великих полководца- две противоположности».

  1. Раскрытие образа Наполеона.

  2. Кутузов - идеал исторического деятеля и идеал человека.

III. Мои размышления после чтения романа-эпопеи.

(Значение романа-эпопеи для русской литературы.


  1. В конце урока задается написать сочинение по теме «Два великих полководца - две противоположности».




Тема: «Хлеб - всему голова».(7 класс по программе К.З.Закирьянова для башкирских школ)

Цель: Развитие связной речи учащихся, пополнение их словаря новыми словами.

Беседа о хлебе.

Воспитание любви к труду хлебороба, пекарей.

Сообщение цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о хлебе. Слово «хлеб» мы учились произносить вместе со словами «мама», «папа». Это слово всегда в нашей памяти, без хлеба мы себя даже не представляем.

Наш урок посвящён хлебу. Сегодня мы с вами вспомним пословицы, загадки, сказки, стихи о нём, покажем своё знание об этой находке, отдадим дань уму и сообразительности человека.

  1. Давайте сейчас мы организуем маленькое соревнование: кто из вас напишет больше слов, относящихся к теме «хлеб».

Класс делится на две группы, слова записывают по столбикам на доске:

Хлеб(зерно) Хлеб(продукт питании

Пшеница каравай

Булка

Рогалики

Батон

Баранки

Сушки

Пироги

Ватрушки

Рожь

Ячмень

Гречиха

Овёс

Кукуруза

Молодцы, ребята! Вы показали, как много слов на эту тему вы знаете.


  1. -Теперь вам даётся такая работа: из «Башкирско-русского словаря пословиц и поговорок» выпишите несколько пословиц и выражений о хлебе.

Учащиеся выписывают такие пословицы и поговорки:

Хлеб - всему голова.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Не надо хвалиться, если не знаешь, как хлеб родится.

Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Чья земля, того и хлеб.

Хлеб - соль платежом красен.

Умирать собирайся, а хлеб сей.

Сон хлеба не просит.

Рожь сей в золу, а хлеб в нору.

(Ученики читают свои пословицы, поговорки вслух и объясняют, как понимают их значение.)

Вывод.

Итак, каждая пословица нас учит, чтобы люди относились к хлебу, к труду с уважением, с любовью.


  1. Теперь ответьте на вопросы:

-Что такое хлеб?

-Что обозначают слова «хлеба, хлебы»?

(Ученики находят объяснение этих слов в словарях: хлеба- на полях, хлебы - готовые продукты.)

Какие зерновые культуры вы знаете? (Пшеница, рожь)

Какие культуры выращивают у нас на полях?(Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха и т.д.)

Как убирают?

Как выпекают хлеб?

Какие рецепты выпечки вы знаете?

(Ученики отвечают на вопросы при помощи учителя.)

-Давайте прочитаем несколько рецептов из книжки «Домашняя выпечка», «Русская речь»).

Ребята читают рецепты бисквитного торта с яблоками, стр.72, пирога «Сладкоежка» Стр. 118, печенья.)

Вывод делают сами учащиеся.


  1. - Ребята, давайте прочитаем стихи, тексты о хлебе.

Из книги «Русская речь» , стр.75.

Соску с жёваным хлебом

Мать давала на жниве мне.

Плакал я,

Но голодным не был,-

С хлебом можно прожить вполне,

Он не дёшев-

Я знаю это,-

Память детства не коротка.

Мёрзла очередь до рассвета

Ради маленького куска.

Хлеб!-

Ведь люди-то и в лихолетье,

По сто граммов деля его,

Бились, гибли за граммы эти,

Что - ну, с птичий язык всего!

Забываем про цену хлеба…

Не свалились ли мы с луны?

Нет, никто не свалился с неба-

Чёрным хлебом мы взращены.

А теперь калачи едим мы,

Но затем, чтоб их суть понять,

В жизни прежде необходимо

Хлеба чёрного ещё познать.

А.Атнабаев.

В традиционной кухне многих народов нашей страны главное блюдо -хлеб. Без хлеба еда не еда, поэтому в семьях прежде всего на стол ставят нарезанный хлеб, уже потом начинают хлопотать с другими блюдами. В наших семьях с детства приучают к правилу есть с хлебом, чтобы больше было силы, скорее вырасти.

Вывод о значении хлеба.

Ученики рассказывают о значении хлеба в жизни человека, о цене хлеба.

Чтение об истории появления хлеба.

Вывод.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорили о хлебе и узнали о том, как он растёт, сколько труда нужно вложить для его выращивания, как за ним ухаживают, прочитали новые пословицы и поговорки. Я надеюсь, что вы дома расскажете об этом своим сёстрам и братьям.

Оценки за ответы.

Домашняя работа: написать сочинение о хлебе.

Урок окончен.


















© 2010-2022