- Преподавателю
- Русский язык и литература
- План урока по литературе
План урока по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сайфуллина З.А. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Планирование урока литературы в 10-м классе.
Тема урока: «Два великих человека - две противоположности».
(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Цель урока:
-
Научить высказать свои взгляды на прочитанное, на героев книги.
-
Развитие логического мышления, словарного запаса учащихся.
-
Воспитание уважительного отношения к истории, к образам полководцев и простых солдат.
I. Сообщение цели урока.
Ребята, мы сегодня подготовимся к сочинению о двух великих полководцах разных армий, поговорим об их отношении к своим солдатам, к войне, к Родине, к себе.
II. Вступительная часть к уроку.
Задаются вопросы к учащимся:
-
Расскажите, когда и о ком был задуман роман «Война и мир»? О чьих судьбах начал писать Лев Толстой?
-
Расскажите вкратце о главных героях романа - Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой.
-
Прочитайте о двух полководцах - Кутузове и Наполеоне.
Чтение портретов полководцев, выделить главное в их характерах, записать в тетрадях.
III. После беседы обращаемся к образам Кутузова и Наполеона.
- Лекция о полководцах.
Война всегда «страшное дело». Но Толстой понимает, что участие в этом может быть страшным, чудовищным преступлением и может быть вынужденной самозащитой, делом тяжким и правовым.
Толстой осуждает в романе бонапартизм, т.е. индивидуализм, безмерное властолюбие, жажду славы и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно шагать к власти.
Наполеон изображен чисто сатирически. Внешность его ничтожна и смешна. Толстой не раз повторяет «маленький», «малый ростом», «круглый живот».
Писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. По ходу развертывания событий все отвратительнее становится внешний и внутренний облик императора. В день Бородинской битвы мы видим страшно изменившийся, отталкивающий облик его - «желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом».
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Автор осудил бонапартизм не только в лице Наполеона. Это Василий Курагин, Борис Друбецкой, Берг и все те, для которых не существует ничего, кроме их успехов.
Кутузов в изображении Толстого не только способен понять простого человека, он сам по натуре простой человек. Он после боя следил за французами и русскими и пришел к выводу, победа заключается не только в том, что враг окончательно разгромлен, но и в том, что русский солдат устоял в смертельной схватке, сохранив свою добрую душу. Русские солдаты, народ - вот кто интересует Кутузова. Поэтому он даже не понимает, почему ему указывают на французские знамена, якобы являющиеся главным признаком победы.
В облике Кутузова Толстой отмечает его простоту, обыкновенные черты старого человека: «дедушка». Ничего от повелителя нет в его рыхлой фигуре, в его ныряющей походке, но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости.
Для Толстого Кутузов - идеал исторического деятеля и идеал человека. Вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».
IV. Составление плана сочинения вместе с учащимися.
План.
I. Эпоха написанияЛ.Н.Толстым романа-эпопеи «Война и мир».
II. « Два великих полководца- две противоположности».
-
Раскрытие образа Наполеона.
-
Кутузов - идеал исторического деятеля и идеал человека.
III. Мои размышления после чтения романа-эпопеи.
(Значение романа-эпопеи для русской литературы.
-
В конце урока задается написать сочинение по теме «Два великих полководца - две противоположности».
Тема: «Хлеб - всему голова».(7 класс по программе К.З.Закирьянова для башкирских школ)
Цель: Развитие связной речи учащихся, пополнение их словаря новыми словами.
Беседа о хлебе.
Воспитание любви к труду хлебороба, пекарей.
Сообщение цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о хлебе. Слово «хлеб» мы учились произносить вместе со словами «мама», «папа». Это слово всегда в нашей памяти, без хлеба мы себя даже не представляем.
Наш урок посвящён хлебу. Сегодня мы с вами вспомним пословицы, загадки, сказки, стихи о нём, покажем своё знание об этой находке, отдадим дань уму и сообразительности человека.
-
Давайте сейчас мы организуем маленькое соревнование: кто из вас напишет больше слов, относящихся к теме «хлеб».
Класс делится на две группы, слова записывают по столбикам на доске:
Хлеб(зерно) Хлеб(продукт питании
Пшеница каравай
Булка
Рогалики
Батон
Баранки
Сушки
Пироги
Ватрушки
Рожь
Ячмень
Гречиха
Овёс
Кукуруза
Молодцы, ребята! Вы показали, как много слов на эту тему вы знаете.
-
-Теперь вам даётся такая работа: из «Башкирско-русского словаря пословиц и поговорок» выпишите несколько пословиц и выражений о хлебе.
Учащиеся выписывают такие пословицы и поговорки:
Хлеб - всему голова.
Палата бела, а без хлеба в ней беда.
Не надо хвалиться, если не знаешь, как хлеб родится.
Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году.
Без хлеба смерть, без соли смех.
Чья земля, того и хлеб.
Хлеб - соль платежом красен.
Умирать собирайся, а хлеб сей.
Сон хлеба не просит.
Рожь сей в золу, а хлеб в нору.
(Ученики читают свои пословицы, поговорки вслух и объясняют, как понимают их значение.)
Вывод.
Итак, каждая пословица нас учит, чтобы люди относились к хлебу, к труду с уважением, с любовью.
-
Теперь ответьте на вопросы:
-Что такое хлеб?
-Что обозначают слова «хлеба, хлебы»?
(Ученики находят объяснение этих слов в словарях: хлеба- на полях, хлебы - готовые продукты.)
Какие зерновые культуры вы знаете? (Пшеница, рожь)
Какие культуры выращивают у нас на полях?(Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха и т.д.)
Как убирают?
Как выпекают хлеб?
Какие рецепты выпечки вы знаете?
(Ученики отвечают на вопросы при помощи учителя.)
-Давайте прочитаем несколько рецептов из книжки «Домашняя выпечка», «Русская речь»).
Ребята читают рецепты бисквитного торта с яблоками, стр.72, пирога «Сладкоежка» Стр. 118, печенья.)
Вывод делают сами учащиеся.
-
- Ребята, давайте прочитаем стихи, тексты о хлебе.
Из книги «Русская речь» , стр.75.
Соску с жёваным хлебом
Мать давала на жниве мне.
Плакал я,
Но голодным не был,-
С хлебом можно прожить вполне,
Он не дёшев-
Я знаю это,-
Память детства не коротка.
Мёрзла очередь до рассвета
Ради маленького куска.
Хлеб!-
Ведь люди-то и в лихолетье,
По сто граммов деля его,
Бились, гибли за граммы эти,
Что - ну, с птичий язык всего!
Забываем про цену хлеба…
Не свалились ли мы с луны?
Нет, никто не свалился с неба-
Чёрным хлебом мы взращены.
А теперь калачи едим мы,
Но затем, чтоб их суть понять,
В жизни прежде необходимо
Хлеба чёрного ещё познать.
А.Атнабаев.
В традиционной кухне многих народов нашей страны главное блюдо -хлеб. Без хлеба еда не еда, поэтому в семьях прежде всего на стол ставят нарезанный хлеб, уже потом начинают хлопотать с другими блюдами. В наших семьях с детства приучают к правилу есть с хлебом, чтобы больше было силы, скорее вырасти.
Вывод о значении хлеба.
Ученики рассказывают о значении хлеба в жизни человека, о цене хлеба.
Чтение об истории появления хлеба.
Вывод.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорили о хлебе и узнали о том, как он растёт, сколько труда нужно вложить для его выращивания, как за ним ухаживают, прочитали новые пословицы и поговорки. Я надеюсь, что вы дома расскажете об этом своим сёстрам и братьям.
Оценки за ответы.
Домашняя работа: написать сочинение о хлебе.
Урок окончен.