- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Словосочетание. Простое и сложное предложение
Словосочетание. Простое и сложное предложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Покровкова Н.Н. |
Дата | 26.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»
Конспект урока русского языка в 6 классе
на тему:
«СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Автор:
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
Тип урока: закрепление изученного материала
Учебник: «Русский язык 6 класс»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.- М.: «Просвещение», 2013
Программа: Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 классы» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского - Москва: Просвещение, 2006
Цель урока: закрепление умений различать простое и сложное предложения, различать типы словосочетаний
Задачи урока:
-
закрепить знание отличительных признаков простого и сложного предложений, умение различать простое и сложное предложения, разделять запятой части сложного предложения;
-
совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;
-
формировать умение определять тему и цели урока;
-
воспитывать интерес к предмету, создать ситуацию успеха, атмосферу радости совместного труда
План урока:
-
Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
-
Формулирование темы урока.
-
Приём «Корзина идей».
-
Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения»
-
Самостоятельная работа.
-
Итог урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
Ход рока:
-
Актуализация знаний. Стадия вызова. Синтаксическая разминка.
- Записываем предложения, подчеркиваем их грамматические основы и определяем, чем они выражены.
-
Когда охотник шел берегом лесной реки, он вдруг услышал в зарослях шорох.
-
Гроза прошла, и скоро опять засияло солнце.
-
В этом году осень теплая.
-
Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность.
- Составим схемы первых двух предложений.
- Дайте характеристику каждого из этих предложений по наличию грамматических основ. (1-е предложение - сложное, сложноподчиненное; 2-е предложение - сложное, сложносочиненное; 3, 4 -е предложения - простые)
- Как называется сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой? (Сложноподчиненное)
-Приведите примеры таких предложений.
-
Формулирование темы урока.
- Попробуем сформулировать тему урока. (Ответы детей)
- Запишем тему в тетрадь.
-
Приём «Корзина идей».
- Я предлагаю заполнить «Корзину идей» (на стол ставится корзинка, учитель складывает туда заполненные учащимися карточки).
- Выпишите из записанных предложений несколько различных по структуре словосочетаний. Разберите три из нихписьменно.
согласование
управление
примыкание
лесной реки
шел берегом
вдруг услышал
в этом году
берегом реки
скоро засияло
теплые лучи
услышал в зарослях
скоро опять засияло
услышал шорох
бросает лучи
оживляет окрестность
- Какие сочетания слов вы не выписали? Почему? Приведите примеры из этих предложений.
-
Стадия осмысления. Работа с текстом. Прием «Верные и неверные предположения» (складываются также в «корзину идей»).
- Прочитаем текст.
Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно. (А. Чехов «Пересолил»)
- Выпишем из него простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
простые
сложносочиненные
сложноподчиненные
Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю...
Когда телега выехала со станции, были сумерки.
Поедешь по ней и наверно заедешь к чёрту на кулички.
Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы.
Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня.
Было тихо, но холодно, морозно.
-
Самостоятельная работа.
- Какая колонка у нас осталась пустой? Придумайте и запишите 2 своих примера сложносочиненного предложения. (Ответы детей)
-
Итог урока. Рефлексия. Составление синквейнов.
- Вспомним правила написания синквейна:
СИНКВЕЙН:
1. Первая строка - одно существительное, которое выражает главную тему cинквейна.
2.Вторая строка - два прилагательных, которыми можно выразить главную мысль.
3.Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами
4.Четвертая строка - фраза из четырех слов, ваше отношение к данной теме
5. Пятая строка - одно слово - синоним к первому, ассоциация.
-Подведём итоги. Вернёмся к теме нашего урока. Какие сложности возникли у вас сегодня на уроке? Над чем еще нужно поработать? Что удалось лучше всего?