Урок русского языка 6 класс Фразеологизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Фразеологизмы» (Урок1)

Цель: формировать умения использовать фразеологизмы в речи для придания ей образности, выразительности.

Задачи урока:

предметные - формировать содержание понятия «фразеологизмы»; лексическое значение и грамматическое строение фразеологизма; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; о синонимии и антонимии фразеологизмов; отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов; употреблять фразеологизмы в речи; определять стилистическую роль фразеологизмов; определять синтаксическую функцию фразеологизмов.

личностные - осознавать лексическое богатство русского языка, гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию.

метапредметные - совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста, вычитывать информацию, представленную в форме рисунков).

Оборудование, техническое оснащение: Презентация, компьютер, проектор, экран; учебник русского языка для 6 класса, раздаточный материал, карточки с заданиями; памятка :правила работы в группе, чистые листы бумаги, ручки, карандаши; толковые и фразеологические словари .

Методы обучения:

На уроке использованы следующие методы (по системе методов проблемно-развивающего обучения, разработанных М.И. Махмутовым): диалогический, эвристический, критического мышления и исследовательский.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.


Ход урока (структура и содержание):

Этап

Время

Содержание

Оргмомент. Настрой на урок.

1 мин.

Учитель: Добрый день, ребята!

От всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Жду, что вы улыбнётесь друг другу и настроитесь на урок, в результате которого ощутите лёгкое головокружение от успехов! Ну, что готовы? Тогда вперёд!

Индуктор

Слайд 3





Слайд 4




Слайд5

Слайд 6

Слайд 7

7 мин.

Учитель: Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?

Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Верно, ребята, выражение «собаку съел» (Разг.), значит приобрёл большой опыт, основательные знания в чём - либо, стал мастером в каком - либо деле.

А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел. а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер своего дела».

Ребята, а вы знаете, как называются подобные сочетания слов?

Расшифруйте слово и вы узнаете как они называются.

Запишите к себе в тетрадь это слово это и будет тема нашего урока. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на доске:

  • Уточнить, что такое........, выяснить их особенности и синтаксическую функцию.

  • Узнать, как называется........ о языке, в котором изучаются..........

  • Выяснить, где узнать лексическое значение........

  • Выяснить роль .......... в речи.

- Ребята, какие ассоциации возникают у вас ,когда вы слышите слово ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ?

Учащиеся называют свои ассоциации.

Приём критического мышления

Слайд 8


Проблемный вопрос.

Экскурс в историю языка.



Слайд9

Аукцион

Деконструкция



Реконструкция

Лаборатория

Слайд 10

(работа в группах)

Социоконструкция

Слайд11








2 мин.




















1 мин.





















5 мин.

























  1. Учитель: С помощью приёма «Корзина идей» (Работа в парах)

Скажите, что вы знаете о фразеологизмах. Из какого языка пришло к нам это слово? Как может называться наука, изучающая фразеологизмы?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Совершенно верно, слово фразеологизмы пришло из древ-греч. Языка. Оно восходит к двум словам.

Учитель: А знаете ли вы, как появились фразеологизмы?

Представьте, когда-то давным-давно лежали в мастерской две дужки и стержень, которые можно было использовать и вместе и по отдельности. Но однажды, мастер приварил все эти детали вместе, получилась одна необходимая ему деталь.

Подобное мы можем наблюдать в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания и употребляются только вместе, целыми сочетаниями. Их называют фразеологизмами. Например, собака, съесть….

- Ребята, какие фразеологизмы знаете вы?

(За названный фразеологизм и его значение уч-ся получают жетоны)

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

(Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения - 5 минут.

Группа №1

Цель: выяснить можно ли узнать значение фразеологизмов и в словаре в учебнике, в толковом словаре ,во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете).

Приведите 3 примера.

Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №4

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

  1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

  2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов.


Социализация

Афиширование

5 мин..

Разрыв. 12-14

Слайд 13

3 мин.

Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.

Урок русского языка 6 класс Фразеологизмы

Слайд 15

Слайд 16


Слайд 17

Слайд 18




Слайд 19




Проблемный вопрос

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Проблемный вопрос


Слайд 23


Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26




Слайд 27



Творческая мастерская.

Слайд 28

Слайд 29


Домашнее задание

Слайд 30









Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм.

(учащиеся, ответившие верно получают жетоны).

Посмотрите на экран, по определениям отгадайте фразеологизм. (Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.)

Учитель:

- Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?

Уч-ся делают вывод: фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению

Учитель:

А сейчас задание по рядам!

Укажите фразеологизмы со значением:
1 ряд - «бездельничать»;
2 ряд - «обманывать»;
3 ряд - «быстро».

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, во все лопатки, лодыря гонять, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.


Проверьте!

Бездельничать

обманывать

быстро

Сидеть сложа руки

Лодыря гонять

Бить баклуши

Собак гонять

Втирать очки

Водить за нос

Вводить в заблуждение

Сломя голову

Во все лопатки

Во весь дух

Высунув язык

Со всех ног

Учитель:

- Ребята, посмотрите внимательно на записанные вами фразеологизмы. Что вы можете о них сказать?

Уч-ся отвечают: Фразеологизмы в каждой группе обозначают одно и то же, хотя звучат и пишутся по-разному. Значит, они синонимичны.

Учитель:

- Ребята, а могут ли у фразеологизмов быть антонимы?

Учитель:

По определениям отгадайте фразеологизмы. (Работа в группах. Каждой группе по одному фразеологизму.)

  • Уч-ся делают вывод: Фразеологизм может быть синонимом слова

  • У фразеологизма могут быть фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.

Учитель:

- Ребята, как вы думаете, для чего нужны фразеологизмы? Продолжим исследование. (Работа в группах. Каждой группе по одному предложению.)

Задание 1:

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Задание 2: Приём «Конструирование».

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе

кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго

бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся

ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне

хоть кол на голове теши.

Слова для справок:

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).

Учитель: Какую роль играют фразеологизмы в речи?

Уч-ся отвечают:

Фразеологизмы придают речи образность, выразительность.

Учитель:

Ребята, а вы хотите, чтобы ваша речь была образной и выразительной? Я приглашаю вас в творческую мастерскую, где вы сможете применить, полученные знания.

Задание:

Напишите сочинения-миниатюры(5-6предложений), используя фразеологизмы.

Учащиеся от каждой группы достают киндер сюрприз с темой мини-сочинения.(См. приложение) (Время выполнения 5 минут).

Звучит тихая музыка. Затем, учащиеся зачитывают свои работы (5 минут)

Учитель:

Молодцы, ребята! Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

  1. Что же это? Конечно же, фразеологизмы! п. 29 Фразеологизмы

  2. Составить кластер по теме «Фразеологизмы».

  3. Упражнения: 148 (всем)

(на выбор -145,147).

Дополнительно(по желанию):

нарисовать фразеологизмы.

Рефлексия

Слайд 31


Слайд 32

Самооценка учащимися своей деятельности

(См.Приложение)


Слайд 33

3 мин










1 мин.











1 мин.

Сегодня я узнал(а)….

Было интересно…

Я выполнял(а)…

Я понял(а), что…

Теперь я могу…

Я могу…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учащиеся сами оценивают свою работу(листы успешности)

(См.Приложение)

Урок русского языка 6 класс Фразеологизмы

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!





Использованная литература:


  1. М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках».

  2. А.Д. Курилова «Новый фразеологический словарь русского языка».

  3. Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2012.

  4. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы.

  5. Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова

  6. В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.

  7. В.В.Волина Фразеологический словарь: Популярное пособие.-М.: АСТ-ПРЕСС,1997.

  8. Е.А. Быстрова Учебный фразеологический словарь русского языка.-М.:Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

  9. Е.П. Черногрудова Дидактические материалы по русскому языку:6класс .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.

11

© 2010-2022