Презентация по творчеству Ф. И. Тютчева «Безумная душа поэта ещё любить осуждена. .. »

Урок литературы для 10 класса на этапе изучения любовной лирики Ф.И.Тютчева.Тема урока:» «Безумная душа поэта ещё любить осуждена...«В данном материале представлен конспект урока с презентацией по творчеству замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Использование презентации поможет учителю вызвать у обучающихся интерес к личности, жизни и творчеству поэта.На уроке необходимым условием являчется использование музыки и звучание стихов Ф.И.Тютчева.Это направлено на то, чтобы воспитыв...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект учебного занятия

Предмет: Литература, 10 класс.

Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по

учебному плану.

Тема урока по учебно- тематическому плану: …Безумная душа поэта

ещё любить осуждена…(Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева).

Номер урока по теме: 3

Форма урока: комбинированный урок.

Цель урока: 1. Познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева.

2. Углубить представление о соотношении лирического

героя и биографического автора, образа и прототипа.

Задачи:

  • Обучающая: продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева.

  • Развивающая: совершенствовать исследовательские способности учащихся, углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества, развивать

культуру общения и речи.

  • Воспитывающая: воспитывать интерес к поэзии, личности и творчеству Ф.И.Тютчева, воспитывать у ребят чувство прекрасного.

Оборудование урока: ЦОР «Литература, 5-11 класс» ООО «Дрофа»

2004 год, авторская работа (Козырева С.Г.) - презентация по теме

«Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева», сборники стихов

Ф.И.Тютчева, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ожидаемые результаты: интерес к материалу урока, методам

проведения занятия.

Этапы урока:

1. Организационный момент - 1 минута.

2. Проверка домашнего задания -5 минут.

3. Вступительное слово учителя с элементами

беседы-10 минут.

4. Сообщение учащихся (2 чел.) -20 минут.

5. Заключительное слово учителя -8 минут.

6. Домашнее задание-1 минута.

Учитель : Козырева С.Г., учитель русского языка и литературы МОУ

«Бродокалмакская средняя общеобразовательная школа».


Ход урока:


1. Организационный момент ( сообщение темы, целей урока).

- Ребята, мы продолжаем знакомство с творчеством великого поэта - Ф.И.Тютчева. Сегодня мы поговорим о любовной лирике поэта.

(Слайд №1)

2. Проверка домашнего задания.

- В чём особенности творческого пути Ф.И.Тютчева?

(Слайд№2 с гиперссылкой на слайд №13)

  • Необычная одарённость и ранняя карьера чиновника и поэта.

  • Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.

  • Необычайно длительное нахождение от родины (22 года).

  • Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.

  • Трагические судьбы близких поэта.

3.Вступительное слово учителя:

- Какие слова, вынесенные в тему урока, кажутся вам наиболее выразительными, возможно, вызывают протест, удивление?

Да, действительно, особенно поражают слова «безумная (душа)» и «(любить) осуждена». Поражает их совмещение в одном контексте. Любовь как безумие и кара не совпадает с нашим представлением о чувстве поэта.

(Слайд №3)

Любовь поэта - это что- то возвышенное и красивое, необычное, несоединимое с прозой жизни, источник вдохновения, мечта.

- Отличается ли любовь поэта от чувств «простых смертных»?

(Любовь поэта отличается тем, что поэту дано в полной мере выразить свои чувства, а простому смертному это труднее сделать. Поэту легче пленить предмет своей любви, поразить воображение женщины. Поэт - мечтатель и фантазёр, его не угнетают несовершенства возлюбленной, если нужно, он «дорисует» её образ, поднимет её до идеала. Поэт не может без любви, он всегда к ней стремится и часто влюбляется. Поэт любит всегда как в первый раз, в то время как простой смертный после первой любви может навсегда разочароваться.

- Объясните, как вы понимаете смысл выражений «безумная душа» и «любить осуждена».

Безумная душа - утратившая способность рассуждать, взвешивать «за» и «против», душа, в которой сплошной хаос, всё перемешано, никаких ориентиров, больная душа, не могущая собой управлять.

Любить осуждена - не свободна в своём выборе, наказана любовью, выполняет какую-то повинность, чтобы искупить что-то, заслужить прощение какого-то греха, спастись.

В жизни Ф.И.Тютчева было несколько женщин. Главное, что видел Тютчев и высоко ценил в женщине, это силу чувства. Его любимая предстаёт в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг.

Так какое же место сыграли женщины в жизни поэта?

Как любовная лирика отразила личную жизнь Ф.И.Тютчева, полную страстей, трагедий, разочарований.

4. Сообщения учащихся.

(1 ученик)

Весной 1823 года двадцатилетний Ф.Тютчев вскоре после приезда в Мюнхен влюбляется в юную Амалию фон Лерхенфельд. Взаимоотношения Амалии с Тютчевым, продолжавшиеся целых полвека, говорят о том, что она сумела оценить поэта и его любовь. Но она не захотела связать с ним свою судьбу…За время отсутствия Тютчева Амалия обвенчалась с его сослуживцем, бароном Александром Сергеевичем Крюднером. Крюднер был на семь лет старше Тютчева и являл собой гораздо более надёжного супруга, чем Тютчев. Разлука с любимой женщиной была вынужденной, и пережитая Тютчевым драма оставила глубокий след в его душе. Любовь, подвергшуюся такому испытанию, Фёдору Ивановичу предстояло преобразовать в дружбу. И это ему удалось. На протяжении всей своей жизни Ф.И.Тютчев время от времени вспоминал Амалию и посвящал ей свои стихи. Предлагаю послушать романс на стихи Тютчева «Я встретил Вас»», написанные в 1870 году.

(Слайд №4)

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон. С госпожой Петерсон Ф.И.Тютчев прожил 12 лет, до 1838 года, когда его жена умерла. На пароходе, на котором Элеонора возвращалась с тремя дочерьми из России в Италию, случился пожар. По свидетельству знавших его в то время, Тютчев был так огорчён смертью жены, что, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя в несколько часов.

Через 8 лет в дневнике дочери Тютчева мы читаем слова, из которых становится ясно, что для поэта значила Элеонора Петерсон:

(Слайд №4)

«Я считал её настолько необходимой для моего существования, что жить без неё мне казалось невозможным, всё равно как жить без головы на плечах. Эти дни были так прекрасны, мы были так счастливы! Нам казалось, что они не кончатся никогда,- так богаты, так полны были эти дни».

А спустя 20 лет Ф.И.Тютчев пишет стихотворение, посвящённое памяти первой жены, Элеоноры «В часы, когда бывает…»

Чтение стихотворения учащимся.

(Сообщение 2 ученика)

Позднее, через год после смерти жены, Тютчев обвенчался Эрнестиной Дернберг.

(Слайд №6)

Брак этот, заключённый опять-таки же по страстной любви, не был особенно счастливым, и у молодой женщины очень скоро появились соперницы. А через 11 лет после свадьбы Тютчев охладел к ней, отдав всего себя, всю свою душу и сердце новой привязанности.

Когда Ф.И.Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение.

(Слайд №7)

24- летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были объединены узами гражданского брака и двумя детьми. Тютчев сразу после знакомства порывает с семьёй, не обращает внимания на неудовольства, которые выражает ему общество. И в конце концов навсегда портит свою блистательную карьеру. Но сложность ситуации состоит в том, что Ф.И.Тютчев по-прежнему любит свою вторую жену Эрнестину, детей.

Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Денисьевой развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает. Для Тютчева это было трагедией. Одному из своих друзей он пишет: «Всё кончено. Вчера мы её хоронили. Что это такое? Что случилось? Во мне всё убито: мысль, чувство, память, всё. Я чувствую себя совершенно идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…»

А Эрнестина Тютчева, вторая жена писала: «Его скорбь для меня священна, какова бы ни была причина».

Пережитую трагедию поэт запечатлел в стихах. Через год после смерти Денисьевой Тютчев пишет стихотворение «Накануне годовщины».

(Слайд №8)

5. Слово учителя.

- Стихи, написанные с 1850-1864 гг. и посвящённые Е.А.Денисьевой, получили название «Денисьевский цикл».

(Слайд №9)

Цикл- группа стихотворений, посвящённых одному лицу, объединённых общей мыслью и темой.

Что же характерно для «Денисьевского цикла»?

(Слайд №10)

Денисьевский цикл посвящён Е.Денисьевой (1850- 1864)

  • Автобиографичность цикла, его исповедальность (стихи - исповедь).

  • Лирический герой, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм.

  • Романтическая концепция любви (любовь как стихийная страсть и поединок роковой).

  • Лирическая героиня цикла.

  • Пути раскрытия внутреннего мира героини (монологи).

  • Фрагментарность стихотворений.

- На анализе стихотворений Денисьевского цикла мы остановимся подробнее на следующем занятии.

Говоря о любовной лирике Ф.И.Тютчева, хочется сказать, что в любви поэта клокочут хаотические, разрушительные стихии, которыми не в силах управлять человек:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

(Слайд № 11)

6. Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева о любви.

(Слайд №12)


© 2010-2022