Статья «Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку – средство повышения интереса к предмету»

   Статья «Использование компьютерных технологий  при обучении русскому языку – средство повышения интереса к предмету» из опыта моей работы. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности  применения    компьютерных технологий.  Полагаю, что такой подход не обоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и традиционных форм  интересными оказываю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы


«Использование компьютерных технологий при обучении русскому языку - средство повышения интереса к предмету»


Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Тем не менее, некоторые преподаватели гуманитарных дисциплин сомневаются в целесообразности применения компьютерных технологий. Полагаю, что такой подход не обоснован. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и традиционных форм интересными оказываются и процесс обучения, и процесс преподавания.

Мы, учителя-словесники, привыкли считать, что главное для нас - сформировать у детей прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить их словарный запас, научить владеть нормами литературного языка. (Слайд №2)

Но на дворе иной век, иное время. Оно ставит перед нами новые цели - растить личность компетентную, творческую, коммуникабельную. Использование компьютерных технологий как раз и позволяет формировать навыки работы в коллективе, умение сотрудничать.

Если раньше единственным источником знаний был учебник, то сегодня у каждого ученика цифровое фото, телефоны с диктофоном и фотоаппаратом, видео, аудио, ПК. А информация в Интернете во много раз превышает объемы всех учебников. В таких условиях нам приходится работать. Естественно, и роль наша тоже изменилась. Теперь мы, учителя, скорее «навигаторы», которые помогают детям ориентироваться в море информации, учат искать ее и самостоятельно получать знания.

Чтобы идти в ногу с жизнью и не отстать от учеников, необходимо менять подходы к методике преподавания, использовать ИКТ (об этом говорят на самом высоком уровне).

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия. Компьютерные технологии создают именно такие условия, когда дети наиболее раскрепощены.

Учебный материал электронных программ по предмету распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Переход к следующему уровню делает сам ученик, таким образом, процесс обучения индивидуализирован.

Уроки русского языка в традиционном повседневном проведении, мягко говоря, не вызывают у детей особого удовольствия. Абстрактные правила, рутинная работа отбивают интерес, желание учиться. Использование компьютерных технологий осовременивает урок, школьники с интересом, более активно работают на нем. (Слайд №3)

Такие уроки более содержательны: например, при помощи компьютера в сочетании с проектором и компьютера в сочетании с принтером удается проверить теорию практически у каждого ученика.

Больше времени остается на отработку практических навыков, самостоятельную, творческую работу, т.е. процесс обучения интенсифицирован.

ИКТ целесообразно использовать на всех этапах обучения: (Слайды №4-7)

- при объяснении нового материала, когда демонстрируются готовые слайды с таблицами, алгоритмами, схемами, примерами предложений.

- на уроках повторения и закрепления;

- на уроках контроля знаний, умений и навыков, когда используются тесты для текущего, промежуточного, итогового контроля, текстовый материал для индивидуальной работы.

- на уроках развития речи, подготовки заданий уровня С к ГИА и ЕГЭ.

- во внеурочной работе при подготовке проектных (исследовательских) работ, всевозможных конкурсов. (Оформление и выпуск газеты, журнала, информационного листка, книжки-малышки, буклета и т.д). (Слайд №8)

Компьютер для ребенка выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

В функции учителя компьютер - это

  1. источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

  2. наглядное пособие качественно нового уровня;

  3. индивидуальное информационное пространство;

  4. тренажер;

  5. средство диагностики и контроля.

В зависимости от этого разнообразными могут быть и формы использования КТ: изготовление дидактического материала, презентации, проекты…

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках (Слайд №9)

• Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

• Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

• Тренажёр

• Контроль умений, навыков учащихся

• Самостоятельная поисковая, творческая работа детей

Визуальная информация.

Сухость предмета, отсутствие образности не побуждают детей к занятиям. Всем известна фраза К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету».

В школах же не всегда есть необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Применение ИКТ обеспечивает качественную наглядность, придает эмоциональную окраску.

В ходе объяснения нового материала используются иллюстрации, фотографии, портреты и видеофрагменты, таблицы и схемы, которые проецируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.

Во время самостоятельной работы дети используют графическое изображение, опорную схему, алгоритм действий, динамическую таблицу.

Кроссворды, иллюстрации и рисунки, занимательность делают урок более интересным, формируют интерес к языку. Однако здесь важно «не перебрать», не сломать логическое содержание урока. Только тогда можно достичь ожидаемого результата.

Контроль умений, навыков учащихся.

Использование компьютера позволяет разнообразить формы контроля знаний детей. Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением материала. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся индивидуально или в групповой форме создать, например, мультимедийный проект вместо обычной подготовки к обобщающим урокам.

Создавая презентацию, тесты, карточки по изученным темам, ученики систематизируют полученные знания, показывают их применение на практике. Контроль знаний можно провести с помощью

- тестирования;

- редактирования, набора текста своих творческих работ, моделирования собственного текста;

- изучения дополнительного материала к уроку и подготовки сообщения;

- оформления словарика, например, корней с чередующимися гласными;

- подготовки опорного конспекта (ОК) для ответа;

- презентации по изученной теме;

- подготовки тестов, карточек.

Это интересно детям, потому что они получают реальный результат своей деятельности, который используется учителем для последующей работы на уроках.

Интерактивный демонстрационный материал.

Использование ИКТ создает благоприятные условия для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В обучающих программах демонстрируется не только статичная информация, но применяется цвет, графика, мерцание, звук, «оживление» иллюстраций и так далее. Это привлекает внимание детей, активизирует их умственную деятельность, а значит, облегчает восприятие и понимание материала и, что немаловажно, формирует орфографическую зоркость.

Выполнив задание, дети имеют возможность сразу же проверить его, увидеть и исправить ошибки, получить объективную оценку.

Интереснее проходит любая работа по ознакомлению с новым материалом, если используются презентации, где на слайдах с текстовым изображением, ребенок видит не только ярко выделенную изучаемую орфограмму, но и «самостоятельно» делает вывод об условиях её написания.

Для отработки практических навыков, текущего, промежуточного, итогового контроля используются различные интерактивные тесты обучающих программ, используются такие электронные средства, как «Репетиторы», «Тренажеры». Дети не только видят допущенную ошибку, но и в корректной форме слышат о том, что они, например, не набрали достаточного количества баллов для зачета. Необходимо повторить материал и начать задание снова. Этот способ проверки знаний удобен, быстр, сразу выявляется уровень знаний детей, и в зависимости от полученных результатов планируется дальнейшая коррекционная работа.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Компьютерные технологии предоставляют самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Интересно организуется работу с текстом, когда дети манипулируют не только отдельными словами, но и целыми фразами, абзацами. Они работают с деформированным текстом, находят и устраняют грамматические, речевые ошибки, заменяют выделенные слова синонимами и. т.д. Дети набирают тексты своих творческих работ (прозу, стихи), составляют сборники, создают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют доклады, рефераты, чертят схемы предложений, помогают делать тесты, дидактический материал. Им нравится выполнять задания на компьютере. (Слайд №10)

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников разнообразными видами деятельности, значительно повышает творческий потенциал ребенка.

На уроках, когда дети работают в парах, группах осуществляется общение не только между учителем и учащимися, но и детей друг с другом. Так формируется коммуникабельность, умение детей сотрудничать. (Слайд №11)

Активизируется познавательная активность детей, повышается их интерес к предмету и развиваются личностные творческие способности.

Сбор, хранение, накопление, обработка и систематизация в электронном виде различного материала позволяет повысить уровень педагогического мастерства учителя. (Оформляется виртуальный методический кабинет). Изменяется культура труда, коммуникативная культура и учащихся, и учителя, формируются элементы информационной культуры.

(Слайд №12)

В практической работе использую программы MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), ресурсы Интернета. Пользуюсь учебными компьютерными программами по русскому языку.

1.Репетиторы и тренажеры: тесты для текущего, промежуточного, итогового контроля на все правила орфографии и пунктуации с 5 по 9 классы:

- «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации» (автор О. И. Руденко-Моргун, издатель АОЗТ «1С»);

- «Электронный репетитор: Русский язык» (издатель НПО «Зареалье»);

- «Русский язык для абитуриента»,

- «Репетитор: Диктант. Универсальный компьютерный тренажер по русскому языку»;

- «Тренажер по русскому языку» (издатель «Равновесие-Медиа») и другие.

2. Своеобразные электронные учебники (отдельные диски к урокам для 5-6, 7, 8, 9, 10-11 классов для формирования системы лингвистических знаний, формирования грамотной речи).

- «Репетитор по русскому языку. От Кирилла и Мефодия»;

- «Курс русского языка: Репетитор тренажер» (автор М. И. Беляев, издатель «Медиа Хауз»);

- «Уроки на дом» (отдельные диски для 5-6, 7, 8, 9, 10-11 классов), (издатель «Мультимедиа технологии»).

Эти средства используются для формирования системы лингвистических знаний, обеспечивающих грамотную речь, т.е. для решения третьей задачи школьного курса.



© 2010-2022