Рабочая программа по литературе для 7 класса

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004г., примерной программы по литературе основного общего образования, авторской программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011г.; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Принято педагогическим советом Утверждено приказом МБОУ

Протокол №________ «Большеанненковская средняя общеобразовательная школа»

От _____________2014г. №______от ___________2014г.

Зам.директора по УВР _______Н.Ф.Бабкина Директор школы __ _____А.В.Зимина Рабочая программа

по литературе для 7 класса

на 2014 - 2015 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол №_____от ____2014г.

Руководитель ШМО_________Иванова И. Е.





Составила: Иванова Ирина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

1квалификационной категории,

стаж работы в должности - 21год.






Большое Анненково

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004г., примерной программы по литературе основного общего образования, авторской программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. «Просвещение» 2011г.; санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189); учебного плана МОУ «Большеанненковская СОШ» (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); годового учебного календарного графика на текущий учебный год; основной образовательной программы МОУ «Большеанненковская СОШ»; учебника «Литература. 7 класс», В.Я. Коровина, М.-«Просвещение», 2014год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, содержание курса; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Авторская программа в основном соответствует государственному стандарту, кроме того, в неё включены для изучения дополнительные произведения: А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре), Л. Андреев «Кусака», Д.С. Лихачев «Земля родная», песни на слова русских поэтов. В рабочую программу включены все эти произведения.

Учитывая рекомендации, изложенные в методическом письме «О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента образовательного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию в 2-х частях «Литература. 7 класс», Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. М. Просвещение 2014г.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения, уроки контроля знаний.


Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса

Семиклассниками должны осмыслить некоторые особенности художественных произведений, проникнув в тайны творческой лаборатории Пушкина и Лермонтова, Толстого и Тургенева, Бунина и Чехова. Учитель поможет ребятам отметить сходство (все авторы живо интересовались впечатлениями, которые оставляли у современников их создания, тщательно изучали и отбирали материал, множество раз переделывали написанное, учитывая мнение собратьев по перу, и пр.) и различие процесса создания шедевра (Толстой, например, при доработке корректуры постоянно уточнял, добавлял, а Чехов, напротив, отсекал, сокращал даже самый короткий текст). Учащиеся должны заглянуть в лабораторию великих мастеров слова с помощью воспоминаний современников мы можем. Эти знания помогут ребятам глубже постигнуть творческую манеру писателя, художественные особенности изучаемого литературного произведения. Семиклассники должны знать, как строится рассказ о писателе (начало, ход сообщения, концовка, цитирование произведений писателя, его высказываний, воспоминаний современников), а также рассмотреть на занятиях различные варианты рассказов, сообщений о писателе.

В результате изучения литературы ученик должен

ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ:

· образную природу словесного искусства;

· содержание изученных литературных произведений;

· основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв.;

· основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

· понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.

УМЕТЬ:

· воспроизводить содержание литературного произведения;

· правильно, бегло и выразительно читать вслух;

· определять род и жанр произведения;

· писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

· писать развернутый ответ на вопрос;

· письменно составлять план сочинения;

· писать рассказ-характеристику;

· свободно владеть письменной речью.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

· участия в диалоге или дискуссии;

· определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.




Количество проверочных работ

Классное сочинение

Домашнее сочинение

Контрольная работа

8

1

5

2

График проведения проверочных работ


№ п/п

Вид проверочной работы

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Классное обучающее сочинение «В чем значение древнерусской литературы для читателя»

25.09.


2

Домашнее сочинение «История России в произведениях А.С. Пушкина»

16.10


3

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

30.10


4

Домашнее сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

24.11


5

Домашнее сочинение «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

18.12.


6

Домашнее сочинение «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина».

19.01.


7

Домашнее сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

16.03.


8

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

02.04.






Основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса


Введение. (1 час) Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Устное народное творчество. (4 часа) Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский эпос. Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

Древнерусская литература. (3 часа) Поучение как жанр древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси. Повесть временных лет», её значение. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. Р/Р Подготовка к письменной работе «Народная мудрость в произведениях УНТ и древнерусской литературы»

Русская литература XVIII. (2 часа) М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол…». Мысли автора о Родине, русской науке, её творцах. Понятие о жанре. Г. Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи..», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

Из литературы 19 века (30 часов) А. С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава». («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. «Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Р/Р «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Особенности драматического произведения.Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина». А.С.Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне..» М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Р/Р подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Р/Р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача». Особенности жанра. Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска». Вн. Чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни. Образ Родины. Вн.чт. А.К.Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков. Особенности сказки. Р/Р М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Урок-игра «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л.Н.Толстой «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир. И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Р/Р И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина». Знакомимся с рассказами «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Приёмы создания комического в рассказах Чехова. Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». Вн.чт. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др. Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.

Русская литература XX века (23 часа) М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, хорошее Дело. Обучение анализу эпизода из повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя. Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче». Юмор автора. Вн.чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению. Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме..» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др. Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности. Нравственные проблемы рассказа Е. И. Носова «Живое пламя». Вн. Чт. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Вн.чт. Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий) Единство человека и природы. А.Т.Твардовский «снега потемнеют синие..», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике Твардовского. Вн.чт. Д.С.Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. М.М.Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Вн.чт. Песни на слова русских поэтов ХХ века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге». Р.Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Зарубежная литература (5 часов) Р. Бёрнс «Честная бедность» и др. стих. Представления поэта о справедливости и честности. Дж. Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку. Особенности жанра. Нравственные прблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Р.Д.Бредбери «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

Календарно-тематический план



Тема урока



Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Формы контроля

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 час)


1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Изучение нового материала

Знакомство с учебником, беседа

Устный опрос

01.09.


Устное народное творчество(4 часа)


2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

Изучение нового материала

Понятие о предании как литературном жанре. Предания о Петре.

Устный опрос

04.09.


3

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович».

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

1

Комбинированный

Комментированное чтение, анализ былины


08.09.


4

Вн.чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

Комбинированный

Знакомство с былинами Отличие былин киевского и новгородского цикла. Знакомство с эпосом «Калевала»

Чтение, пересказ

11.09.


5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц.

1

Комбинированный

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Сходство и отличие пословиц и поговорок народов мира.

Творческая работа

15.09.


Древнерусская литература (3 часа)


6

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.

Повесть временных лет», её значение.

1

Изучение нового материала

Поучение как жанр древнерусской литературы, чтение и обсуждение

Устный опрос

18.09.


7

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1

Комбинированный урок

Сообщение подготовленного ученика, Чтение повести, составление таблицы, презентация

Чтение, пересказ

22.09.


8

Р/Р Классное обучающее сочинение «В чем значение древнерусской литературы для читателя»

1

Развитие речи

Основные темы и проблемы УНТ и древнерусской литературы

Сочинение

25.09.


Из русской литературы XVIII века (2 часа)


9


М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Ода на день восшествия на престол…». Мысли автора о Родине, русской науке, её творцах. Понятие о жанре оды.


1


Изучение нового материала


Работа с учебником, чтение отрывков из произведений Ломоносова, работа по карточкам


Устный опрос

29.09.


10

Г. Р. Державин. «На птичку…», «Признание» «Река времен в своем стремленьи..». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Устный опрос чтение наизусть

02.10


Из литературы 19 века (30 часов)



11

А. С. Пушкин. Слово о поэте. «Полтава». («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

1

Комбинированный

Сообщение ученика, комментированное чтение, анализ отрывка, определение жанра произведения

Устный опрос

06.10.


12

«Медный всадник». (Вступление «На берегу пустынных волн…»). Выражение чувства любви к Родине. Образ Петра I, автора.

1

Комбинированный

Анализ текста, конкурс выразительного чтения, работа со словарём, определение жанра

Устный опрос

09.10.


13

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

Комбинированный

Работа с учебником, комментированное чтение, словарная работа, аналитическая беседа, творческая работа

Устный опрос, чтение наизусть

13.10


14

Р/Р «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца Пимена. Особенности драматического произведения. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина»

1

Изучение нового материала

Работа с учебником, словарная работа, аналитическая беседа

Сочинение

16.10.


15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

Комбинированный

Знакомство с циклом «Повести Белкина», внимание писателя к «маленькому человеку»

Устный опрос

20.10.


16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

Комбинированный

Обучение анализу эпизода, развитие понятия о повести

Устный опрос

23.10.


17

М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

Комбинированный

Из биографии писателя, комментированное чтение текста, герои идеи поэмы

Устный опрос

27.10.


18

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1

Контрольный


Тест

30.10.


19

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Фольклорные начала в «Песне..»

1

Практикум

Анализ произведения, работа со словом, литературоведческий анализ

Устный опрос

10.11.


20

М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…».Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, сопоставительный анализ стихотворений

Индивидуальный

13.11


21

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

1

Комбинированный

Из биографии писателя, историческая и фольклорная основа повести. Картины сечи.

Устный опрос

17.11.


22

Остап и Андрий. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

Комбинированный

Составление характеристики героев с опорой на текст

Устный опрос

20.11.


23

Р/Р подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Развитие речи

Выбор темы, работа над черновиком

Сочинение

24.11.


24

И. С. Тургенев. «Бирюк». Гуманистический пафос рассказа.

1

Комбинированный урок

Заочная экскурсия в Снасское-Лутовиново, Знакомство с рассказом, аналитическая беседа

Устный опрос

27.11.


25

Р/Р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», Два богача». Особенности жанра.

1

Изучение нового материала

Словарная работа, знакомство со стихотворениями в прозе, сравнительная характеристика с лирическими текстами

Устный опрос

01.12.


26

Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Историческая основа поэмы. Анализ эпизода «встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»

1

Изучение нового материала

Исторический комментарий, комментированное чтение, беседа

Устный опрос

04.12.


27

Вн. Чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом» - произведения о народной жизни. Образ Родины.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа

Устный опрос

08.12.


28

Вн.чт. А.К.Толстой Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел.

1

Внеклассное чтение

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей

Устный опрос

11.12.


29

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков. Особенности сказки.

1

Изучение нового материала

Первичное знакомство с творчеством писателя, комментированное чтение произведения, выявление её особенностей. Сатира.

Устный опрос

15.12.


30

Р/Р М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Подготовка к домашнему сочинению «средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Комбинированный

Анализ произведения, работа со словом, характеристика героев

Устный опрос Сочинение

18.12.


31

Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Аналитическая беседа, творческая работа

Устный опрос

22.12.


32

Л.Н.Толстой «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

Комбинированный

Словарная работа, комментированное чтение, беседа

Устный опрос

25.12.


33

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир.

1

Комбинированный

Пересказ и рецензирование глав от лица одного из персонажей

Устный опрос

12.01.


34

И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

Урок совершенствования ЗУН

Словарная работа, знакомство с рассказом, беседа по тексту, анализ произведения

Устный опрос

15.01.


35

Р/Р И.А.Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина».

1

Урок совершенствования ЗУН

Словарная работа, чтение по ролям, беседа по тексту, анализ произведения, творческая работа

Устный опрос Сочинение

19.01.


36

А. П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа.

Приёмы создания комического в рассказах Чехова.

1

Комбинированный урок

Беседа, творческая работа

Устный опрос

22.01.


37

А.П.Чехов «Злоумышленник». Два лица России в рассказе.

1

Комбинированный урок

Работа с учебником, комментированное чтение, анализ рассказа

Устный опрос

26.01.


38

Вн.чт. А.П.Чехов «Тоска», «Размазня» и др. Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова

1

Комбинированный урок

Пересказ, анализ текстов

Устный опрос

29.01.


39

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин.

1

Комбинированный урок

Прослушивание музыкальных фрагментов, словарная работа, чтение стихотворений, их анализ

Устный опрос

02.02.


Русская литература XX века (23 часа)


40

М. Горький. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1



Изучение нового материала


Слово о писателе, автобиографичность повести, анализ образа деда



Устный опрос

05.02.


41

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, хорошее Дело

1

Комбинированный урок

Анализ глав повести, словарная работа, беседа



Устный опрос

09.02.


42

Обучение анализу эпизода из повести «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

Комбинированный урок

Анализ эпизода «Пляска бабушки и Цыганка», «Пожар», характеристика героев



Устный опрос

12.02.


43

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, работа по содержанию текста, аналитическая беседа, работа со словом



Устный опрос

16.02.


44

В. В. Маяковский. Рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче».

Юмор автора.

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой



Устный опрос

19.02.


45

Вн.чт. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение стихотворения, словарная работа, работа с лексикой



Устный опрос

26.02.


46

Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, беседа



Устный опрос

02.03.


47

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Призыв к состраданию и уважению.

1

Изучение нового материала

Слово о писателе, работа с текстом, анализ рассказа, проблематика


Устный опрос

05.03.


48

Вн.чт. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

Комбинированный урок

Аналитическая беседа, творческая работа

Устный опрос

12.03.


49

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

1

Развитие речи

Работа над черновиком

Сочинение

16.03.


50

Б.Л.Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. «Июль», «Никого не будет в доме..»

1

Изучение нового материала

О писателе беседа, творческая работа, музыка на стихи Пастернака


Устный опрос

19.03.


51

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения.

1

Контрольный


Письменный анализ

02.04.


52

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

1

Комбинированный

Слово о времени и о поэтах. Чтение, прослушивание и анализ стихотворений



Устный опрос

06.04.


53

Ф. А. Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа

1


Словарная работа, комментированное чтение, пересказ от другого лица

Устный опрос

09.04.


54

Е. И. Носов «Кукла». Урок нравственности.

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, беседа по тексту, лексическая работа

Устный опрос

13.04.


55

Нравственные проблемы рассказа Е. И. Носова «Живое пламя».

1

Комбинированный урок

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа, творческая работа

Устный опрос

16.04.


56

Вн. Чт. Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

Изучение нового материала

Комментированное чтение, анализ текста, словарная работа

Устный опрос

20.04.


57

Вн.чт. Стихотворения поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий) Единство человека и природы.2

1

Урок-концерт

Чтение и анализ стихотворений

Устный опрос

23.04.


58

А.Т.Твардовский «снега потемнеют синие..», «Июль - макушка лета», «На дне моей жизни…» Философские проблемы в лирике Твардовского

1

Комбинированный урок

Чтение и анализ стихотворений

Устный опрос

27.04.


59

Вн.чт. Д.С.Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

1

Комбинированный урок

Работа с текстом

Устный опрос

30.04.


60

М.М.Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1

Комбинированный урок

О писателе, анализ рассказов, юмор Зощенко

Устный опрос

04.05.


61

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов ХХ века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге»

1

Вн.чт. с использованием ЦОР

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

Устный опрос

07.05.


62

Р.Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ

Устный опрос



Зарубежная литература (5 часов)


63



Р. Бёрнс «Честная бедность» и др. стих. Представления поэта о справедливости и честности.

1

Изучение нового материала

чтение стихотворений, анализ

Устный опрос

11.05.


64

Дж. Г.Байрон «Ты кончил жизни путь, герой.» как прославление подвига во имя свободы Родины.

1

Изучение нового материала

чтение стихотворений, анализ

Устный опрос

14.05.


65

Японские хокку. Особенности жанра


1

Изучение нового материала

Чтение хокку, анализ их философского содержания, творческая работа

Устный опрос

18.05.


66

Нравственные прблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

Изучение нового материала

Знакомство с текстом, беседа, словарная работа

Устный опрос

21.05.


67

Р.Д.Бредбери «Каникулы» . Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра. Задание на лето.

1

Изучение нового материала

Беседа

Устный опрос

25.05.


68

Комплексное повторение изученного в 7 классе

1

Урок обобщения и систематизац.

Литературная викторина по произведениям

Тест

28.05.


Учебно-методический комплект и материально-техническое оснащение

Базовый учебник:

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия в 2 частях. М.: Просвещение 2014

Дополнительная литература:

Коровина В.Я.. Коровин В. И., Журавлёв В. П. Читаем, думаем, спорим… 7 класс М.: Просвещение 2011

Литература в школе от А до Я. 5-11 классы

Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник

Обучающие практические работы по литературе 5-11 классы

Дидактические материалы по литературе 8 класс

Авторские методические разработки

Коровина В.Я., Збарский И. С. Литература. 7 класс: Методические советы

С. М. Аникина , И. В. Золотарёва «Поурочные разработки по литературе. 7 класс» М.: «ВАКО», 2010

Электронные средства обучения

Диски:

Литература 5-11 классы.

Хрестоматия по русской литературе

Интернет-ресурсы

nsportal.ru/shkola/literatura/

rus.1september.ru/

Таблицы. Теория литературы


  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

9


© 2010-2022