Рабочая программа по литературе, 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боградская СОШ»



Рекомендована Утверждаю: Директор МБОУ «Боградская СОШ»

Методическим объединением

учителей русского языка и литературы ________

Протокол № 1 от «29» 08 2015г. «01» 09 2015г.








Рабочая программа



по литературе для 10 класса

(наименование учебного предмета, курса, для какого класса)


2015 - 2016 уч. год

(срок реализации программы)


Составлена на основе примерной программы

Литература 10 кл учебник Лебедева Ю.В. «Русская

под ред. В.Я. Коровиной (10-11 кл) литература ХIХ века. 10 класс» для

базового и профильного уровня

(наименование программы) (авторы программы)





Третьякова Валентина Ильинична, учитель русского языка и литературы

(Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)








Боград

2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и примерной Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008) , учебник Лебедева Ю.В. «Русская литература ХIХ века. 10 класс» для базового и профильного уровня (в двух частях) 2012 г., учебного плана МБОУ «Боградская СОШ» на 2015-2016 учебный год, а также федерального перечня учебников.

В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.

В центре анализа - литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.

Программа рассчитана на 102 часа учебного времени ( 3 часа в неделю) . Срок реализации программы - 1 год. Базовый уровень.

Развитие речи - 13 ч.

Внеклассное чтение - 9 ч.

Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения литературы на базовом уровне

ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

* содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

• уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ

ПОНЯТИЯ

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фантастика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ века.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.

ОСНОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Литература XIX века (102 часа.)

Введение

(1 час)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Литература первой половины XIX века

(27 час.)

Обзор русской литературы первой половины

XIX века (1 час)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти»

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов .)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект"

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Литература второй половины

XIX века (71 час)

Обзор русской литературы второй половины

XIX века

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А. Н. Островский

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение "жестоких нравов" "темного царства". Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов "Луч света в темном царстве".

Сочинение по драме А. Н. Островского "Гроза".

Ф. И. Тютчев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)).

Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория "чистого искусства". "Вечные" темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

И. А. Гончаров

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов».

История создания и особенности композиции романа. Петербургская "обломовщина". Глава "Сон Обломова" и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова "Обломов".

И. С. Тургенев

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. "Вечные" темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. "Тайный психологизм": художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".

А. К. Толстой

Жизнь и творчество (обзор).

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н. С. Лесков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник»

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и "глуповцев". Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала "Истории". Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение "вечных" тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и "народного заступника" Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл "бабьей притчи". Тема народного бунта. Образ Савелия, "богатыря святорусского". Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

Ф. М. Достоевский

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его "двойники". Образы "униженных и оскорбленных". Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. "Преступление и наказание" как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных "точек зрения". Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Л. Н. Толстой

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция "общей жизни". Изображение светского общества. "Мысль народная" и "мысль семейная" в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев ("диалектики души"). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого "Война и мир".

А. П. Чехов

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»

Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия «Вишневый сад».

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половины

XIX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

К. Хетагуров

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Г. де Мопассан

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого произведения).

Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение)

Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в "Кукольном доме". Своеобразие "драм идей" Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

Учебно-тематический план (102 часа)

№ урока

п/п

Наименование разделов и тем

Дата

1

Общая характеристика русской литературы первой половины 19 века

2

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин,В.А.Жуковский,К.Н.Батюшков

3.

А. С. Пушкин:Личность,судьба,этапы творческого пути

4.

Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок

5.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

6.

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

7.

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

8.

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». Роль вступления к поэме

9-10


Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». Проблема государства и личности. Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник»

11-12.

Р/Р Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина

13.

М. Ю. Лермонтов. Личность,судьба,этапы творческого пути . Раннее творчество.

14.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. «Молитва»

15.

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» , «Завещание»

16-17.

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...»

18-19.

Вн.чт. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Маскарад»

20-21.

Р/Р Классное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

22-23.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»

24.

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

25.

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

26.

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

27.

Вн.чт .Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести е сборнике «Петербургские повести».

28-29

Р/Р Классное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

30.

Обзор : основные проблемы русской литературы второй половины 19 века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Мировое значение русской классической литературы

31.

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии

32.

Обломов. Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

33.

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

34.

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

35.

А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

36 -37

Драма «Гроза». История создания, система образов. Своеобразие конфликта. Система образов, приемы раскрытия характеров героев драмы

38

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

39.

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

40

Р/Р Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»

41.

И.С.Тургенев. Жизнь, судьба, творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

42.

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

43.

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

44.

Отцы и дети в романе. Оппоненты Базарова, их нарвственная и социальная позиция

45.

Любовь и счастье в романев романе «Отцы и дети»

46-47.

Р/Р Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

48

Зачетная работа за первое полугодие. Тест

49-50

Ф.И.Тютчев. Жизнь, судьба, творчество . Единство мира и философия природы в его лирике.

51.

Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева

52.

Любовная лирика Ф. И. Тютчева.

53.

А.А.Фет. Жизнь , творчество судьба. Жизнеутверждающее начало в лирике о природе

54.

Любовная лирика А. А. Фета Импрессионизм поэзии Фета.

55.

Вн.чт. А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого

56.

Н.А.Некрасов. Жизнь,судьба, Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

57.

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца

58.

Н. А. Некрасов о поэтическом труде Поэтическое творчество как служение народу

59.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

60.

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

61.

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

62.

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

63-64

Р/Р Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Классное сочинение по творчеству Н. А. Некрасова

65.

М. Е. Салтыков-Щедрин. Личность , творчество. Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина

66-67.

Вн.чт.Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

68.

Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания.

69.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого

70.

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

71-72.

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

73

Женские образы в романе «Война и мир»

74

Семья Ростовых и семья Болконских,Бергов и курагиных

75-76

Народ иличность в романе «Мысль народная в романе» .Философский смысл образа Платона Каратаева

77

Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон

78-79

Нравственно-философские проблемы в романе «Война и мир». Описания природы и их связь с жизнью человека. Анализ эпизода

80

Р/Р.Подготовка к домашнему сочинению по роману

81

Ф.М.Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

82

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

83-84

История создания романа «Преступление и наказание». ,жанр,особенности композиции«.Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание».

85.

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

86.

«Двойники» Раскольникова лужин и Свидригайлов, их роль вромане

87-88.


Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

89

Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

90

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра.

91.

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

92.

Вн.чт. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

93.

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия . «Человек в футляре», «Крыжэовник», «О любви»

94.

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики» « Попрыгунья», «Душечка»

95.

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

96

Особенности драматургии А. П. Чехова

97-98

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда. Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

99

Зачетная работа за второе полугодие


Зарубежная литература

100

Вн.чт. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности

101-102

Вн.чт.«Вечные» вопросы в зарубежной литературе. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Ги де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом».

Учебно - методическое обеспечение:

• Литература. 10 класс. Автор Лебедев Ю.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2012

• Г.Е.Фефилова. Планы-конспекты уроков. Издание второе. Ростов-на- Дону. Феникс. 2015г.

























6

© 2010-2022