Рабочая программа Социальная психология

Учебная дисциплина « Социальная психология»   является частью профессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины) основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 040100 Социальная работа, квалификация Специалист по социальной работе и предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта СПО по программе углубленной подготовки и  направлена на формирование общих и профессиональных компете...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Социальная психология


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29

(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)












Рабочая программа

учебной дисциплины

ОГСЭ.06«Социальная психология»

специальность 040401 «Социальная работа»






Москва

2014

ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией
по специальности «Социальная работа»

Протокол №1

от __ августа 2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 040401 «Социальная работа»

Председатель цикловой
комиссии

_____________ Ю.П.Гурина

Заместитель директора по научно-методической работе

___________ С.Л. Денисова





Составитель : Гурина Ю.П. - преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29







СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12





























ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 «Социальная работа», входящей в укрупненную группу специальностей 040000 «социальные науки».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной сфере.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина « Социальная психология» является частью

профессионального цикла (общепрофессиональные дисциплины) основной

профессиональной образовательной программы по специальности среднего

профессионального образования 040100 Социальная работа, квалификация Специалист по социальной работе и предназначена для реализации требований Федерального Государственного образовательного стандарта СПО по программе углубленной подготовки и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций.

Специалист по социальной работе должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Специалист по социальной работе должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):

1. Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами.

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лицам пожилого возраста и инвалидам.

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

2. Социальная работа с семьей и детьми.

ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

3. Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

ПК 3.1. Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3. Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

4. Организация социальной работы в различных сферах профессиональной деятельности (здравоохранении, образовании, социальной защите и др.).

ПК 4.1. Осуществлять организационно - управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2. Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3. Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4. Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

5. Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС.

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения).

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента.

ПК 5.3. Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4. Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 5.5. Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

• основные понятия социальной психологии ;

• историею и теорию социальной психологии, становление науки ;

• социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

• основные направления прикладных исследований в социальной психологии;

• проблемы личности в социальной психологии

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

• владеть научной терминологией дисциплины и применять психологические зна-ния в различных областях жизни;

• использовать понятия и категории социальной психологии в дискуссиях и решениях проблемных задач и вопросов;

• пользоваться методами психолого-педагогического исследования;

• применять психолого-педагогические знания для самоанализа собственной лич-ности;

• формировать устойчивое, положительное отношения к психологической культуре

•воспитывать профессионально-значимые качества личности.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка (всего) 51 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 34 час.;

в том числе:

практические занятия 0 час.

самостоятельной работы обучающегося 17 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

Часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

34

в том числе:


практические занятия

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

17

в том числе:


Работа над учебным материалом

Подготовка докладов, сообщений

Сбор информации



5

8

4



Итоговая аттестация в форме зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет социальной психологии, значение и место теории в социально-психологической науке

8


Тема 1.1.

Предмет социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1

Основные подходы к определению предмета социальной психологии. Феномены, изучаемые социальной психологией, место социальной психологии в системе научного знания. Краткий исторический очерк. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Основные парадигмы социальной психологии.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать реферат на тему «История становления социальной психологии».

2


Тема 1.2.

Методология и методы социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1

Методологические проблемы социально-психологических исследований. Основные требования к исследованию. Методы социальной психологии. Измерение в социальной психологии. Социально-психологический тренинг как метод коррекции и развития личности, групповых и личных взаимоотношений.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект на тему «Методы исследования в социальной психологии».

2


Раздел 2. Социальная психология личности

14


Тема 2.1.

Феноменология и структура личности



Содержание учебного материала

4

1

Подходы к описанию и пониманию личности в психологии. Специфика постановки проблемы личности в социологии. Основные проблемы и понятия. Различные взгляды на структуру личности. Ядро личности. Ролевая структура личности. Проблема «Я» в отечественной и зарубежной психологии. Генезис самосознания. «Я-концепция», ее структура и функции. Самоуважение и самооценка. Саморегуляция и самоконтроль. Сила «Я». Образ тела, способы компенсации и непривлекательности. Психологическая защита. Социально-психологическая характеристика личности.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение на тему: «Самоуважение и самооценка»

1










Тема 2.2

Социализация и развитие личности.



Содержание учебного материала

4





1

Социализация. Основные этапы и механизмы социализации. Институты социализации. Поло вая социализация. Политическая социализация. Теории развития личности. Психоаналитические теории (З.Фрейд, А.Адлер, Г. Юнг, Э.Эриксон). Теории научения (Б.Скиннер, А.Бандура, Дж.Роттер). Гуманистические теории развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс). Системный подход к изучению личности.Культура как источник социального влияния. Личность и культура. Направленность личности. Альтруизм и просоциальное поведение. Культура и социальные нормы в просоциальном поведении. Авторитарная личность.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать реферат на тему: «Теория развития личности (Фрейд З. и др.)».

2


Тема 2.3

Социальное мышление и поведение личности.

Содержание учебного материала

2

1

Основные феномены социального мышления. Установки, ценности, нормы. Ценности и ценностные ориентации. Классификация норм, их устойчивость, изменение. Социально-психологические установки. Установки и реальное поведение. Формирование и изменение социальных установок. Социальные стереотипы, их функции, устойчивость. Предрассудки. Психологические механизмы поведения личности. Направленность личности. Социальная мотивация. Социальные роли. Классификация социальных ролей. Понятие гендерной роли. Социальная адаптация. Социальная инновация. Формирование жизненных стратегий личности.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение на тему: «Социальная адаптация личности».

1


Раздел 3. Социальная психология межличностных отношений

6


Тема 3.1.

Феноменология и понятие межличностных отношений

Содержание учебного материала

2

1

Понятие отношения. Основные направления исследований в психологии отношений. Теория В.Шутца о межличностных отношениях. Чувства как системы поведения. Эмоциональный аспект межличностных отношений. Притяжение, симпатия, эмпатия. Дружба. Любовь. Социальная психология агрессивности. Теория агрессивности. Психологические механизмы эскалации агрессии.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение на тему : «Дружба и любовь в системе межличностных отношений».

1


Тема 3.2.

Социальная коммуникация

Содержание учебного материала

2

1

Понятие о коммуникации. Предпосылки коммуникации. Основные элементы коммуникационного процесса. Источник информации, коммуникатор, информация, канал, средство, адресат информации. Техническая и семантическая стороны коммуникации. Невербальные коммуникации. Коммуникабельность личности. Совершенствование коммуникативных умений. Коммуникация в организациях.Психологические способы коммуникативного воздействия. Подражание, внушение, убеждение, заражение. Социально-психологические механизмы моды.Социально-психологические проблемы массовой коммуникации. Виды, средства, приемы пропаганды. Социально-психологические аспекты рекламы. Общественное мнение и закономерности его формирования.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект на тему: «Сравнительная характеристика каналов массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, интернет)».

1


Раздел 4. Социальная психология групп и коллективов

21


Тема 4.1.

Понятие группы в социальной психологии

Содержание учебного материала

4

1

Понятие группы. Классификация групп. Большие и малые социальные группы и их влияние на индивидов. Основные характеристики, классификация больших социальных групп. Нации, классы, этносы. Особенности психологического склада нации и национального характера. Особенности психологии классов. Основные проблемы этнической социальной психологии. Этнические, классовые стереотипы в межличностных отношениях.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать конспект на тему: « Этнические, профессиональные, половозрастные группы, их психология».

1


Тема 4.2.

Общие проблемы малой группы в социальной психологии

Содержание учебного материала

4

1

Понятие малой группы. Классификация малых групп. Основные количественные, структурные и динамические характеристики группы: состав, структура, нормы и ценности, групповые процессы, уровень развития. Основные направления изучения малых групп в зарубежной и отечественной социальной психологии (Я.Морено, К.Левин, А.В.Петровский, Л.И.уманский).Групповая деятельность, ее закономерности. Эффективность групповой деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение по теме: «Социально неодобряемые способы самоутверждения в группе».

1


Тема 4.3.

Личность в группе

Содержание учебного материала

4

1

Позиция, статус, роль. Характеристика исследований по выявлению особенностей протекания психических процессов у человека в условиях группы, период 20-30 годов 20 столетия (В.Меде, Ф.Оллпорт, В.Н.Бехтерев).Психологические воздействия в группе. Групповая сплоченность. Групповая эмоциональная идентификация. Групповое давление, конформное и не конформное поведение, конформность и внушаемость, роль конформности в процессе социализации.Роль группы в личностном развитии человека. Понятие «черты личности». Особенности взаимодействия личности с группами разного уровня развития.Феномены заражения, внушения, подражания.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать реферат на тему: «Коллективная рефлексология» В.М. Бехтерева.

1


Тема 4.4.

Динамические процессы в малой группе

Содержание учебного материала

2

1

Групповая динамика. Система групповых процессов и состояний. Групповые эффекты: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуалиизация, огруппление мышления, групповая поляризация, влияние меньшинства. Лидерство и руководство в группе. Теории лидерства. Типы, функции и динамика лидерства. Психологические источники власти и влияния. Формы власти. Групповое решение. Понятие групповой задачи, основные типы, характеристики групповых задач. Феноменология принятия группового решения. Эффективность деятельности малой группы. Факторы, влияющие на эффективность деятельности малой группы. Коллектив. Психологическая сущность, основные признаки коллектива и условия его развития. Социально-психологический климат в группе. Совместимость и срабатываемость.Проблема межгрупповых отношений.

Самостоятельная работа обучающегося

Нписать конспект по теме: «Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики».

1


Тема 4.5.

Прикладные аспекты социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1

Планирование, проведение и обработка результатов диагностического социально-психологического исследования. Методы анализа и оформления полученных эмпирических данных.Подготовка и проведение групповой консультации. Взаимоотношения «консультант-клиент». Основы психологического консультирования.Социально-психологические, активные методы обучения людей. Виды тренинговых практик. Подготовка и проведение тренинговых групп.Основные направления исследований психологии управления организациями. Промышленная социальная психология. Теории мотивации трудовой деятельности.

Социально-психологические проблемы семьи. Социальная психология в области педагогики, медицины, искусства, спорта, армии, религии.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовить сообщение на тему : «Социальная психология в области педагогики и медицины».

1


Зачёт.

2


Итого

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • Рабочий модуль преподавателя

  • Рабочие места учащихся по количеству обучающихся

  • Информационные стенды

Технические средства обучения:

  • Видеопроектор.

  • Многофункциональное устройство


3.2. . Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1. А.Н. Сухов «Социальная психология» (7-е издание), уч.пособие для студ. учреждений сред.проф. образования, 2009

2. Андреева Г. М., Социальная психология. - М., «Аспект-пресс»,2000.

3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малых групп. - М., 1999.

4. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.,2000.

5. Майерс Д. Социальная психология. СПб. 2004.

Дополнительные источники:

6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. - СПб., 2000.

7. Немов Р.С. Психология. Кн.1. М., 2000.

8. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1999.

9. Старова О. Средства массовой информации как источник агрессии // Прикладн. психол. и психоанализ. -2000 -№2



Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

• основные понятия социальной психологии ;

• историею и теорию социальной психологии, становление науки ;

• социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей;

• основные направления прикладных исследований в социальной психологии;

• проблемы личности в социальной психологии

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.5





Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.












уметь:

• владеть научной терминологией дисциплины и применять психологические зна-ния в различных областях жизни;

• использовать понятия и категории социальной психологии в дискуссиях и решениях проблемных задач и вопросов;

• пользоваться методами психолого-педагогического исследования;

• применять психолого-педагогические знания для самоанализа собственной лич-ности;

• формировать устойчивое, положительное отношения к психологической культуре

•воспитывать профессионально-значимые качества личности.

ОК 1 - 14

ПК 1.1 - 5.5

Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной



© 2010-2022