Рабочая программа по литературе для 6 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»




Рассмотрено на ШМО

учителей русского языка

и литературы

протокол № _

« » августа 2015 г.

_____________


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________

« » августа 2015 г.


Утверждено:

Директор школы

__________

« » августа 2015 г.

Приказ №



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе

6кл. 70 часов (2 ч. в неделю) 2015-2016 учебный год

Учебные пособия: 1.Литература. 6кл.: учебник-хрестоматия для общеобразоват.

учреждений: в 2 ч. /(авт.-сост.: М.А. Снежневская ,О.М.Хренова); под ред.

Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2008.

2.В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 6 класс.- М.: Просвещение, 2008.

Методическое обеспечение: 1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы /

Под редакцией Г.И.Беленького. - М.: Мнемозина, 2009.

2.Хренова О.М. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6кл.:

Литература. Начальный курс: Пособие для учителя. - М.: Мнемозина, 2004.


Учитель русского языка и литературы Пак Т.А.

Чайковский, 2015 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы по литературе и авторской программы по литературе под редакцией Г.И. Беленького. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом 2004 г. Программой Г.И. Беленького предусмотрено 3 урока литературы в неделю (всего за год - 102 часа). Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю). По этой причине разделы авторской программы «Для чтения и бесед» частично сокращены в данной программе, однако произведения раздела «Для чтения и изучения» включены в рабочую программу в полном объёме.

В 6 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в 5 классе, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные письменные и устные работы.

Каждое произведение, предназначенное для изучения в 6 классе, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных возможностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически, программа фиксирует внимание на некоторых важных нравственных и художественных проблемах.

В 6-м классе сквозной проблемой курса становится главный предмет изображения в литературе - человек. Соответственно предлагаются разделы - «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека»; «Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления)».

В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома) - выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных произведений - основа изучения литературы в школе.

В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения.

Важно отметить, что теоретико-литературные знания, которыми учащиеся должны овладеть по рекомендациям программ, при всей их важности не имеют самодовлеющего значения, их задача - способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке художественных произведений.

Проведение уроков в 6 классе по данной рабочей программе будет осуществляться по технологии поточно-группового обучения с уклоном «Литература и журналистика». При этом содержание курса и время на изучение тем изменениям подвергаться не будут. В программе расширен раздел «Виды деятельности учащихся на уроке». Предполагается ввести элементы деловой игры, связанной с особенностями журналистской деятельности: создание творческих работ в форме газетных жанров, выпуск стенных газет, встречи с творческими людьми города, иллюстрирование произведений и другие. Разнообразные виды деятельности на уроках литературы позволят сделать учебные занятия более привлекательными для учеников, избежать однообразия в формах работы; позволят ученикам, сделавшим самостоятельный выбор направления, расширить и углубить компетенции по предмету.

Кроме того, в 3 четверти планируется реализовать интегрированный модуль «Наше печатное издание» (литература + информатика). Данный модуль рассчитан на 5 учебных часов. Обоснование необходимости данного модуля содержится в Приложении к рабочей программе.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Календарно-тематический план

Тема урока.

Основное содержание

Кол-во часов

Компетенции

Виды деятельности

Теория литературы

Формы контроля

Средства обучения

Примечания

1

1

четв.

О главном в литературе.

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1

Построение монологического высказывания

Работа с учебным пособием, опорная запись в тетради

Учебное пособие

2

«Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…»

Устное народное творчество

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Былина как один из видов устного народного творчества. Особенности построения и языка былин. Былинный стих, гипербола.

Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.



1

Умение отличать былины от других фольклорных жанров, находить в тексте примеры

выразительных средств языка.

Умение оформлять устное высказывание, характеризовать героя былины

Устные сообщения


  • Выбор вида деятельно

сти

былина,

сюжет, композиция,

литота, гипербола,

постоянный эпитет


Письменный ответ на вопрос

Иллюстра-

ции

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» в искусстве.

1

Просмотр, обсуждение видеоролика

Мультфильм на основе былинного сюжета

4

Былина «Вольга и Микула Селянинович»

1

Выразительное чтение, беседа

Учебное пособие

5

Древнерусская литература

Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет».


1

Владение информацией о содержании летописных источников.

Умение пересказывать отдельные эпизоды летописей, характеризовать героя летописи

  • Исследование летописных текстов: образ летописца

жанр,

летопись,

повесть,

слово

Интернет-ресурсы (картинки)

6

Летописи. «Слово о погибели Русской земли». «Никита Кожемяка».

1

Выборочный пересказ

  • Работа в группах. Создание иллюстраций, оформление летописной странички

Защита групповой творческой работы


7

Литература 19 века. Баллады

В.А.Жуковский. Баллады.

Понятие о балладе. Связь баллады с устным народным творчеством. Нравственный смысл баллад. Особенности балладного сюжета.

Реальное и фантастическое в балладах В.А.Жуковского.



1

Владение навыками определения жанра баллады, оценки сюжета, идейно-эмоционального содержания

Работа в парах. Составление цитатного плана баллады

баллада

Аудиозапись

8

9

А.Н.Майков. «Емшан».

А.К.Толстой. «Канут».

2

Умение словесно «рисовать» картину изображаемого;

объяснять смысл названия баллады;

определять значение картин природы в балладе

Выразительное чтение баллады, беседа

баллада, эпитет, олицетворение, жанр, рифма, размер

Справоч-ная литература

10

Читательская лаборатория.

О рифме и строфе.

Основные группы рифмы. Виды строф. Строфа в русском стихосложении.

1

Умение определять рифму стихотворения

Экскурсия в городскую библиотеку

  • Встреча с журналис-том

основные группы рифм

11

Контрольная работа №1.

«От древности до А.С.Пушкина».

1

Владение фактическим материалом, основами анализа произведений

Выполнение заданий к/р

Контрольная работа №1

12

13

«Человек в окружающем мире»

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество.

А.С.Пушкин. Стихотворения.

«Зимнее утро»

Радостное восприятие жизни в ранних стихотворениях Пушкина.


2

Умение извлекать нужную информацию из интернет-источников, справочной литературы

Индивидуальные сообщения


  • Пушкин-издатель

журнала

Чтение наизусть

14

«Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к историческому прошлому. Летописный источник «Песни о вещем Олеге».

Диалог Олега и кудесника.

1

Понимание связи поэмы Пушкина с летописным источником, умение оценивать действия персонажей произведения

Чтение поэмы, беседа по содержанию

летопись,

песня (песнь)

15

16

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский».

История создания романа «Дубровский». Столкновение чести личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.

2

Умение оценить произведение с точки зрения нравственного содержания

Пересказ эпизодов

романа

роман,

повесть,

сюжет,

конфликт

Презентация, справоч-

ная литература

17

2

четв.

«Суд и его последствия». Отец и сын.

1

Умение давать сравнительную характеристику героев

Выборочный пересказ.

сравнительная характеристика

18

19

«Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в судьбе Дубровского.

2

Видеть, как изображаются автором чувства, переживания героя, учиться анализировать текст

  • Иллюстрирование фрагментов произведения, оформление выставки

Инсценирование

Представление творческих работ на выставку

20

Роль 17 главы в повести «Дубровский». Развязка романа «Дубровский».

1

Умение отстаивать свою точку зрения

Обсуждение проблемного вопроса

развязка

21

22

Развитие речи. Сочинение по повести «Дубровский».

2

Владение письменной речью, приёмами составления логического высказывания

Работа над сочинением

Сочинение

23

24

25

М.Ю.Лермонтов. Личность поэта.

Пейзаж в лирике Лермонтова. Стихотворения «Парус», «Тучи», «Три пальмы» и др.

Мотивы грусти и одиночества в творчестве поэта. Аллегорический смысл стихотворения «Три пальмы». Отношения человека с миром природы.

3

Умение «погружаться» в текст стихотворения, осуществлять простейший анализ текста

Индивидуальные сообщения.

Работа в парах: исследование текста стихотворения

стихотворные

размеры,

пейзаж

аллегория

Конкурс чтецов

Презентации

26

Читательская лаборатория.

О стихотворных размерах.

1

Умение определять стихотворный размер

Составление таблицы.

Экскурсия в городскую библиотеку


  • Встреча с местным поэтом, создание творческой работы (заметка в газету, репортаж и т.д.)

двусложные и трехсложные размеры стиха


Репортаж или заметка с фотоматериалами в школьную газету

27

Н.В.Гоголь. Творческая история повести «Майская ночь, или утопленница».

Интерес писателя к народным обрядам, быту. Картины жизни народов Украины.

1

Владение информацией о творчестве писателя, воспроизведение в устном высказывании

Индивидуальные сообщения,

Чтение эпизодов повести.

Повесть, стиль писателя

Иллюстрации, презентация

28

Роль пейзажа в повести «Майская ночь, или Утопленница».

1

Умение находить пейзажные зарисовки в произведении, объяснять их роль

Работа в парах: исследование фрагментов повести

пейзаж

Печатный вариант художественного текста

29

Реальное и фантастическое в повести «Майская ночь, или Утопленница».

«Майская ночь, или Утопленница в искусстве.

1

Владение навыками сопоставления информации

Заполнение сопоставительной таблицы

фантастика

30

Внеклассное чтение. «Ночь перед Рождеством».

1

Умение самостоятельно знакомиться с произведением, оценивать идейное содержание

Просмотр фрагментов фильма, обсуждение

х/ф

31

32

Контрольная работа.

2

Владение учебной информацией, применение знаний при ответе на вопросы

Самостоятельная работа по выполнению заданий

Контрольная работа

№ 2.

33

3

четв

С.Т.Аксаков. «Очерк зимнего дня».

Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни.

1

Умение самостоятельно добывать информацию из разных источников

Индивидуальные сообщения.

Исследование текстов, обсуждение

Очерк

Презентация

34

35

Страницы поэзии. «О Родина святая…»

Н.П.Огарев, А.К.Толстой, А.А.Фет, И.С.Никитин, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков. Лирика.

2

Владение навыками выразительного чтения

Выразительное чтение стихотворений

лирика

Аудиозапись

36

Обучение анализу поэтического произведения.

1

Владение простейшими элементами анализа поэтического текста.

Интерпретация стихотворения

  • Интервью с учениками и учителями школы

лирический герой

Оформление интервью для газеты

37

38

39

40

41

Модуль: Наше печатное издание (литература+ информатика)

5

Умение самостоятельно собирать материал.

Работа в группах.

Сбор и редактирование материалов для газеты (журнала, буклета, брошюры)

Газетные жанры

Представление печатного издания. Конкурс работ.

42

43

К.М.Станюкович. «Человек за бортом!».

Смысл названия рассказа. Правдивое изображение быта на корабле.

Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров героев и их взаимоотношений. Роль Шутикова в судьбе Прохора.

2

Понимание характеров героев, смысла названия произведения

Беседа с классом, индивидуальные выступления

Название рассказа

Текст произведе-ния

44

А.П.Чехов.О смешном в художественном произведении. «Толстый и тонкий».

Сведения о жизни писателя. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя.

1

Понимание истоков юмора в рассказах Чехова

Индивидуальные сообщения, беседа.

Исследование текстов

юмор,

сатира,

диалог,

монолог

Письмен-

ный ответ на вопрос

45

Смысл названия рассказа А.П.Чехова «Пересолил». Ирония в рассказе «Смерть чиновника».

1


46

47

48

49

«Нравственная ответственность человека перед собой и обществом»

В.Г.Короленко. «В дурном обществе».

Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство.

Автор и рассказчик в повести.

Дружба Васи с Валеком и Марусей.

Отец и сын. Смысл названия повести.



4

Умение видеть в произведении отношение автора к героям, сочувственно относиться к людям, живущим в нищете

Чтение, художественный пересказ.

Портрет литературного героя.


Художественный пересказ

50

51

Развитие речи. Сочинение по повести В.Короленко «В дурном обществе»

2

Владение грамотной речью

Сочинение

52

53

Н.Д.Телешов. «Домой».

Слово о писателе. Мотивы поведения осиротевшего мальчика. Герой в ситуации нравственного выбора.Человечность старика-каторжника, его роль в жизни мальчика. Изображение нищеты народа, его трагической участи. Роль пейзажа в рассказе.

2

Умение объяснить поведение героев произведения, оказавшихся в ситуации нравственного выбора

Чтение, словарная работа, беседа.

Работа в группах: актуальность проблемы нравственного выбора

пейзаж

Учебное пособие

54

4

четв.

Литература 20 века

А.П.Платонов. «Песчаная учительница».

Слово о писателе. Труд как нравственная основа жизни героев. Доброта, взаимопомощь героев.

1

Владение основами ведения конспекта, умение оценивать поступки героев

Составление опорного конспекта.

Беседа

прототип,

стиль писателя

Презента-ция

55

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».

Особенности жанра.

Слово о писателе. Труд в жизни Насти и Митраши.

Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

Представление о жизни и творчестве М.Пришвина.

Умение определить жанр произведения;

выделить художественные особенности произведения;

Просмотр видеоролика.

Пересказ эпизодов, исследование текста, составление опорной записи в тетрадях.

Работа в парах

сказка-быль

Художественный пересказ.

Видеоро-лик

56

Значение истории Травки для понимания идеи повести.

История Антипыча.

1

Умение определить, с какой целью подробно рассказывается об Антипыче и о Травке

Подробный пересказ эпизодов повести, поиск ответов на проблемный вопрос

Иллюстра-

ции

57

Роль пейзажа. Притча о сосне и ели. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев.

Вера Пришвина в доброту человека, в его мудрость по отношению к природе.

1

Понимание характера и смысла олицетворений в описаниях природы;

определение роли пейзажа в произведении;

Работа с текстом произведения, пересказ притчи, создание иллюстраций

притча,

пейзаж, олицетворение, эпитет, метафора, сравнение

Учебное пособие, справоч-ная литература

58

«Что есть правда». Смысл названия произведения «Кладовая солнца».

1

Умение выстраивать монологическое высказывание, владеть грамотной письменной речью.

Способность определить смысл названия рассказа

Обсуждение проблемного вопроса

  • Доказать актуаль-

ность темы «Человек и природа»

жанр,

идея

59

Развитие речи. Сочинение по произведению «Кладовая солнца».

1

Владение грамотной письменной речью

Самостоятельная работа над сочинением

Сочинение

  • Заметка в газету

60

61

Страницы поэзии. «Движение весны» в стихотворениях русских поэтов.

Изображение природы и её движения в стихотворениях родных поэтов.

2

Способность чувствовать красоту поэтического слова;

совершенствовать читательскую наблюдательность

  • Групповая работа по выпуску газет.

Чтение стихотворений и их анализ.

поэзия

  • Защита га-

зет

Чтение наизусть.

Канцелярские принадлежности для выпуска газет

62

М.Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя». Истоки юмора.

1

Определение особенностей композиции рассказов;

нравственных вопросов, которые автор поднимает

Выразительное чтение рассказов, определение истоков юмора

юмор

63

Ю.Нагибин. «Старая черепаха».

Тема верности и доброты в рассказе.

Подвиг Васи.

1

Способность учащихся чувствовать и осознавать свою ответственность за четвероногих друзей

Индивидуальные сообщения.

Участие в беседе

рассказ

Учебное пособие, презента-ция

64

65

66

В.Г.Распутин. «Уроки французского».

Слово о писателе. Самовоспитание героя рассказа «Уроки французского» в нелегких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.

Смысл названия рассказа «Уроки французского».

Главный урок Лидии Михайловны.

3


Иметь представление о жизни и творчестве В.Г.Распутина,

особенностях автобиографического рассказа

Выразительное чтение эпизодов рассказа

Работа в группах.

Просмотр фрагментов х/ф

сюжет, портрет,

х/ф

67

Дж. Олдридж. «Последний дюйм»

Слово о писателе. Исключительные обстоятельства, в которых воспитывается жизнестойкость человека.

1

Умение различать две линии в развитии сюжета произведения: внешнюю и внутреннюю;

выделять средства изображения героя, определять значение этих средств

Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф

Фрагмен-ты художест-венного фильма

68

Отношения отца и сына в рассказе «Последний дюйм».

1

Сообщение, пересказ.

речь, внутренний монолог, композиция



Умение приводить в систему учебные знания, полученные при изучении курса


69

Контрольная работа.

Литература 20 столетия.

1

Самостоятельная работа

Контроль-ная работа

№ 3

70

Завершая изученное. Итоговый урок.

1

Список книг для летнего чтения



© 2010-2022