Роль учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной модели школьного образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль учебно-исследовательской деятельности учащихся в современной модели школьного образования

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Таким образом, основная задача школы - включение ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Исследовательская деятельность учащихся, в первую очередь, определяющаяся познавательной активностью личности, во многом облегчает решение этой задачи. «В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом или его восприятие, его осмысление, закрепление и трансформацию этого материала в практическую деятельность, можно выделить три уровня активности личности:

• активность воспроизведения - стремление обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения их по образцу;

• активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;

• творческая активность - устремлённость обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

При организации исследовательской деятельности учащихся используются все три уровня активности, названные выше. Обращение к исследовательской деятельности обусловлено тем, что перед современным обучением встали

новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Именно на развитие познавательной активности и самостоятельности и направлена исследовательская деятельность, которая способствует накоплению творческого потенциала школьника. Использование основных приёмов познавательной деятельности - наблюдение, сравнение, обобщение и т.д. - приводит к тому, что в процессе исследовательской работы формируется логическое мышление учащихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется общеобразовательный кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации». [Обухов, 2001г.:стр. 26-35]

В ходе выполнения научно-исследовательской работы происходит соединение академических знаний и практических действий. Каждый ученик может реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется тесное взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой. Учитывается индивидуальность ребенка - его интерес, темп работы, уровень обученности. «Возможность выбора темы исследования, партнеров в работе, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности». [ЖидкоИ.Н., 2010г.]

Успешность исследовательской деятельности обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых, т.к. это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [Обухов, 2001г.:стр. 26-35]. Основная задача педагога при организации исследовательской деятельности - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения. Задача учащихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. «В исследовании происходит не пассивное восприятие сведений, а активное взаимодействие благодаря выполнению конкретно-функциональных обязанностей каждой из участвующих сторон» [ Обухов, 2001г.:стр. 26-35].

Преимущества исследовательской деятельности для учащегося заключаются в том, что «он сам (или с помощью родителей, педагогов) устанавливает цели своей учебной деятельности, выбирает средства и достигает результата. Он свободен в выборе схем своего развития» [Обухов, 2001г.:стр. 26-35]. Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном изменении деятельности, в которую он включен. «Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создаёт такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности» [Н.Ю. Румянцева, 2010г.].

Преимущества исследовательской деятельности для учителя заключаются в том, что, во-первых, вступая на творческий путь исследователя, он приобщается к новому виду деятельности, который отличается от привычной преподавательской работы своими целями, методами и результатами. Во-вторых, исследовательская деятельность основывается на базовом психическом процессе - рефлексии, который направлен на выявление несовершенств собственной деятельности, понимание причин, приведших к трудностям; планирование способов и средств преодоления профессиональных затруднений. В-третьих, возникает новое сообщество, где каждый из участников - новичок практически в равной степени со всеми. «Хвост неуспешности» (как метко обозначила травмы профессионализации Ю.И. Турчанинова, разрабатывающая механизмы освоения педагогами модели личностно-ориентированного обучения), перестаёт быть значимым, остаётся в прошлом. В четвёртых, педагогов, принявших решение заниматься исследовательской деятельностью, мы можем охарактеризовать как людей, вышедших на уровень самоактуализации (по классификации потребностей А. Маслоу)[Маслоу А., 1999г.]. В-пятых, исследовательскую деятельность можно определить как научное творчество. В рамках гуманистической и экзистенциальной психологии и психотерапии творчество рассматривается как целительный акт. Именно творческое вдохновение, творческое мироощущение помогают человеку более гармонично сосуществовать в окружающей его действительностью, адаптироваться в этом сложном противоречивом мире, найти в себе то, на что можно опереться, что волнует и вдохновляет.

«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере» [Леонтович А.В., 2010 г.] Задача исследовательской деятельности состоит в том, чтобы постепенно подводить учащихся к овладению методом науки, будить и развивать у них самостоятельную мысль. Важно определиться в отличительных особенностях исследовательской деятельности, требованиях, предъявляемых к участникам, задачам, проблемам исследования, продумать этапы работы, критерии оценивания.

От научной деятельности учебно-исследовательская отличается тем, что её главной целью является развитие личности (приобретение обучающимися функционального навыка исследования, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний), а не производство новых знаний. От проектной и конструктивной исследовательская деятельность отличается тем, что главным её результатом является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Список литературы:

  1. Жидко И.Н. Организация проектной исследовательской деятельности

  2. учащихся. school11.unlimhost.net (23.11.2009)

  3. Леонтович А.В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся.researcher.ru (10.02.2010)

  4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.

  5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. 2001. № 5. С. 26-35

  6. Румянцева Н.Ю.Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников. researcher.ru/issledovaniya (23.01.2010)

© 2010-2022