Конспект урока русского языка

  Буквы о—е(ё) в глаголах и причастиях Цели урока: – расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о—е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие); – усвоение алгоритмических образцов рассуждения; – графическая фиксация правил и способов их применения. На второй урок выносится второй блок правил – это глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные, существительные и н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Буквы о-е(ё) в глаголах и причастиях

Цели урока:

- расширение и углубление обобщенных знаний об употреблении о-е(ё) после шипящих в разных частях речи (включая глагол и причастие);

- усвоение алгоритмических образцов рассуждения;

- графическая фиксация правил и способов их применения.

На второй урок выносится второй блок правил - это глагол, причастие как особая форма глагола, а также слова, входящие в так называемую «глагольную группу», т. е. отглагольные прилагательные, существительные и наречия, имеющие глагольный суффикс- ён-, - ен- и оттенок действия (слова типа: копчёный, ночёвка и др.). Разделение правил на блоки (существительные, прилагательные, наречия- первый блок) объясняется наличием сходных правил. Блокировка материала дает возможность выйти и на более высокий уровень обобщения, когда выбор написания о или ё в ударном положении можно связывать впоследствии лишь с тем, относится или нет слово по своему происхождению (образованию) к глаголу: не от глагола - значит, в суффиксе и окончании пишется под ударением о, от глагола - в тех же частях слова пишем ё. К этому выводу и нужно привести учащихся в ходе второго урока.

На этом уроке необходимо дать детям хотя бы поверхностное представление о причастии как об особой форме глагола, ибо случай употребления ё в суффиксах страдательных причастий также должен быть учтен. Учащиеся 5 класса еще не знакомы с этой формой глагола. Практически можно определить причастия как слова, очень похожие на прилагательные, но это особая форма глагола.

Следует также обратить внимание на то, что в данный блок входят и слова отглагольного образования. Эти слова можно объяснить на примерах.

Ход урока

Первый этап - воспроизведение и закрепление изученного на прошлом уроке материала. Подготовка к изучению новой темы.

Основной метод - обобщающая беседа по теоретическому материалу с опорой на таблицу (заполнение по памяти той ее части, которая была отработана на прошлом уроке); графическое описание обобщенного правила; выполнение упражнений на закрепление.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с правилом правописания гласных о-ё(е) после шипящих в существительных, прилагательных, наречиях. Почему мы объединили эти три части речи в одну группу и какое общее правило было сформулировано? (Эти части речи можно объединить в одну группу, потому что условия выбора букв о- ё(е) после шипящих в них в основном одинаковы.)

- Какие же это условия? (В корнях этих частей речи после шипящих под ударением пишется гласная ё, кроме слов-исключений, в безударном положении пишется е, кроме иноязычных слов. В суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных, а у наречий только в суффиксах после шипящих под ударением пишется о, без ударения - е.)

- А как можно еще короче сформулировать это правило? (В существительных, прилагательных, наречиях после шипящих под ударением в корне пишется ё, в частях слова, расположенных за корнем, - о; в безударном положении во всех частях слова пишется е. Следует помнить исключения.)

- А теперь давайте повторим ход рассуждения, которым мы пользуемся на практике при выборе условий написания слов с гласными о-ё(е) после шипящих.

(1. Нужно определить принадлежность слова к существительному, прилагательному или наречию.

2. Определить часть слова, в которой находится орфограмма, поставить ударение:

- если это корень - под ударением ё;

- если часть слова за корнем - под ударением о;

- в безударном положении во всех частях слова е.)

- Теперь обратимся к примерам. Ваша задача состоит в том, чтобы найти в предложениях слова, к которым применимо наше обобщенное правило, и сгруппировать их в зависимости от того, в корне или не в корне стоит искомая орфограмма. Нужно дать графическую мотивировку написания:

Не верь грош… вому суду. Зашумел ж… рнов, потекла из ж. лоба тонкая струйка муки. Машина стояла на обочине ш… ссе. Гости горяч… благодарили гостеприимного хозяина. Издали тащилась ее колясч… нка, пустая, влекомая длиннош… рстной четверней с веревочной упряжью. Временами между кочками или пнями попадались аккуратно постланные светло-ш… коладные коврики кукушкина льна.

Второй этап - объяснение нового материала. Основной метод - эвристическая беседа (в сочетании с приемом переноса).

- Как вы думаете, почему на прошлом уроке мы говорили о правописании букв о-ё(е) не во всех частях речи, внесенных в таблицу? (Очевидно, это связано с тем, что оставшиеся части речи подчиняются какому-то иному правилу.)

- Точнее будет сказать, варианту правила, так как правило это будет иметь много общего с уже изученным.

- А какие же части речи у нас еще остались? (Выясняется, что глагол и какая-то часть речи, с которой учащиеся еще не встречались.)

- Давайте впишем в оставшуюся графу слово «Причастие» и вместе попробуем определить его особенности.

На доске записаны слова:

Завершенный (процесс), скош. нный (луг), закопч. нный (чайник), обобщ. нное (правило).

- Что напоминают вам эти слова? (Они очень похожи на прилагательные.)

- А еще какое значение, кроме признака предмета, в них можно заметить? (Выясняется, что действие, кем-то совершенное над этим предметом.)

- То есть признак получен в результате действия, признак по действию. Значит, причастие - это особая форма глагола. Именно поэтому оно оказалось в одной группе с глаголом и вошло во второй блок правил. Теперь давайте попробуем определить, что это за правила. Запишите слова: щ. лкать, жж. т, скош. нный, печ. ный, печ. шь, ляж. шь.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать эти слова?

- Попытаемся применить к ним известные уже вам правила о правописании гласных о-ё(е) после шипящих в существительных, прилагательных и наречиях. Определим вначале, в каких частях слова встречаются здесь гласные после шипящих? (В корне, суффиксе, окончании.)

- Давайте начнем с корня. Применимы ли к этим частям речи правила первого блока? (щ. лкать - щелчок, - применимо, значит, правописание этих букв в корне подчиняется тому же правилу: в корне под ударением пишется ё, без ударения - е (как и в первом блоке правил). Заполняется соответствующая часть таблицы.

- А теперь обратите внимание на гласные после шипящих в суффиксах и окончаниях. (Выясняется, что они подчиняются другому правилу, что в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий под ударением пишется буква ё в отличие от правил первого блока.)

- А как же пишутся эти части слова в безударном положении? (Как и во всех остальных частях речи, с буквой е.)

- Давайте внесем в таблицу это условие. Наша таблица завершена. (Окончательный вид таблицы см. в начале темы.)

- Формулируем обобщенное правило для глагола и причастия. (В глаголах и причастиях в корне после шипящих под ударением пишется ё, без ударения е; в суффиксах и окончаниях под ударением также пишется ё, без ударения - е.)

Выводится формула обобщенного правила для глагольной группы (ГГ) как в развернутом, так и в сокращенном виде:

Конспект урока русского языка

Затем анализируются особые случаи этой группы блока, а именно - слова типа ноч. вка, увлеч. нно, копч. ный. Выясняется, что они образованы от глагола, имеют оттенок действия.

- Какой же напрашивается вывод? - спрашивает учитель. (Они должны подчиняться правилу глагольной группы, т. е. в корне под ударением пишется ё, без ударения - е; в частях слова, расположенных за корнем, под ударением - ё, без ударения - е.)

Третий этап - обучение применению правила.

Вначале на основе формулы обобщенного правила выясняется ход рассуждения применительно к глагольной группе:

1. Определи принадлежность слова к глагольной группе.

2. Определи часть слова, в которой находится буква, поставь ударение:

- если в корне, то пиши под ударением ё, без ударения - е;

- если в части слова, расположенной за корнем, пиши под ударением ё, без ударения - е.

Схема не записывается, она зафиксирована уже в формулах правил.

Ввод образцов рассуждения:

1. Устно: выч?..ркивать - глагол, гласная в корне, под ударением, следовательно, пишем ё.

2. Графически: выч?..ркивать - глагол - ё.

3. Устно: ч…рне?ть - глагол, буква в корне, без ударения, пишем е.

4. Графически: ч…рне?ть - глагол - е.

5. Устно: пораж?..нный - причастие, буква в суффиксе, под ударением, пишем ё.

6. Графически: пораж?..нный - причастие - ё и т. д.

Первичное закрепление (второй блок правил). Примерные задания:

1. Привести свои примеры на каждый пункт правила, объяснить устно и графически условия выбора написания о-ё(е) после шипящих.

2. Вставить в слова пропущенные буквы, в скобках зафиксировать условия выбора написания.

Дело самое простое - человек приш…л с войны (А. Твардовский). Вышли строем, но тут же рассыпались, прочесывая примыкающие к Тереспольским воротам отсеки кольцевых казарм (Б. Васильев). Здесь моя жизнь потеч…т шумно, незаметно и быстро, под пулями дикарей (М. Лермонтов). А воздух жж… т и колется, и пахнет, как арбуз (О. Высотская). Павка заметил на стене тень от знакомой взлохмаченной фигуры (Н. Островский) и т. д.

3. На основе структурной таблицы сформулировать обобщенное правило, охватывающее оба блока орфографического материала.

В корнях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий под ударением пишется ё, без ударения - е. В частях слова, расположенных за корнем (существительных, прилагательных, наречиях), под ударением после шипящих пишется о, без ударения - е (кроме иноязычных слов).

В словах глагольной группы под ударением после шипящих пишется ё, без ударения - е.

4. По формулам правил воспроизвести общий ход алгоритмического рассуждения. Определить часть речи и часть слова, в которой находится буква, поставить ударение; если это корень, то под ударением пиши ё, без ударения - е, если это часть слова за корнем, то под ударением пиши: а) в словах отглагольных - ё, б) в неотглагольных словах - о; без ударения пиши е.

Упражнения:

1. Подобрать примеры различных частей речи, распределить по трем столбикам: а) е-ё в корне, б) е-ё за корнем, в) о-е за корнем; объяснить устно и графически условия выбора написаний.

2. Объяснить графически (кратко) условия выбора написаний:

ж… сткий, ж… рнов, ч… лн, ож… г руку, трущ… ба, беч… вка, вооружнный, с нош… й, полотенц… ж, ш… птатъся, свинц…м, заш…л, живописц…м, скрипуч… половиц…й, расч…сыватъ, ш…фер, ч…ртитъ и т. д.

3. Объяснить графически условия выбора написаний слов с орфограммами:

1) Буйные травы дышали в лиц… 2) Мы бросаем в землю ж…лудъ - а вырастет дуб. 3) Недаром Нарзан называется богатырским ключ…м. 4) Она смущ…нно засмеяласъ и закачала головой. 5) Они вышли из землянки, стряхивая с себя ч…рный пепел от сожж…нных бумаг. 6) Рядовым бойц… м-пулеметчиком он дрался с белогвардейцами на Волге и др.

В ходе выполнения тренировочных упражнений учащиеся переходят на «свертывание» алгоритмических рассуждений и фиксации умственных действий, используя формулы типа:

Конспект урока русского языка

Для всех условных обозначений учитель заранее дает своеобразный код, который записывается в тетради и легко усваивается на протяжении изучения всей темы. Система условных знаков для описания формул правил, а затем и способов их применения имеет огромное значение для повышения эффективности всей обобщающей деятельности учащихся, особенно в условиях блоковой подачи материала на этапе первичного изучения взаимосвязанных тем.



© 2010-2022