Конструкт урока по русскому языку на тему Заимствованные слова (6 класс)

Конструкт урока по русскому языку на тему "Заимствованные слова" (6 класс) составлен по учебнику "Русский язык" Ладыженской Т.А..  Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС с применением ИКТ, кейс - технологии и проблемного обучения. На уроке использованы групповые и фронтальные формы работы. На уроке ведется работа по формированию следующих предметных компетентностей: работа с этимологическим словарем, воспитание интереса к этой работе, работа с текстом, осмысление правил законов, струк...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока по русскому языку на тему Заимствованные слова (6 класс)






Конструкт урока по русскому языку

в 6 классе по теме «Исконно русские и заимствованные слова»

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с

требованиями ФГОС при решении учебной задачи: введение понятия «исконно русские» и «заимствованные» слова, формирование умения опознавать иноязычные слова на практике.

Личностные результаты: воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

познавательные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение строить логические рассуждения и делать выводы;

личностные УУД (творчество): умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

.

Предметные результаты: ввести понятие «исконно русские» и «заимствованные» слова, определить причины заимствования слов, формировать умение опознавать иноязычные слова на практике.

Место урока в теме: урок изучения нового материала.

Оборудование, раздаточный материал: мультимедийная презентация.

Этапы урока

(решение учебной задачи)



Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты




Предметные

результаты



1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель: Ребята, представьте, что вы попали на телепередачу «Кто хочет стать миллионером?» и вот уже добрались до последнего вопроса, ответив на который сможете получить 1 миллион рублей. А вопрос такой: «Какое из данных слов не является исконно русским?» (СЛАЙД №1). Сможете ли вы точно ответить на него? Достаточным ли багажом знаний вы обладаете?

Ученики:Нет.

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

Осознание проблемы:


не знают, как отличить исконно русское слово от заимствованного





2.

Принятие цели

планирование

деятельности

Проверка домашнего задания. Учащимся было предложено привести примеры неологизмов, которые появились:

1) в связи с началом освоения космоса (1 ряд);

2) развитием информатики в 20-21 вв. (2 ряд);

3) в результате словотворческой деятельности писателей и поэтов (3 ряд).

Учащиеся отвечают по цепочке.

Учитель: С какой целью в наш язык приходят новые слова?

Ученики: Появляется новая вещь - ее нужно как-то обозначить, назвать.

Учитель: Лексика современного русского языка содержит до 10 % заимствованных иноязычных слов. Некоторые слова с давних пор влились в русский язык, и никто не считает их чужими. Многие вещи, которыми мы пользуемся, пришли к нам из других стран. Можете ли вы привести примеры?

Ученики: Например, компьютер.

Учитель: Верно. А как это же слово пишется в английском языке? Ученики: Computer. (на доске записываются два слова : «компьютер» и «сomputer»)

Учитель: Похожи ли эти слова? Чем?

Ученики: Слово «компьютер» пришло в русский из английского языка.

Учитель: Таких слов в русском языке очень много. Словарный запас нашего языка пополняется за счет заимствования слов из других языков. Как можно сформулировать тему урока? Итак, тема нашего урока «Исконно русские и заимствованные слова» (запись темы в тетрадь). А его цель? (Постараться выяснить, что такое «исконно русские» слова и как их отличить от «заимствованных»).

В конце занятия, уже с полученными знаниями, вернемся к вопросу на миллион рублей.

регулятивные

целеполагание, действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм


Осознание цели деятельности и планируемого результата:

выяснение отличий исконно русских слов от заимствованных

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

Чтение и осмысление теоретического материала на стр.42-43.

Учитель: За счет чего пополняется, кроме заимствованных слов, словарный состав языка?

Ученики: Словарный запас пополняется за счет образования слов по законам и правилам русского языка, т.е. исконно русских слов.

Учитель: Что такое заимствованные слова?

Ученики: Заимствованные слова - слова, вошедшие в русский язык из других языков.

Учитель: Куда нужно обращаться, если мы самостоятельно не можем определить, какое слово перед нами: заимствованное или исконно русское?

Ученики: В таком случае мы можем обратиться к этимологическому или толковому словарю.

Учитель: Найдите в толковых словариках, помещенных в конце учебника, три заимствованных слова.

Учитель: А если словаря нет под рукой? Есть несколько признаков отличий заимствованных слов. Узнаем мы их, если выполним ряд заданий. (задания выводятся на экран)

коммуникативные

работа с информацией,

работа в коллективе, в группе


Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали


Осознание потребности в новом способе действий:


поиск способа узнавания заимствованных слов










4.

Анализ

открытие нового способа действий

Задание №1. Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не склоняются:

шоссе, облако, пальто, стол.

Задание №2. Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

Задание №3. Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

Задание №4. Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:

аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

Учитель: Сделайте вывод о том, какие признаки помогут определить заимствованное слово.

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:


поиск заимствованных слов в толковом словаре;

определение признаков заимствованных слов с помощью заданий.


Анализ ошибок:

могут возникнуть ошибки при выполнении первого задания., если ученики не будут знать о том, что слова «шоссе» и «пальто» не склоняются






Ученики: Признаки заимствованных слов:

1) не изменяются;

2) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

3) имеют сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»;

4) имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

Задание №5. Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее», проанализировав слова с точки зрения происхождения:

а) белка, береза, фауна, осень;

б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;

в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.




5.

Творческий этап

применение способа к

новым ситуациям

Задание №6. Прочитайте текст. Замените в нем выделенные заимствованные слова на русские.

Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.

личностные

творчество








Развитие креативных способностей


Решение творческой задачи:


поиск замены иноязычных слов русскими.






6.

Контроль и оценка

решение заданий повышеннной сложности








освоения нового способа действий

Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который озадачил нас в начале урока. Можем ли мы теперь ответить на него?

Ученики: Правильный ответ - одежда.

Учитель: Я оценю работу каждого из вас с помощью отметок, а вы оцените себя с помощью сигнальных карточек: зеленая карточка - хорошо усвоил сегодняшнюю тему; желтая - остались вопросы; красная - многие моменты остались непонятными.

Мы в течение всего урока работали над разграничением исконно русских и заимствованных слов. Да, эти слова разные, но в языке они живут дружно, заменяют и дополняют друг друга. Люди в нашем мире тоже разные: по национальности, по религии, по внешнему облику... Но, как слова в языке, люди на планете должны жить в мире и согласии. Берегите друг друга.

регулятивные

контроль, коррекция, оценка


Формирование способности

к самосовершенствованию


Оценка достижения планируемого результата:


решена проблема урока, узнали, как отличить заимствованные слова от исконно русских.




Оценка и самооценка результатов деятельности


Домашнее задание на выбор: параграф 21, упр.94

ИЛИ

посмотреть один из выпусков новостей, записать слова иноязычного происхождения из речи диктора.


Выводы о достижении целей урока: цель урока достигнута. Были введены понятия «исконно русские» и «заимствованные» слова, а также определены способы их отличия друг от друга.














За небольшой опыт работы наиболее продуктивными и интересными для меня оказались следующие приемы технологии развития критического мышления:

  1. Кластер. Это прием позволяет систематизировать новую или уже изученную информацию. На уроках русского языка я использую кластер в начале занятия. Это позволяет учащимся вспомнить ранее изученный материал и упорядочить его. На литературе - в конце урока в качестве итога (после рассмотрения образа какого-либо персонажа). Кластер позволяет ученикам мыслить свободно и открыто.

  2. Синквейн. Применяю на уроках литературы в качестве обобщения и вывода по теме. Этот прием позволяет судить о том, насколько глубоко понял ученик изученную тему.

  3. Схемы и таблицы. Стараюсь приучать детей перерабатывать прочитанный теоретический материал или правило в таблицу/схему. Во-первых, систематизация позволяет разобраться с иногда очень объемным и трудным материалом, разложить все по полочкам. Во-вторых, схемами и таблицами удобнее пользоваться в ходе практической деятельности. В-третьих, дети-визуалы проще и быстрее усваивают информацию в таком виде.


© 2010-2022