Контрольный экспресс-опрос на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольный экспресс-опрос на уроках литературы

До школы ребёнок любит слушать, когда ему читают книги, любит рассматривать книги, легко запоминает тексты и даже многие знает наизусть, «помогая» читать взрослому. Но, начав учиться, встретившись с трудностями в овладении навыками чтения, он постепенно теряет интерес к книге.

Как не погубить в ребёнке жажду познания? Как повысить результативность уроков литературы? Как поддержать интерес к книге и желание делиться впечатлениями о прочитанном?

Каждый учитель литературы сам намечает пути создания ситуации успеха, чтобы у учащихся не угасло желание читать, и возник интерес узнать что-то из книги для себя.

Принимая новых детей в 5 классе, я тоже использую разные приёмы. Например, для того чтобы похвалить всех, чтобы никто не отставал при чтении и не вырывался вперёд, люблю читать с ребятами хором. Это чтение со звуковым ориентиром. Общая интонационная выразительность и эмоциональная окрашенность чтения способствуют сопереживанию и помогают лучше подготовиться к анализу текста.

Внимательность при чтении и ответственность за домашнее чтение воспитываются постепенно. Очень способствует этому экспресс-опрос «ДА - НЕТ» как обязательный элемент урока литературы, на который затрачивается минимум времени и предполагается участие сразу всех ребят. В специальном блокнотике дети проставляют цифры от 1 до 10 в столбик через клеточку. Я сама (а впоследствии и сами дети) заготавливаю 10 вопросов или утверждений по прочитанному. Остаётся только или писать слова-ответы «ДА» - «НЕТ», или ставить знаки «+» - «-». Экспресс-опрос обеспечивает объективный контроль учителем и самоконтроль учащимися первичного понимания текста. Приём направлен на формирование привычки полностью сосредотачиваться на содержании и описаниях, впитывать необходимую информацию и переживать то, что читаешь. Использование экспресс-опросов в моей практике показало, что они формируют способность отстаивать свою точку зрения, успешно развивают словарный запас, логическое мышление и память. При такой проверке быстро оценивается труд каждого ученика:

«5» - без ошибок;

«4» - за 1 - 2 ошибки;

«3» - за 4 ошибки.

Исходя из содержания читаемого материала, я провожу 4 вида экспресс-опросов:

1 - проверка усвоения содержания;

2 - проверка усвоения описаний;

3 - проверка понимания логических соотношений;

4 - проверка усвоения лексических значений.

Примеры 4-х видов экспресс-опросов.

  1. Проверка усвоения содержания - 10 вопросительных или 10 повествовательных предложений.

А). Украинская сказка «Рукавичка» (вопросительные предложения)

1.

-

Шёл дед с собачкой полем? (Лесом)

2.

+

. Он обронил РУКАВИЧКУ?

3.

-

Первой увидела рукавичку ЛЯГУШКА-ПОПРЫГУШКА? (Мышка-поскребушка)

4.

+

С мышкой и лягушкой поселился ЗАЙЧИК?

5.

-

После волка там спрятался МЕДВЕДЬ? (Кабан-клыкан)

6.

-

Из-за медведя РАЗОРВАЛАСЬ рукавичка? (чуть-чуть не разорвалась)

7.

-

Прибежала собачка и тоже влезла? (она стала гавкать на зверей)

8.

-

Звери ей ОБРАДОВАЛИСЬ? (они испугались)

9.

-

Звери стали поживать в рукавичке? (они разбежались)

10.

+

Дед пришёл и забрал рукавичку?

Б). А.Толстой - «Золотой ключик», глава 20 (повествовательные предложения)

1.

-

Домик Мальвины был ГОЛУБОГО цвета (белого)

2.

+

Печка в доме топилась.

3.

-

Буратино услышал запах жареного мяса (кипячёного молока)

4.

+

Мальвина держала в руках кофейник и корзинку с печеньем.

5.

+

Мальвина расстроилась из-за того, что ночью пропал Буратино.

6.

+

Буратино и Пьеро помылись.

7.

-

Мыться их отправили к умывальнику. (к колодцу)

8.

-

Мальвина угощала их пирогами. (пирожными)

9.

-

На дорожке сада вдруг появилась лягушка. (жаба)

10.

-

Платье Мальвины было залито кофе. (какао)



  1. Проверка усвоения описания

А). Помимо способов, связанных с повествовательными или вопросительными предложениями, можно составить 10 характеристик. Ученик должен узнать героя и поставить номер в колонках по порядку.

А. Толстой - «Золотой ключик»

Описание героев

Имена героев

1). Умная, строгая, добросовестная

1).Карабас-Барабас

2). Хитрая обманщица

2).Артемон

3). Злой, жадный, толстый

3).Тортила

4). Удалой, беззаботный, хороший друг

4).Дуремар

5). Храбрый, послушный, верный друг, чёрный

5).Мальвина

6). Добрый, бедный, мастер золотые руки

6).Карло

7). Хитрый, жадный, одноглазый

7).Алиса

8). Несчастный, влюблённый, робкий

8).Буратино

9). Старая, справедливая, мудрая

9).Базилио

10). Худой, жадный, неспособный делать добро

10).Пьеро

Б). Проверка описания может быть составлена и с помощью пословиц, которые соответствуют или не соответствуют характеристике героя.

А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» - Характеристика Пеппи

1.

+

Смелость города берёт.

2.

-

Кто дрожит, тот бежит.

3.

+

Удалому всё нипочём.

4.

+

Для друга всё не туго.

5.

-

В ком правды нет, в том и добра мало.

6.

+

Чьё правое дело, тот говорит смело.

7.

-

От худой птицы худы и песни.

8.

+

Добрые умирают, а дела их не пропадают.

9.

+

Чужую беду руками разведу.

10.

+

Вперёд да вперёд, так меньше горе берёт.

Благодаря данному виду опроса ребята учатся расценивать поведение и поступки героя с точки зрения норм человеческой морали.





  1. Проверка понимания логических соотношений - это 10 утверждений вместе с указанием причины. Ученик сам обдумывает, почему произошло так, а не иначе, ставя «+» или «-»

А. Линдгрен - «Пеппи Длинныйчулок»

1.

-

Аника и Томми быстро вскочили с постели, так как нужно было навести порядок в доме. (Нет, они спешили к Пеппи)

2.

-

Пеппи стала раскатывать тесто на полу, так как стол был занят. (Нет, просто это была странная девочка)

3.

-

Для Пеппи лучшими вещами считаются те, которые дорого стоят. (Нет, те, которые она подбирает на земле)

4.

-

Аника и Томми решили быть «директорами», так как захотели разбогатеть, как Пеппи (Нет, им нравилась игра)

5.

-

Дети отказались подобрать пожилого господина, так как он был тяжёлым. (Нет, человека нельзя считать вещью)

6.

+

Пеппи споткнулась, так как из-за банки на голове ничего не было видно.

7.

+

Мальчишка Бенгт начал издеваться над Пеппи, так как она на вид была слабой девочкой.

8.

-

Но у него пропала охота, так как он считал, что обижать слабых некрасиво. (Нет, он испугался силы Пеппи)

9.

+

Пеппи не захотела иметь маленькие туфли, так как ей была дорога память отца.

10.

+

Пеппи нарочно спрятала вещи в дупло, чтобы Томми и Аника их нашли и обрадовались.



  1. Проверка усвоения лексических значений

А. Толстой - «Золотой ключик»

1.

+

Косогор - склон горы, холма.

2.

+

Дать стрекача - быстро побежать.

3.

+

Пакля - грубое волокно, отходы от обработки льна, конопли.

4.

-

Плешивый человек - с густыми волосами.

5.

-

Препираться - значит драться.

6.

+

Миновать - пройти мимо.

7.

+

Каморка - бедное, маленькое жилище.

8.

+

Сольдо - мелкая итальянская монета.

9.

-

Очаг - это дом.

10.

+

Орган - музыкальный инструмент.

В процессе работы желательно привлекать детей к самостоятельному составлению заданий для контроля. Опыт работы подсказывает заинтересованность ребят в выполнении такого рода заданий и формирование высокой концентрации внимания при первичном чтении.

Таким образом, контрольный экспресс-опрос - это формирующий и контролирующий приём при реализации информационно-ценностного подхода в преподавании литературы.

© 2010-2022