Литературно-музыкальная композиция Надо всякую чашу пить до дна. З. Гиппиус

Литературно-музыкальная композиция по творчеству поэтов Серебряного века.  Участвуют: девушка, стилизованная под Зинаиду Гиппиус, чтецы (в зависимости от количества желающих). Все участники, кроме Зинаиды Гиппиус, застывают после сказанных реплик и стихотворений. Зинаида Гиппиус – единственное связующее живое звено в композиции.       На сцене все участники поют песню Т. и С.Никитиных «Помяни поэта, дева». Музыка затихает. Участники занимают места  в соответствии с расположением. Музыкальный фон – Рахманинов. Концерт №2.       В глубине сцены спиной к зрителям Зинаида...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Штрихи к портретам легендарных современников легендарного века».

К. Бальмонт, И. Северянин, З. Гиппиус.


Зинаида Гиппиус.


«Надо всякую чашу пить до дна».

Участвуют: девушка, стилизованная под Зинаиду Гиппиус, чтецы (в зависимости от количества желающих).

Все участники, кроме Зинаиды Гиппиус, застывают после сказанных реплик и стихотворений. Зинаида Гиппиус - единственное связующее живое звено в композиции.

На сцене все участники поют песню Т. и С.Никитиных «Помяни поэта, дева».

Музыка затихает. Участники занимают места в соответствии с расположением.

Музыкальный фон - Рахманинов. Концерт №2.

В глубине сцены спиной к зрителям Зинаида Гиппиус читает стихотворение «Песня». Каждый участник повторяет по - очереди последние слова строфы, как эхо.

З.Г. «Песня».(поворачивается к зрителям).

Чтец: «Посвящение»

1 Ведущий: Сложно припомнить второе женское имя в русской литературе, столь вызывающее и противоречивое, как имя Зинаиды Гиппиус. Ее любили и ненавидели, обожали и презирали.

З.Г.: «О другом»(неся в руках зажженную свечу).

2 Ведущий: Личность и творчество «сатанессы из Петербурга» породили самые

разноречивые отклики, но при этом критики и мемуаристы солидарны в том, что видят в ней ключевую фигуру для понимания идейно-художественной атмосферы Серебряного века русской поэзии.

3 Ведущий: Без имени Зинаиды Гиппиус не обходится биография ни одного сколько-нибудь значимого лица в русской литературе конца 19- начала 2О веков. Без нее картина русской литературной и общественной жизни была бы неполной.

Чтец: «У порога»

4 Ведущий: Зинаидой ее звали за глаза знакомые и незнакомые. Она была очень красивая. Высокая, стройная, как юноша гибкая. Глаза большие, зеленые, русалочьи, беспокойные и скользящие. Улыбка почти не сходила с ее лица, но это ее не красило. Казалось, вот-вот этих ярко накрашенных губ сорвется недоброе, колющее слово.

Чтец: «Все кругом»

З.Г.(обходя участников, презрительно): Высоко откинув острый локоть, она поминутно подносила к близоруким глазам золотой лорнет и смотрела на окружающих сквозь него, прищурясь, как на букашек, нисколько не заботясь о том, приятно всем это или нет.

Чтец: «Что есть грех?»

1 Ведущий: Ее давила мысль о собственной исключительности, о праве не подчиняться правилам простых смертных. Вместе с тем ее волновало все простое, нежное, милое. Но под разными масками она скрывает свое настоящее лицо, чтобы никто не догадался, не узнал, кто она и чего по-настоящему ждет.

Чтец: «Страх и смерть»

Чтец: «Мера»

Чтец: «Как все»

2 Ведущий: Равнодушно к Зинаиде Гиппиус не относились, слишком ярким, сотканным из противоречий, высоких и суетных устремлений была она человеком. Открыто, нестандартно заявляла о себе не только в жизни, но и в творчестве. Ей очень хотелось поражать, покорять, очаровывать, ей очень нравилось нравиться.

Чтец: «Земля»

Чтец: «Внезапно»

З.Г. Женщин поэтесса находила в своем большинстве глупыми. Ее не интересовало, что они думают и

говорят и как они думают, и как говорят.

Чтец: «Только о себе»

Чтец: «Последнее»

Чтец: «Спасение»

3 Ведущий: Зинаида Гиппиус знала, что ее считают злой, нетерпимой, придирчивой, мстительной, и эти слухи она усиленно поддерживала. Они ей нравились, как нравилось раздражать людей, наживая себе врагов. Но это тоже была игра. Злым человеком она не была, в особенности не было в ней никакой злопамятности.

Чтец: «Оправдание»

Чтец: «Крик»

Чтец: «Идущий мимо»

1 и 2 Ведущие (перекличкой): Современники называли ее многими именами:

-Зиночка

-Зинаида Прекрасная

-Белая Дьяволица

-Декадентская Мадонна

-Общероссийская классная дама

-Патронесса

-Оса в человеческий рост

-Зеленоглазая Наяда

-Дама с лорнетом

-Петербургская сатанесса

2 Ведущий: Эти имена-прозвища, точно шлейф ее замысловатых нарядов, тянулись за ней всю жизнь, как и многочисленные сплетни, легенды, толки.

Чтец: «Мученица»

3 Ведущий: В русской литературе она завоевала положение мэтра за строгий критический подход к пишущему. Ее убийственных приговоров боялись больше самого Брюсова. Хлесткие, беспощадные, неженские выводы критика Гиппиус обладали поразительной прозорливостью.

Чтец: «Дверь»

4 Ведущий: Все, кто знал Зинаиду Гиппиус, замечали в ней нечто особенное, она обладала какими-то душевными, а главное, физическими свойствами, делавшими ее непохожей на своих современников. Своей исключительной предельной искренностью она будоражила души людей, находившихся рядом с ней.

Чтец: «Любовь одна»

1 Ведущий: Страсть поэтессы всегда быть над правилами, над традициями не помешала современникам по достоинству оценить ее блистательный ум, который признавали и друзья, и враги.

2 Ведущий: Чтобы поставить себя на равные с мужчинами позиции, она никогда не писала от имени женского лица и всегда изобретала для себя мужские псевдонимы: Антон Крайний, Товарищ Герман...

3 Ведущий: «В моем духе - я больше мужчина, в моем теле - я больше женщина», - так характеризовала себя Зинаида Гиппиус.

4 Ведущий: Исключительность Зинаиды Гиппиус состояла во всем - от обыденного до высокого. Выйдя замуж в 19 лет за Д.С.Мережковского, она прожила с ним в браке 47 лет, ни разу не расставшись ни на один день. Может быть, и в этом проявился ее максимализм, глубокое убеждение в невозвратимости мгновения.

З.Г. : «Берегись»

Чтец: «Горное»

1 Ведущий: Октябрьскую революцию Зинаида Гиппиус не приняла... До 1920 года она всматривалась в послереволюционные преобразования в стране, все больше негодуя, и записывала свои впечатления в Серый и Черный дневники.

Чтец: «Веселье»

2 Ведущий: «Нет свободы ни слова, ни передвижения, и вообще никаких свобод, все, вплоть до земли, взято «на учет» и в собственность правительства, - но ведь это же «рабоче-крестьянское» правительство, и поддержанное всем народом».

Чтец: «Осенью»

3 Ведущий: «Что-то делается, мы чувствуем, а что - не знаем. Границы плотно заперты. Всюду разруха. Надо продавать все до нитки. Ощущение лжи вокруг - ощущение чисто физическое. Сегодня опять всю ночь горело электричество, - значит, шли обыски».

Чтец: «Сейчас»

Чтец: «Имя»

4 Ведущий: В январе 1920 года Зинаида Гиппиус с Д. Мережковским покинули Россию. Казалось - ненадолго…

«Не знаю времен и сроков. Боюсь слов. Боюсь предсказаний, но душа моя все-таки на этот страшный вопрос «когда?»- отвечает: скоро».

З.Г. : «Если»

Чтец: «Знайте!»

2 Ведущий: Разлука с Родиной продлится всю жизнь, но в душе будет постоянно гореть любовь и вера в будущее родной страны.

З.Г. : «Неотступное» (со свечой в руках).

«До дна» .(По две строки каждый из участников, выходя к середине сцены, становясь вокруг З.Г.. Последние две строки - З.Г.)

Завершает композицию песня «Помяни поэта, дева».

© 2010-2022