- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии»
Игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пуляева О.Г. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Игра по станциям:
«Путешествие по стране Лингвинии»
Внеклассные мероприятия по русскому языку призваны повысить эрудицию учащихся в области языка, воспитать стремление к приобретению новых знаний. Таким мероприятием может быть игра по станциям: «Путешествие по стране Лингвинии», которая поможет учителю в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки учащихся в области, а также вызовет интерес школьников.
В данной игре участвуют 2 - 3 команды. Перед ними ставится задача: преодолев все препятствия, достичь Дворца короля Языка, могущественного и храброго правителя, и королевы Грамматики, строгой, любящей порядок. На каждом этапе команды, выполняя задания, получают баллы, которые суммируются. Та команда, которая наберет большее количество очков, станет победительницей. Кроме того, в ходе игры самые активные игроки также получают жетоны.
Каждой команде в начале игры выдается путеводитель с указанием княжеств королевства, через которые обязательно проходят игроки. Таких княжеств пять:
-
имение принцессы Фонетики;
-
поместье герцогини Морфемики;
-
угодья ее высочества Лексики;
-
княжество Морфологии;
-
владения принца Синтаксиса.
Попадая на станцию, играющие должны справиться с теоретическими, практическими заданиями, а также выполнить задачки на сообразительность.
Задания по станциям
ФОНЕТИКА
I Теоретические вопросы
-
На какие группы делятся звуки?
-
На какие группы делятся согласные звуки?
-
Какие буквы не обозначают звуков?
-
Какие буквы и при каких условиях обозначают два звука?
II Практические задания
-
Сделать фонетический разбор слов:
ОВРАГ, ЕЛКА, ПРИЕЗД, ПРОСЬБА.
Прочитать и записать предложение:
[В л`ису рад`илас` йолочка
В л`ису ана расла];
[Б`ил`эйэт парус адинокий]
-
Расположите слова в алфавитном порядке
Космонавт, космос, крейсер, костер, крючок, кукуруза, первомай, пионер, пирамида, пластика, пограничник, подарок, погода.
III Задания на смекалку.
-
Назови слова, в которых есть сто букв Г или сто букв Л, или Й
-
Какое из русских слов состоит из трех слогов, а указывает на тридцать три буквы.
-
Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
ЛОГ, ЛЮК, ЛЁД, ПАРА,
-
Какими звуками различаются слова:
ДАЛ И ДАЛЬ, ЛУК И ЛЮК, ФЛАГИ И ФЛЯГИ?
Морфемика
I Теоретические вопросы
-
Из каких частей состоят слова в русском языке?
-
Что такое корень слова, чем он отличается от других частей?
-
Назови способы словообразования, приведи примеры.
II Практические задания
- сделать морфемный и словообразовательный разборы слов:
Продленка;
- Какие «говорящие» суффиксы вы знаете? Что они обозначают?
(-ист-, -арь, -чик, -щик, -ник - указывают на профессию, занимаемую должность;
-ость, -есть, -изн - обозначают свойство, качество;
-иш - называет место;
-ство - указывает на совокупность лиц по какому-нибудь признаку и т.д.)
III Задания на сообразительность
-
Найдите слова с корнем - ГУС - Относится ли к ним слово ГУСЕНИЦА? Докажите.
Родственники
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это - Гусыня. А ты кто?
- А я ваша тетя - Гусеница.
- Тетя?!
-
Найдите «четвертое лишнее»
-
Гореть, угорать, гора, загорелый;
-
Горе, нагорный, горевать, горестный;
-
Пот, потолок, потливый, вспотеть;
-
Море, морщины, морской, приморье;
-
Боль, большой, больница, болевой;
-
Вода, водить, водный, водяной.
-
-
Одинаков ли состав слов ЗАВОД - «предприятие» и ЗАВОД - у часов.
-
С помощью какого суффикса НОЖИ и НОГИ превращаются в одно слово? (ножище)
-
Догадайся, какое слово задумано
В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие, как в слове читал. (поиграл)
Это однокоренное слово к слову летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнуть. Суффикс одинаковый с глаголом слышать. (перелетать).
ЛЕКСИКА
I Теоретические вопросы
-
Назови основные понятия, изучаемые в разделе «Лексика»
-
Изменяется язык со временем? Докажите.
-
Какие словари вы знаете?
-
Что такое фразеологизм?
II Практические задания
-
Подберите синонимы - фразеологизмы
Сломя голову (во весь опор, одна нога здесь, другая там, во все лопатки);
Без сучка, без задоринки (комар носу не подточит);
Попасть впросак (сесть в лужу, сесть в галошу);
Два сапога пара (одного поля ягоды).
-
Решите кроссворд:
-
Новые слова.
-
Словарный состав языка
-
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению
-
Слова, близкие по значению.
-
Сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке.
-
О 3
Л 2
М
С 4
1 Н
Е
О
Л
О
Г
И
З
М
К
Н
Н
С
И
О
И
М
Н
К
И
5 С
Л
О
В
А
Р
Ь
М
-
Приведи примеры омонимов и многозначных слов
III Задания на сообразительность
-
Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое - сырым? (помимо значения «влажный, мокрый, несухой», слово «сырой» имеет и другой смысл: «несваренный, нежареный, непеченый»)
-
Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках?
-
К какому вороту нельзя пришить пуговицы?
-
Какой бор никогда на имеет листвы и хвои?
-
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
-
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
МОРФОЛОГИЯ
I Теоретические вопросы
-
На какие две группы делятся все части речи? Чем они различаются?
-
Назовите три основных признака, по которым происходит деление слов на части речи.
-
Признаки какой части речи перечислены:
-
род, склонение, число, падеж;
-
разряд, род, число, падеж;
-
спряжение, время, лицо, вид, число.
4. Что общего между существительными: ПУТЬ, ВРЕМЯ, ВЫМЯ, ИМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ТЕМЯ, ЗНАМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ, БРЕМЯ.
II Практические задания
- Просклоняйте слова ТЕТРАДКА, Тетрадь, облако, пальто, время.
-
Проспрягайте глаголы: ВЕРТЕТЬ, ПИСАТЬ, ХОТЕТЬ.
-
Сделайте морфологический разбор слов О ПРИРОДЕ, БЫСТРО, ПРОЧИТАЛ.
-
Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, на военном (заводе), военная (походка), (пришел) военный, прошел мимо, пройдет мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, скорее.
III Задания на сообразительность
-
Какими частями речи могут быть слова ДАЛИ, ЖГУТ, СТИХ, СТЕКЛО?
-
Найдите «четвертое» лишнее
-
Носок, мозоль, георгин, помидор.
-
Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
-
Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
-
Дебри, приения, игры, шахматы.
-
Тбилиси, Дели, Токио, кофе.
-
Докажите, что буквосочетание имеет не меньше 7 прочтений.
ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ
(Те перья подними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, под ними тоже.)
-
Какими частями речи являются слова: ДВА, ДВОЙКА, ДВОЕ, ДВОЙНОЙ, УДВОИТЬ, ВДВОЕМ, ДВОЯКИЙ, ДВАЖДЫ.
СИНТАКСИС
I Теоретические вопросы
-
Что изучает синтаксис?
-
Как связаны между собой синтаксис и пунктуация?
-
какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации?
-
На какие группы делятся предложения по количеству грамматических основ? Какими бывают сложные предложения?
-
В каких случаях в простом предложении ставится тире?
-
Что отражено в схеме: [ == , ].
II Практические задания
-
Придумайте предложения, соответствующие схемам:
о
[, == ]. [ == , и ]. [+++, и ].
А: «П!»
-
Расставьте знаки препинания в тексте:
В Лицее вместе с Пушкиным училось тридцать серьезных и несерьезных мальчиков. Многие из этих юношей писали стихи. Пушкин писал очень много, почти все время и на уроке в классе и на прогулке в парке и утром в кровати. Иногда ему стихи не удавались. Тогда он ломал от досады перья зачеркивал слова вновь исправлял стихи и переписывал их ещё и ещё. Но когда стихи были готовы они получались всегда такие прелестные легкие и свободные что казалось будто Пушкин написал их безо всякого труда.
Начертите схемы предложений, объясняя постановку знаков препинания
-
Подчеркните слова как члены предложения
Люди работали спокойно, споро, молчаливо.
Клен, ель, тополь, граб, пихта, лиственница и тис росли здесь в живописном беспорядке.
Лодка качнулась, поднялась и исчезла.
Наступила дождливая, грязная, темная осень.
III Задания на сообразительность
-
Может ли нераспространенное предложение состоять из 3 слов?
-
Существуют ли предложения одновременно вопросительные и восклицательные; побудительные и невосклицательные? Приведи примеры.
-
Какая ошибка допущена учеником?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.
-
Как изменится роль выделенных слов в предложении, если при чтении делать паузу: А) перед ними;
Б) после них.
На встречу с нашими друзьями ИЗ МОСКВЫ приехали выпускники школы.
В день возвращения брата ИЗ ОДЕССЫ было получено интересное письмо.
Кроме данных заданий ребятам можно предложить различные ребусы, шарады, метаграммы, анаграммы…
Шарады
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (пирог)
Нота - мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица. (мина)
Метаграммы
С К в полях меня найдете,
С Г романсы запоете,
С В в косички заплетете.
(колос - голос - волос)
С Л я остров в океане,
С Р растаю вмиг в стакане.
(Сахалин - сахарин)
с Ч летаю над волною,
с Л не дам волкам покою,
С М рубашка - безрукавка,
С З скачу в лесу по травке,
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
(чайка - лайка - майка - зайка - гайка)
Анаграммы
Я в пруду живу, жирею,
Переставьте буквы - вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник.
(карп - парк)
В океанах он живет,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот -
Будет дергаться щека.
(кит - тик)
По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.
(вена - Нева)
Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Буду деревом в лесу.
(насос - сосна)
Ребусы
(ножка)
Б
Б Б
Б БББ Б
Б Б (изба)(тки)
(тень)