Эссе «Литературное творчество»

Какое место занимает в моей жизни, в жизни моих воспитанников, родителей, аульчан русский язык? Что дает знание русского языка? В России живет много разных национальностей. Каждый из них говорит на своем родном языке. Но общим для всех народов РФ является русский язык, который объединяет народы нашей необъятной Родины, является государственным языком. Благодаря знанию русского языка все мы понимаем друг друга, живем дружно, осуществляем мечты, строим наше будущее. Русский язык стал вторым родным... А как достичь практического овладения русским языком, раскрыть его богатство? Как создать русскую речевую микросреду? Поиск новых методов, творческого стиля работы, создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и привития речевых умений и навыков привели меня к созданию литературного кружка, которым руковожу несколько лет. Работа литературного кружка помогает постепенно реализовать в работе те задачи, которые стоят перед школой и учителем русского языка и л... Все ребята так или иначе проявили себя и в этюдах, и в эссе, и в «размышлениях по поводу», т.е. во всех прозаических жанрах, которые были предложены. Ребята, особенно в среднем звене, вставляли стихи в свои этюды, некоторые свободно сочиняли на разные темы. Все стихи, написанные кружковцами, публиковались в стенном листке «Поэзия». Комментируя, мы выделяли удавшиеся строки, образы, с тем чтобы поэтическая строка вошла в сознание ребят и как продукт собственного творчества, ибо стихи профессионалов они читали и знали. С другой стороны, с каждым автором велась работа индивидуальная, ибо стихи нуждаются в авторской редактуре, требуют огромной словарной работы, уточнения размера, стиля, ритма и т.д. И мне кажется, что руководить поэтическим творчеством на необходимом уровне способен учитель русского языка и литературы, даже не будучи поэтом. Я довольна тем, что сумела открыть поэтические способности учащихся. Они реально ощутили величие и красоту русского языка, знакомясь на занятиях с различными источниками и работами авторов Стихотворная строка вошла в жизнь каждого учащегося. Понятия ритма, рифмы, размера не оказались сухими теоретико-литературными знаниями. Таким образом, все члены кружка так или иначе приобщились к поэзии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родной язык!

Он с детства мне знаком,

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.

Но, как родной,

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг…

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране.

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне…

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой…

Забыв родной язык -

Я онемею.

Утратив русский -

Стану я глухой.

Какое место занимает в моей жизни, в жизни моих воспитанников, родителей, аульчан русский язык? Что дает знание русского языка?

В России живет много разных национальностей. Каждый из них говорит на своем родном языке. Но общим для всех народов РФ является русский язык, который объединяет народы нашей необъятной Родины, является государственным языком. Благодаря знанию русского языка все мы понимаем друг друга, живем дружно, осуществляем мечты, строим наше будущее. Русский язык стал вторым родным языком для меня, моих учеников, их родителей и для всего населения маленького аула Байымбет, которому более 120 лет со дня основания. Трудно порой приходится нам, учителям, когда приходит в первый класс ребенок, который и десяти слов не знает на русском языке. И с первых минут пребывания в школе, с первых шагов по стране Знаний стараешься привить интерес и любовь к языку.

А как достичь практического овладения русским языком, раскрыть его богатство? Как создать русскую речевую микросреду? Поиск новых методов, творческого стиля работы, создание благоприятных условий для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и привития речевых умений и навыков привели меня к созданию литературного кружка, которым руковожу несколько лет. Работа литературного кружка помогает постепенно реализовать в работе те задачи, которые стоят перед школой и учителем русского языка и литературы.

На уроке учитель должен строго придерживаться школьной программы и не перегружать учеников излишней информацией, для внеклассных занятий характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, увлекательные тематические занятия, обзоры поэтических новинок, отчеты о прочитанных книгах, выпуск стенного листка «Поэзия», устные журналы.

Я отнюдь не ставлю перед собой цели сделать моих учеников писателями и поэтами. Просто учу стремлению понимать себя и других, образному выделению и логическому осмыслению выделенного, осознанию своего места среди людей.

В результате работы в литературном кружке у меня сложилась определенная методика, имею возможность видеть результаты своей работы и успехи моих учеников.

В первый год кружок назывался «Литературно-художественный». Здесь ребята занимались один раз в неделю, сочиняли сценки, разучивали стихи и песни, репетировали. Главным было то, чтобы кружковцы к различным праздникам готовили концертную программу или номера (сценки) к концертам. В репертуаре были инсценировки из произведений русской литературы, заучивание стихотворений наизусть и выразительное чтение.

Во втором учебном году кружковцы занимались журналистикой. Занимались журналисткой работой, учились писать очерки, репортажи, брать интервью, печатались работы (2-3) в районной газете «Искра». Помимо этого занимались стихосложением, много сочиняли стихов, писали сочинения. Мои воспитанники ежегодно принимают активное участие в районном фестивале «Я росинка твоя, Россия!». В конце второго года члены кружка наметили перспективы работы кружка на следующий год и предложили заняться поэтическим творчеством, т.е. стихосложением. Тем более, что литературный кружок - кружок широкого профиля. Он может включать в план своей работы самые различные формы.

В этом году заместитель по воспитательной работе Тленова А. М. предложила реорганизовать кружок в клуб. Если 2 года подряд, в основном, подбирала сама и предлагала, то сейчас сюда ходят все те, кто желает заниматься в кружке.

Отводится 2 часа в неделю на занятия кружка. Посещают или занимаются 2 группы: старшая (8-10кл.) и средняя (5-7кл.) в составе 12 человек.

В начале года предложила анкету из вопросов, касающихся литературной ориентаций школьников, выявила их интерес, начитанность.

Вопросы некоторые из анкеты:

  1. Как организовать работу кружка по изучению поэзии?

  2. Каким должен быть настоящий читатель стиха?

  3. Какие виды творческих заданий и письменных работ вы хотели бы предложить?

  4. Кто твой любимый поэт?

  5. Когда ты в последний раз читал стихи?

  6. Твое любимое стихотворение?

Проанализировав ответы и предложения учащихся, я выбрала такие темы занятий:

  1. Земля хороша собой… (этюды или зарисовки с натуры).

  2. Здесь границы волшебной страны. (Сказки).

  3. Возможность подумать обо всем на свете. (Эссе, или наука размышлять).

  4. Удивительное вокруг нас. (Путевые заметки).

  5. У каждого свой Моцарт, свой Пушкин.

  6. Хотя, конечно, мы в поэзии слабы. (Стихи).

  7. Устный журнал. «Мы» - это много - много это «Я»

Все ребята так или иначе проявили себя и в этюдах, и в эссе, и в «размышлениях по поводу», т.е. во всех прозаических жанрах, которые были предложены. Ребята, особенно в среднем звене, вставляли стихи в свои этюды, некоторые свободно сочиняли на разные темы.

Все стихи, написанные кружковцами, публиковались в стенном листке «Поэзия». Комментируя, мы выделяли удавшиеся строки, образы, с тем чтобы поэтическая строка вошла в сознание ребят и как продукт собственного творчества, ибо стихи профессионалов они читали и знали. С другой стороны, с каждым автором велась работа индивидуальная, ибо стихи нуждаются в авторской редактуре, требуют огромной словарной работы, уточнения размера, стиля, ритма и т.д.

«Простой тракторист -

Это гордость большая».

Дедушка твой тракторист.

И этим ты вечно гордись!

Пусть он не юрист,

Не врач, не шофер,

Не банкир, не шахтер.

Пусть даже простой тракторист,

Но этим ты всю жизнь гордись! (АшеноваТоргын, 8 кл..)

Стихотворение одновременно чрезвычайно по-детски написанное

, и в то же время философское, очень глубокое: каким бы ни был человек, кем бы он ни был ты должен уважать его, т.к. он - человек. В свою очередь имеет воспитательное значение: любовь к ближнему, родному.

А вот типичные стихотворение девочек:

Осень.

Кончились праздники лета -

Осень стоит у ворот.

И скоро увидишь где-то

Задумчивых птиц хоровод.

Холодные ветры

Гуляют в лесу до упада,

Метель золотая - огонь листопада

Всю ночь напролет,

Весь день напролет

Дождь все идет и идет.

Кончились праздники лета -

Осень стоит у ворот.

(Ашенова Торгын, 8 кл.)

Листопад.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Все кругом облито

В золото, в багрец.

Осень золотая пришла к нам наконец!

(Найманова Айгуль 8 кл.)

Эти стихотворения передают настроение автора, первое стихотворение в литературном отношении просто хорошее. Мы не можем говорить о какой-то подражательности, потому что каждый вложил в эту работу собственное «я»: что он чувствует, как чувствует, интересные словарные находки: «праздники лета», «задумчивых птиц хоровод», «метель золотая», «огонь листопада» т.д. останавливает внимание использование свистящих передающих шум листопада; плавность полета листьев передается через повторение --------- «я» и т.д.

Было бы неправдой, что все стихи написаны на подобном уровне.

Вот стихотворение «Первый снег»:

Первый снег, первый снег!

Выпал в ноябре

Первый снег, первый снег!

Вот уж во дворе.

Первый снег, первый снег!

В огороде и в саду.

Первый снег, первый снег!

На полянах и в лесу.

Первый снег, первый снег!

Ждали все давно.

Первый снег, первый снег!

Постучал ко мне в окно.

Первый снег, первый снег!

Рады ты и я.

Первый снег, первый снег!

Рада вся моя семья.

(Билялова Айгерим, 6 кл.)

Несмотря на то, что с литературной точки зрения в нем больше недостатков, чем достоинств, для меня все-таки очевидна польза всей прочитанной выше работы, т.к. совершенно ясно, что эта девочка, не будь ее, никогда бы за перо не взялась. А здесь все-таки есть попытка рифмовать, а нанизывание одинаковых слов в определенных интервалах создает определенный ритм. Писать стихи в будущем девочка не будет, но читать и понимать она их научится. В процессе работы возникла мысль: нет ли какого-то еще, может быть, более активного способа, в прямую побуждающего к поэтическому творчеству. Исключительно интересный результат дал следующий метод: однажды, придя на занятие, я объявила, что хочу почитать стихи. Читала стихи, подобранные на определенную тему: природа в стихах Есенина, Тютчева и др. затем предложила написать сочинение на эту тему: этюд, эссе. Как я ожидала, были ребята, в основном девочки, которые хотели и даже просили разрешение писать стихи. Вот пример такого опыта:

Мои чувства.

Был день осенний,

И листья тихо опадали.

А в опустевших рощах -

Цветы как седина,

Ложась на землю, умирали.

И в тот день я вспоминала.

Вообще-то о другом.

Но та любовь к природе

Во мне еще жила.

Ведь в моем сердце по-прежнему

Весна еще цвела.

(Ашенова Аяжан, 8 кл.)

За окном природа улыбнулась мне.

Солнце засияло с голубых небес.

Деревья встрепенулись будто ото сна,

И земля оделась в зеленые цвета.

Тут цветочки расцвели

Ярко - голубые.

А ручьи бегом пошли,

Точно молодые.

И трава прорвалась ввысь -

Руки протянула.

И зима ушла совсем -

Все другим вдруг стало.

(Тленова Айгерим, 7 кл.)

Идет матушка Весна.

Поскорей отворяй ворота!

Снова март пришел.

Белый снег ушел.

А за ним и апрель.

Отворил свою дверь.

После пришел май.

Луч солнца в дом приглашай.

(Билялова Ниязгуль, 7 кл.)

Средним классам прочитала стихи А. Барто. И, конечно же, ребята предложили работы, в которых прослушивается литературная традиция (стиль А. Барто), но есть и что-то свое, раскрывающее самого автора:

Люблю я плющевого мишку.

Люблю я с ним гулять.

И никогда я не забуду

Все время буду с ним играть

Его не брошу никогда,

Хотя и стану взрослой я.

(Омарова Гульмира, 7 кл.)

Даже та небольшая часть стихов, которую я привела и прокомментировала, как мне кажется, убедительно показывает, что поэтическое творчество органично для детей, не является уделом немногих избранных, что работать в этом направлении, безусловно, нужно и можно.

И мне кажется, что руководить поэтическим творчеством на необходимом уровне способен учитель русского языка и литературы, даже не будучи поэтом.

Я довольна тем, что сумела открыть поэтические способности учащихся. Они реально ощутили величие и красоту русского языка, знакомясь на занятиях с различными источниками и работами авторов Стихотворная строка вошла в жизнь каждого учащегося. Понятия ритма, рифмы, размера не оказались сухими теоретико-литературными знаниями. Таким образом, все члены кружка так или иначе приобщились к поэзии.


© 2010-2022