Программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МКОУ «Уксянская СОШ» Далматовского района Курганской области









Рабочая программа внеурочной деятельности

по русскому языку и литературе



Класс: 6-7

Составитель :

Пензина Зинаида Михайловна - 1 квалификационная категория

Учебный год: 2014-2015




с. Уксянское, 2014


Пояснительная записка

1. Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в увлекательный мир русской речи и русского слова, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности.

Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки диалогического (монологического) рассуждения.

Практическая значимость.

Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку и литературе.

Итогом работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на различных уровнях: муниципальном, региональном.

Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.

Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

2. Цель и задачи программы.

Цель: пробудить интерес к речевым явлениям, поддержать свойственную школьникам пытливость ума.

Задачи:

1) Совершенствование навыков лингвистического анализа.

2) Повышение любознательности, зоркости к явлениям и фактам

языка.

3) Развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся.

4) Формирование социальной активности и коммуникабельности.

5) Активная творческая деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах.

6) Формирование грамотной и выразительной речи обучающихся;

7) Повышение речевой компетентности детей;

8) Развитие интереса к читательской деятельности;

9) Подготовка обучающихся к успешному участию в олимпиадах по русскому языку и литературе.

3. Отличительные особенности программы.

Базовые теоретические идеи; ключевые понятия:

обучающиеся 6 -7 классов познакомятся с наукой «Этимология», звуковыми законами, формированием синонимических гнезд, с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, познакомятся с основами риторики, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.

Программа реализуется в течение одного учебного года.

4. Особенности возрастной аудитории.

Возраст обучающихся 12-13 лет. Это возраст, когда развивается отношение к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Особенности набора детей.

Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из 15 учащихся 6-7 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка и литературы.

Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, сюда же включено время подготовки обучающихся дома.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Обучающие должны знать:

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных - языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно - выразительные средства языка;

- требования к исполнительскому мастерству.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь декламировать поэтический (прозаический) тексты.



















Тематическое планирование

п/п

Темы занятий

Количест-во часов

Виды деятельности

дата

Аудит

Внеауд.

Организационное

занятие

«Понемногу о многом»

1

1

Создание презентаций


«Великий и могучий»

0,5

1

Ролевая игра


Звук и буква

0,5

1

Создание буклета


Великие тайны письма

1

0,5

Написание 5-минутного эссе


Жизнь слов.

1

1

Коллективная деятельность


Как рождаются и живут слова

0,5

1

Игра «Лексический марафон»


Омонимы (омографы, омофоны, омоформы).

1

1

Лото «Омонимы»


«Язык - друг или враг?» или как мы говорим.


1

1

Исследование по теме занятия, создание проектов


Фразеологическими тропами.

1

1

Беседа. Викторина «Фразеологизмы»


Фразеологическими тропами.

0,5

1,5

Мини-проект «Фразеологизмы»


11

Скажи мне: как тебя зовут?

Имена, фамилии, прозвища.

1

1

Составление словаря имен.


12


Откуда ты родом?

1

2

Исследовательский проект «Топонимика родного края»



13

Языковой портрет

1

1

Создание проекта «Языковой портрет семиклассников нашей школы»


14

Риторика - наука красиво говорить

1

1

Конкурс чтецов


15

«Моя любимая книга»

1

1

Презентация любимой книги


16

Конкурс читательских формуляров

1

2

Экскурсия в библиотеку


17

«В мире книг»

1

1

Читательская конференция




Содержание программы.

1. «Понемногу о многом». Старое и новое в слове. Народное слово в литературном языке. Из истории слов и выражений. Почему мы так говорим. Ученые-лингвисты.

2. «Великий и могучий». Этимология. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Звук и буква.

3. Звук и буква. Звуковая жизнь слова. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

4. Великие тайны письма. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

5-6. Жизнь слов. Как рождаются и живут слова. Сколько слов в русском языке. Сколько мы знаем слов. Активные и пассивные слова. Группы слов. Лингвистические словари.

7. Омонимы (омографы, омофоны, омоформы). Омонимы и многозначность. Лексическое богатство русского языка. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

8. Язык - мой друг или враг? Или как мы говорим. Какое слово употребить? Есть ли у него синоним? Словам-сорнякам - наше дружное «НЕТ!»

9-10. Фразеологическими тропами. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Введение понятия «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в литературных произведениях.

11. Скажи мне: как тебя зовут? И я скажу, что твоё имя означает. Имена, фамилии, прозвища. Процесс появления имен на Руси. Исконно русские имена и заимствованные. Грамматика собственных имен. Происхождение фамилий. Прозвища.

12. Откуда ты родом? Топонимика родного края. Происхождение и жизнь топонимов нашей местности. (Водоемы, леса, балки, деревни, улицы).

13. Языковой портрет. Речь и культура общения.

14. Риторика - наука красиво говорить. Что такое ораторское искусство, изучение приемов и способов построения выразительной публичной речи.

15. «Моя любимая книга». Презентация любимой книги. О чём говорит книга? Кто её автор?

16. Конкурс читательских формуляров. Экскурсия в библиотеку. Победители конкурса «Лучший читательский формуляр»

17. «В мире книг». Читательская конференция. Выставка книг.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного - умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Ресурсное обеспечение реализации программы:

Учитель русского языка, библиотекарь, заместитель директора по УВР.

Материально-техническое:

Кабинет для проведения аудиторных занятий, библиотека, кабинет информатики.

Информационно-методическое (пособия, методическая литература и т.п., интернет):

-лингвистические словари и справочники, дополнительная и занимательная литература, компьютер, проектор, доступ в Интернет,

-портреты учёных - языковедов;

- рисунки и творческие работы учащихся;

- магнитофон и аудиокассеты;

- компьютер, диски с материалами по русскому языку.

Рекомендуемая литература.

I. Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее. М.: Просвещение, 1984.-190с.

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.-М.: Высшая школа, 1990.-158с.

Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.

Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.- М.: Просвещение, 1988.-207с.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.- М.: Знание, 1983.-191с.

Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. / Л.Т. Григорян.- М.: Просвещение, 1988.-205с.

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.- Л.: Просвещение, 1990.-252с.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.- М.: Просвещение, 1982.-190с.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.- М.: Высшая школа, 1990.-158с.

Постникова И.И. Фонетика - это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.- М.: Просвещение, 1992.-95с.

Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык. Культура речи: Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005.

Словарь языка русских жестов / Сост. Григорьева С.А., Григорьева Н.В., Крейдлин Г.Е. - М., Вена: Языки русской культуры. 2001.



















































8

© 2010-2022