Из опыта работы (обопщение)

1.  Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе. Обобщение и распространение педагогического опыта Для решения общей цели каждый школьный предмет имеет свои специфические средства культурного развития ребенка. Но именно литература, которую мы называем классической и преимущественно предлагаем читать нашим детям, несет в себе общечеловеческие, нравственны и духовные ценности. Так как изучение литературы подразумевает обязательное чтение художеств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Из опыта работы (обопщение)Из опыта работы (обопщение)Из опыта работы (обопщение)Из опыта работы (обопщение)Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.

Обобщение и распространение педагогического опыта

Для решения общей цели каждый школьный предмет имеет свои специфические средства культурного развития ребенка. Но именно литература, которую мы называем классической и преимущественно предлагаем читать нашим детям, несет в себе общечеловеческие, нравственны и духовные ценности.

Так как изучение литературы подразумевает обязательное чтение художественных произведений, что сегодня, в информационный век, стало намного сложнее, особенно остро встала проблема создания интересного урока.

Передо мной особенно остро встала проблема необходимости создания интересного урока литературы.

Ознакомившись с концепцией личностно-ориентированного обучения Н. И. Алексеева, научными публикациями Г. К.Селевко, М. М. Левиной и поработав с учебным пособием Т. М. Гозман, создала собственную методическую систему путем интеграции технологий полного усвоения, коллективного взаимообучения, контекстного и модульного обучения. Эта система помогает мне реализовать свои знания, учительский опыт, личные качества для организации плодотворной учебной деятельности учащихся.

Доминирующее место в моем опыте занимает технология контекстного обучения. В основу работы положены концептуальные положения: теория контекстного обучения А. А. Вербицкого, теория целостного анализа литературного произведения Т. Г. Браже, теория проблемного изучения литературного произведения в школе В.Г. Маранцмана, Т.В. Чирковской, литературное развитие школьников в процессе обучения Н. Д. Молдавской.

Тема моего опыта «Интересный урок как условие развития творческого потенциала ученика и его самореализации через учебную игру и задачу урока». Считаю, что интересный урок - это урок актуальный, живой, нестандартный, на котором интересно ученику, где он сможет самореализоваться, почувствовать себя успешным, значимым и получить ответы на интересующие его вопросы. Стремлюсь, чтобы каждый мой урок был таковым.

Цель опыта: привлечь интерес к предмету, развить интеллектуальный, творческий, нравственный потенциалы через учебную задачу урока и игровые методы обучения.

Задачи, решаемые мной для реализации цели:

  1. Активизировать познавательную деятельность ученика через организацию интересного урока.

  2. Формировать социальные компетенции через учебную игру (умение быть толерантным к мнениям других, к иной позиции, умение слушать и слышать, вступать в отношения с другими).

  3. Научить руководствоваться опытом героев классической литературы в личной жизни.

Новизна работы состоит в разработке и создании ситуаций, активизирующих познавательный интерес учащихся к изучению литературного произведения.

Принципы, заложенные в основу моей педагогической деятельности:

  • умения формируются опосредованно, как бы сами собой;

  • создается непринужденная атмосфера, внешне вовсе не учебная, а творческая;

  • в урок обязательно закладывается нестандартный ход («В кармане учителя должен лежать прием». С.В.Волков).

Смысловым ядром урока является учебная задача (она становится ведущим мотивом деятельности учеников, анализа текста и позволяет учителю направить деятельность учеников к целям урока).

Формы постановки учебной задачи:

  • творческое задание (стать режиссером- постановщиком, проиллюстрировать эпизод, подобрать музыкальное сопровождение);

  • аналитическое задание (проблемный вопрос на материале произведения).

Интересным урок станет тогда, когда решаемая проблема зазвучит для учеников как жизненно важная, волнующая, захватывающая, коснется лично каждого, явится ответом на интересующие вопросы. Именно «труд души» или «диалектика души» (Л. Н, Толстой) - вот результат урока литературы, его практическая направленность.

Например:

  • Можно ли сказать, что Базаров остался «блудным сыном», хотя и умер в доме своих родителей?

  • Фатальна ли судьба человека или он сам выбирает свой путь?

  • Почему В.М. Шукшин рассказал случай из своего детства, когда он и его товарищ совершили постыдный поступок, и зачем вынес на всеобщее обозрение то, что другие стараются скрыть? (Рассказ «Дядя Ермолай»).

Общая схема такого урока

№1 Выявление личного восприятия

№6 Домашнее задание по выбору

№5 Рефлексия

Первичная

Вторичная

№4 Дискуссия с целью постижения авторской позиции и форм-ия личного мнения

№3 Беседа с целью погружения в текст

№2 Постановка проблемного вопроса

Цель:

удивить,

увлечь,

заинтересовать,

затронуть живые струны сердца через актуализацию




Некоторые уроки сопровождаются мультимедийными презентациями, что способствует воздействию на визуальные, аудиальные каналы восприятия и лучшему усвоению материала.

Учебная задача в форме творческого задания предполагает чаще игровые формы, которые красной нитью проходят через мой творческий опыт, пропитывая всю структуру учебной деятельности. Это может быть игра, основанная на соревновании, на создании диалога развивающая чуткость к слову, драматизация, инсценирование.

Об эффективности методической системы свидетельствуют следующие результаты, описанные в 1-2 разделе.

Эта методическая система была представлена перед профессиональным сообществом, через печатные работы, разработки уроков и открытые уроки.


© 2010-2022