Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Представленный материал поможет учителям спланировать и подготовить современный урок по любой дисциплине, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В работе представлены этапы конструирования и структура технологической карты урока, что позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОСПодготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

  1. Определение темы учебного материала.

  2. Определение дидактической цели темы.

  3. Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

  4. Продумывание структуры урока.

  5. Обеспеченность урока (таблица).

  6. Отбор содержания учебного материала.

  7. Выбор методов обучения.

  8. Выбор форм организации педагогической деятельности

  9. Оценка знаний, умений и навыков.

  10. Рефлексия урока.

При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:

  1. соответствие ЭОР:

  2. целям и задачам урока;

  3. основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);

  4. научно-педагогическим требованиям к ЭОР

  5. эргономическим требованиям;

  6. научность и достоверность предоставленной информации.




Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

  1. Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

  2. Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

  3. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

  4. Сообщение нового материала.

  5. Решение учебной задачи.

  6. Усвоение новых знаний.

  7. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

  8. Закрепление изученного материала.

  9. Обобщение и систематизация знаний.

  10. Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

  11. Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

  12. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Структура технологической карты включает:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  2. цель освоения учебного содержания;

  3. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  4. метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  5. основные понятия темы;

  6. технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  7. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС;

  2. определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  3. системно формировать у учащихся УУД;

  4. осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  5. определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  6. проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

  7. освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

  8. дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

  9. определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  10. на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

  11. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

  12. решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

  13. соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

  14. обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

  1. учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

  2. используются эффективные методы работы с информацией;

  3. организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

  4. обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.



Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.

Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных форм.

Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.

Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.



© 2010-2022