Игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии»

Внеклассные мероприятия по русскому языку призваны повысить эрудицию учащихся в области языка, воспитать стремление к приобретению новых знаний. Таким мероприятием может быть игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии», которая поможет учителю в игровой форме проверить теоретические знания и практические  навыки учащихся в области, а также вызовет интерес школьников. В данной игре участвуют 2 – 3 команды. Перед ними ставится задача: преодолев все препятствия, достичь Дворца короля Языка...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра по станциям:

«Путешествие по стране Лингвинии»

Внеклассные мероприятия по русскому языку призваны повысить эрудицию учащихся в области языка, воспитать стремление к приобретению новых знаний. Таким мероприятием может быть игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии», которая поможет учителю в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся в области, а также вызовет интерес школьников.

В данной игре участвуют 2 - 3 команды. Перед ними ставится задача: преодолев все препятствия, достичь Дворца короля Языка, могущественного и храброго правителя, и королевы Грамматики, строгой, любящей порядок. На каждом этапе команды, выполняя задания, получают баллы, которые суммируются. Та команда, которая наберет большее количество очков, станет победительницей. Кроме того, в ходе игры самые активные игроки также получают жетоны.

Каждой команде в начале игры выдается путеводитель с указанием княжеств королевства, через которые обязательно проходят игроки. Таких княжеств пять:

  1. имение принцессы Фонетики;

  2. поместье герцогини Морфемики;

  3. угодья ее высочества Лексики;

  4. княжество Морфологии;

  5. владения принца Синтаксиса.

Попадая на станцию, играющие должны справиться с теоретическими, практическими заданиями, а также выполнить задачки на сообразительность.

Задания по станциям


ФОНЕТИКА


I Теоретические вопросы

  1. На какие группы делятся звуки?

  2. На какие группы делятся согласные звуки?

  3. Какие буквы не обозначают звуков?

  4. Какие буквы и при каких условиях обозначают два звука?

II Практические задания

  1. Сделать фонетический разбор слов:

ОВРАГ, ЕЛКА, ПРИЕЗД, ПРОСЬБА.

Прочитать и записать предложение:

[В л`ису рад`илас` йолочка

В л`ису ана расла];

[Б`ил`эйэт парус адинокий]

  1. Расположите слова в алфавитном порядке

Космонавт, космос, крейсер, костер, крючок, кукуруза, первомай, пионер, пирамида, пластика, пограничник, подарок, погода.

III Задания на смекалку.

  1. Назови слова, в которых есть сто букв Г или сто букв Л, или Й

  2. Какое из русских слов состоит из трех слогов, а указывает на тридцать три буквы.

  3. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:

ЛОГ, ЛЮК, ЛЁД, ПАРА,

  1. Какими звуками различаются слова:

ДАЛ И ДАЛЬ, ЛУК И ЛЮК, ФЛАГИ И ФЛЯГИ?


Морфемика


I Теоретические вопросы

  1. Из каких частей состоят слова в русском языке?

  2. Что такое корень слова, чем он отличается от других частей?

  3. Назови способы словообразования, приведи примеры.

II Практические задания

- сделать морфемный и словообразовательный разборы слов:

Продленка;

- Какие «говорящие» суффиксы вы знаете? Что они обозначают?

(-ист-, -арь, -чик, -щик, -ник - указывают на профессию, занимаемую должность;

-ость, -есть, -изн - обозначают свойство, качество;

-иш - называет место;

-ство - указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку и т.д.)

III Задания на сообразительность

  • Найдите слова с корнем - ГУС - Относится ли к ним слово ГУСЕНИЦА? Докажите.

Родственники

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это - Гусыня. А ты кто?

- А я ваша тетя - Гусеница.

- Тетя?!


  • Найдите «четвертое лишнее»

    1. Гореть, угорать, гора, загорелый;

    2. Горе, нагорный, горевать, горестный;

    3. Пот, потолок, потливый, вспотеть;

    4. Море, морщины, морской, приморье;

    5. Боль, большой, больница, болевой;

    6. Вода, водить, водный, водяной.


  • Одинаков ли состав слов ЗАВОД - «предприятие» и ЗАВОД - у часов.

  • С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? (ножище)

  • Догадайся, какое слово задумано

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие, как в слове читал. (поиграл)

Это однокоренное слово к слову летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнуть. Суффикс одинаковый с глаголом слышать. (перелетать).

ЛЕКСИКА


I Теоретические вопросы

  1. Назови основные понятия, изучаемые в разделе «Лексика»

  2. Изменяется язык со временем? Докажите.

  3. Какие словари вы знаете?

  4. Что такое фразеологизм?

II Практические задания

  • Подберите синонимы - фразеологизмы

Сломя голову (во весь опор, одна нога здесь, другая там, во все лопатки);

Без сучка, без задоринки (комар носу не подточит);

Попасть впросак (сесть в лужу, сесть в галошу);

Два сапога пара (одного поля ягоды).

  • Решите кроссворд:

    1. Новые слова.

    2. Словарный состав языка

    3. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению

    4. Слова, близкие по значению.

    5. Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.



О 3



Л 2

М

С 4


1 Н

Е

О

Л

О

Г

И

З

М


К

Н

Н



С

И

О



И

М

Н



К


И


5 С

Л

О

В

А

Р

Ь

М






  • Приведи примеры омонимов и многозначных слов

III Задания на сообразительность

  • Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое - сырым? (помимо значения «влажный, мокрый, несухой», слово «сырой» имеет и другой смысл: «несваренный, нежареный, непеченый»)

  • Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках?

  1. К какому вороту нельзя пришить пуговицы?

  2. Какой бор никогда на имеет листвы и хвои?

  3. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

  4. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?

МОРФОЛОГИЯ


I Теоретические вопросы

  1. На какие две группы делятся все части речи? Чем они различаются?

  2. Назовите три основных признака, по которым происходит деление слов на части речи.

  3. Признаки какой части речи перечислены:

  • род, склонение, число, падеж;

  • разряд, род, число, падеж;

  • спряжение, время, лицо, вид, число.

4. Что общего между существительными: ПУТЬ, ВРЕМЯ, ВЫМЯ, ИМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ, БРЕМЯ.

II Практические задания

- Просклоняйте слова ТЕТРАДКА, Тетрадь, облако, пальто, время.

  • Проспрягайте глаголы: ВЕРТЕТЬ, ПИСАТЬ, ХОТЕТЬ.

  • Сделайте морфологический разбор слов О ПРИРОДЕ, БЫСТРО, ПРОЧИТАЛ.

  • Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, на военном (заводе), военная (походка), (пришел) военный, прошел мимо, пройдет мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, скорее.

III Задания на сообразительность

  • Какими частями речи могут быть слова ДАЛИ, ЖГУТ, СТИХ, СТЕКЛО?

  • Найдите «четвертое» лишнее

  1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

  2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

  3. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

  4. Дебри, приения, игры, шахматы.

  5. Тбилиси, Дели, Токио, кофе.

  • Докажите, что буквосочетание имеет не меньше 7 прочтений.

ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ

(Те перья подними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, под ними тоже.)


  • Какими частями речи являются слова: ДВА, ДВОЙКА, ДВОЕ, ДВОЙНОЙ, УДВОИТЬ, ВДВОЕМ, ДВОЯКИЙ, ДВАЖДЫ.

СИНТАКСИС


I Теоретические вопросы

  1. Что изучает синтаксис?

  2. Как связаны между собой синтаксис и пунктуация?

  3. какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации?

  4. На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ? Какими бывают сложные предложения?

  5. ВИгра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии» каких случаях в простом предложении ставится тире?

  6. ЧИгра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»то отражено в схеме: [ == , ].

II Практические задания

  • Придумайте предложения, соответствующие схемам:

Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»о

[Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии», == ]. [ == , и ]. [+++, и ].

А: «П!»

  • Расставьте знаки препинания в тексте:

В Лицее вместе с Пушкиным училось тридцать серьезных и несерьезных мальчиков. Многие из этих юношей писали стихи. Пушкин писал очень много, почти все время и на уроке в классе и на прогулке в парке и утром в кровати. Иногда ему стихи не удавались. Тогда он ломал от досады перья зачеркивал слова вновь исправлял стихи и переписывал их ещё и ещё. Но когда стихи были готовы они получались всегда такие прелестные легкие и свободные что казалось будто Пушкин написал их безо всякого труда.

Начертите схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания

  • Подчеркните слова как члены предложения

Люди работали спокойно, споро, молчаливо.

Клен, ель, тополь, граб, пихта, лиственница и тис росли здесь в живописном беспорядке.

Лодка качнулась, поднялась и исчезла.

Наступила дождливая, грязная, темная осень.

III Задания на сообразительность

  • Может ли нераспространенное предложение состоять из 3 слов?

  • Существуют ли предложения одновременно вопросительные и восклицательные; побудительные и невосклицательные? Приведи примеры.

  • Какая ошибка допущена учеником?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.

  • Как изменится роль выделенных слов в предложении, если при чтении делать паузу: А) перед ними;

Б) после них.

На встречу с нашими друзьями ИЗ МОСКВЫ приехали выпускники школы.

В день возвращения брата ИЗ ОДЕССЫ было получено интересное письмо.

Кроме данных заданий ребятам можно предложить различные ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы…

Шарады

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы. (пирог)

Нота - мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица. (мина)


Метаграммы

С К в полях меня найдете,

С Г романсы запоете,

С В в косички заплетете.

(колос - голос - волос)

С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане.

(Сахалин - сахарин)

с Ч летаю над волною,

с Л не дам волкам покою,

С М рубашка - безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

(чайка - лайка - майка - зайка - гайка)


Анаграммы

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы - вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник.

(карп - парк)

В океанах он живет,

И мала ему река.

Буквы ставь наоборот -

Будет дергаться щека.

(кит - тик)

По мне движется к сердцу кровь,

Меня ищут на сгибах руки.

Если ж, буквы смешав,

Мы расставим их вновь,

То получим названье реки.

(вена - Нева)

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

(насос - сосна)


Ребусы

Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»(ножка)

Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»

Б

Б Б

Б БББ Б

Б Б (изба)(тки)

Игра по станциям : «Путешествие по стране Лингвинии»(тень)

© 2010-2022