Элективный курс русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Элективный курс по русскому языку «С экзаменом на Ты» предлагается для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 34 часа.

Данный курс учитывает специфику КИМов, даёт комментарии ко всем заданиям демонстрационной версии.

Объектом проверки на государственной итоговой аттестации по русскому языку является система знаний, умений и навыков, связанных с уровнем сформированности лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.

Данный курс поможет обучающимся успешно выполнить задание повышенной сложности части А Единого государственного экзамена по русскому языку. В программе курса рассматриваются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, как то: образование родительного падежа множественного числа от некоторых существительных, глагольных форм; знаки препинания в сложных предложениях, при цитировании и т. д.

Цель данного элективного курса - помочь обучающимся углубить знания по русскому языку и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Из цели курса вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть наиболее сложные случаи орфографии и пунктуации.

  2. Углубить знания о различных типах словосочетаний и предложений, о языковых нормах.

  3. Рассмотреть трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

  4. Формировать умение анализировать синтаксическую структуру и средства выразительности художественных и публицистических текстов.

Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой - значительное углубление знаний по русскому языку и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники осваивают трудные случаи постановки знаков препинания, нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов, трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого.

Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию выпускников предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе.

Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части А на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: семинары, собеседования, практикумы, консультации.

Одной из важных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия - обмен мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

Для реализации целей используются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный;
-программированный;
-эвристический;
-проблемный.

Реализация программы предусматривает использование следующих приемов: выполнение упражнений аналитического характера (выделить, подчеркнуть, сгруппировать, вставить буквы, языковой разбор и т.д.) и конструктивного характера (составление словосочетаний и предложений по образцу, по модели), анализ текста, тестирование, постановка проблемных вопросов, эвристическая беседа, проблемная лекция, создание проблемных ситуаций, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.

Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация занятия предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

  • различные типы словосочетаний и предложений;

  • трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого;

  • языковые нормы;

  • сложные случаи орфографии и пунктуации.

Должны уметь:

  1. Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

  2. Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

  3. Выполнять различные типы тестовых заданий;

  4. Самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

  5. Работать со справочной литературой.




Содержание программы

Раздел №1. Морфемика (12 часов).

Тема 1. Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих (3 часа).

Правописание корневых морфем, правописание гласных после шипящих

Тема 2. Гласные и согласные в приставках. Буквы Ъ и Ь (3 часа).

Правописание гласных и согласных в приставках

Правописание твердого и мягкого знаков

Тема 3. Слитное, раздельное и дефисное написание слов(3 часа).

Правописание не и не с различными частями речи, слитное и раздельное написание союзов и произвольных предлогов, слитное, раздельное, дефисное написание наречий, написание сложных слов, дефисное написание приставок, суффиксов, служебных частей речи.

Тема 4. Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц. ( 3часа)

Правописание суффиксов -ек и -ик, суффиксы -ова-ева, -ыва-ива; суффиксы в наречиях, -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, существительных, наречий, причастий, гласные в суффиксах прилагательных и причастий. Гласные в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.

Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (16 часов).

Тема 5. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. (2 часа)

Речевые нормы, тема текста и авторская позиция,словосочетания и типы связи в словосочетаниях.

Тема 6. Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения. (5часов)

Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Интонационное богатство русского языка.

Речевые нормы. Знаки препинания при однородных членах предложения и обособленных членах предложения.

Тема 7. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них. (9часов).

Виды сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Пунктуация в сложноподчиненном и сложносочиненном предложении. Особенности пунктуации в бессоюзном сложном предложении.

Раздел № 3. Культура речи и стилистика (5 часов).

Тема 8. Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи. (3 часа)

Синонимия сложноподчиненного предложения и простого осложненного предложения.

Тема 9. Речевые нормы (2 часа)

Орфоэпические нормы, лексико-фразеологические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, стилистические нормы.

Тема 10.Итоговое занятие (1 час)










Календарно-тематическое планирование курса «C экзаменом на ТЫ».


Дата

Тема

Всего часов

Кол.-во часов

Вид занятия

теория

практика

Раздел №1. Морфемика (12 часов).

1

Нормативное правописание корневых морфем. Гласные после шипящих

3

1

2

Опорный конспект, практикум

2

Гласные и согласные в приставках

Буквы Ъ и ь

3

1

2

Опорный конспект, практикум

3

Слитное, раздельное и дефисное написание слов


3

1

2

Опорный конспект, практикум


4

Гласные и согласные в суффиксах и в окончаниях. Гласные после шипящих и ц.

3

1

2

Опорный конспект, практикум

Раздел № 2. Синтаксис и пунктуация (16 часов).

5

Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.

2

2

Опорный конспект, практикум

6

Систематизация сведений о пунктуации простого осложнённого предложения.

5

1

4

Сообщения учащихся, работа в группах, практическая работа.

7

Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуация в них.

9

1

8

Составление таблицы, практическая работа, составление вопросов и заданий к теме.

Раздел № 3. Культура речи и стилистика (5 часов)

8

Синтаксическая синонимия и её роль для создания выразительности речи.

3

1

2

Мини-лекция учителя.

Сообщения учащихся, редактирование стилистических текстов

9

Речевые нормы

2

2

Практикум, беседа, работа с учебниками разных программ.

10

Итоговое занятие

Итого

1

34

7

27


Список литературы

1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл.

2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование.

3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов.

4. Трошева Т.Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика.

4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс.

5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста.

6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка.

7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии.

8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе.

9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова.

10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы».

11. «Единый государственный экзамен: Русский язык: Типичные ошибки при выполнении заданий».




6


© 2010-2022