- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочие программы по литературе для 6-8 классов
Рабочие программы по литературе для 6-8 классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вазиева Ф.Р. |
Дата | 05.10.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель _________ /Ф.Р. Вазиева/ Протокол № 1 « » августа 2013 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР ___________ /А.А.Галеев / Протокол № 1 « » августа 2013 г. | Утверждено: Директор МБОУ «Староаймановская ООШ» Актанышского муниципального района Республики Татарстан __________ /А.А.Насыйрова / Приказ № « » сентября 2013 г. |
Рабочая программа
Наименование Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан
Ф.И.О: Вазиева Фания Рафаэловна категория 2
Предмет: литература 8 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол № 1 от августа 2013 г.
2013- 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», (2009год) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для татарской средней общеобразовательной школы (авторы - М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, Г.А.Голикова, Г,Х.Ахбарова. Казань:Магариф,2007.).
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы в 8 классе - помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
составление планов;
краткие и подробные пересказы текста;
изложение с элементами сочинения;
устные и письменные сочинения-характеристики героев;
анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
развитие художественной фантазии у детей;
прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. На чтение и работу с художественными произведениями необходимо отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.
Цель изучения литературы в 8 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. В программе средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова отведено 68 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ « Староаймановская основная общеобразовательная школа» рабочая программа рассчитана на 70 (2 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) . В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала. Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Требования к умениям и навыкам учащихся по литературе тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
-
Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащиеся должны знать:
-
Тексты художественного произведения.
Основные темы и особенности композиции изученных произведений.
-
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
-
Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.
5.Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.
Учащиеся должны уметь:
-
Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
-
Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
-
Различать эпические, лирические и драматические произведения.
-
Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
-
Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.
-
Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
-
Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.
-
Давать анализ отдельного эпизода.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Отметка "5" ставится за сочинение:
- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
- допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
- логическое и последовательное в изложении содержания;
- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
- обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
I. Учебно- тематический план.
Содержание
Кол-во часов
Введение. Художественная литература и действительность
1
Русская литература 19 века
36
Литература народов России
5
Русская литература 20 века
20
Стихотворения о Великой Отечественной войне
1+1
Зарубежная литература
5
Итоговый урок
1
Учебно-тематическое планирование по литературе
Класс 8
Учитель Вазиева Фания Рафаеловна
Количество часов:
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков _3_ зачётов - 1 час
Урок развития речи____6____ Урок внеклассного чтения - 9 часов. Практикум- 6 часов
Планирование составлено на основе государственного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф»,2009 год
Учебник ^ Русская литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы. Под редакцией М.Г. Ахметзянова. Казань, «Магариф», 2007 год
Дополнительная литература : Русская литература в 8 классе татарской школы. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Казань,
Журналы «Литература в школе», «Магариф»
Портреты писателей 19- 20 века
№
Дата
Количество часов
Изучаемая тема
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Планируемые результаты освоения материала
Виды контроля, измерители
Примерное домашнее. Задание.
п
ф
1.
1
Введение. Художественная литература и действительность
Образное отражение жизни в художественной литературе.
Вводный
Рассказ учителя. Беседа.
Знать об образном отражении жизни в художественной литературе.
Устный опрос
Стр. 3-4 прочитать. Вспомнить о творчестве А.С. Пушкина.
2
1
Русская литература 19 века
А.С. Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа.
Знать о творчестве А.С. Пушкина.
Уметь выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.
Устный опрос
7 задание Стр 9. Выучить стихотворение.
Словарь выучить. Стр8-9
9 задание Стр 10 (в группах)
3
1
А.С. Пушкин «Арион» « Анчар» Образ автора, его гуманность, Чувство собственного достоинства
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Какое настроение создаётся после чтения стихотворения
Устный опрос
1- 14 вопросы.. Стр 13-14. Словарь выучить
4
1
Пушкин в Казани. Повесть «Капитанская дочка» (в сокр. Историческая правда и художественный вымысел в повести)
Комбинирован-ный
Рассказ учителя. Беседа.
Знать содержание повести «Капитанская дочка».
Уметь характеризовать главных героев, анализировать отдельные эпизоды
Работа с текстом, ответы на вопросы. Устный опрос
Прочитать повесть,
Пересказать отдельные главы ( в группах)
5
1
А.С. Пушкин « Капитанская дочка» Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку
Беседа
Устный опрос
Вопросы и задания ко всей повести. Стр. 82-83.
6.
1
«История пугачёвского бунта» (отрывки)
Комбинирован-ный
Практикум
Знать об истории Пугачёвского бунта.
Работа с текстом, ответы на вопросы. Устный опрос.
Стр. 84-89 прочитать., ответы на вопросы..
7.
1
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение « маленького человека» его положения в обществе.
Комбинирован-ный
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание повести.
Уметь комментировать
прочитанное
Работа с текстом, ответы на вопросы .Письменная работа
Пересказ. 5задание Стр 100.
8
1
А.С . Пушкин « Станционный смотритель» Гуманизм повести Т. Повесть как жанр литературы
Комбинирован-ный
Устный опрос
Ответы на вопросы. Стр. 100.
9.
1
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Проблемы долга и чести в повести», «Мой любимый герой в повести «Капитанская дочка».
Обобщение изученного материала
Урок развития речи
Уметь давать отзыв о прочитанном произведении.
Составление плана сочинения
Написать сочинение «Мой любимый герой в повести «Капитанская дочка».
110.
1
М.Ю. Лермонтов. Лермонтов на Кавказе
«Три пальмы»,
«Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Взаимоотношения человека и природы
Комбинирован-ный
Рассказ учителя. Беседа
Знать о пребывании Лермонтова на Кавказе.
Уметь анализировать стихотворения
Стихотворение
Лермонтова «Парус».
Баллада.
Анализ стихотворений
Письменная работа
Выразительное чтение стихов, ответы на вопросы. Стр 108 , 109, 111.
-1.11
1
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» Свободолюбивый характер Мцыри
Комбинирован-ный
Беседа
Знать содержание поэмы.
Уметь давать характеристику герою произведения
Комментирован-ное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос
Отрывок наизусть; 5 задание Стр. 136.
Ответы на вопросы
12
1
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» Контраст между жизнью в монастыре и за его пределах.
Поэма как литературный жанр.
Комбинирован-ный
Устный опрос
Вопросы и задания . Стр 137
Уплотнение Курбан байрам
113.
1
Р.Р
Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: Мцыри как романтический герой»
Обобщение изученного материала
Урок развития речи
Уметь давать оценку произведению
Составление плана сочинения
Дописать сочинение;
Вспомнить о творчестве Гоголя
14.
1
Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге.
Комедия «Ревизор» Страх перед ревизором как основа драматического действия
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о жизни Гоголя в Петербурге.
Уметь давать оценку поступкам героев
Работа с текстом, ответы на вопросы. устный опрос
Рассказать биографию Гоголя.
115
1
Комедия « Ревизор» Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России.
Прочитать до конца комедию
.116
1
Мастерство речевых характеристик, своеобразие диалогов и монологов.
Комбинирован-ный
Беседа. Практикум
Знать, что такое диалог и монолог.
Навыки чтения по ролям.
Работа с текстом, ответы на вопросы
Ответы на вопросы. Стр 183.
17
1
Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.
Урок-обобщение
Практикум
Знать, какой жанр литературы называется комедией.
Уметь дать характеристику герою произведения.
Фронтальный опрос
Дать характеристику одному из героев
(письменно)
18
1
Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков - типичный герой николаевской России»
Урок-обобщение
Урок развития речи
Знать содержание произведения.
Уметь писать сочинение на литературную тему
Составление плана сочинения
Написать сочинение. Подготовиться к внеклассному чтению
19
1
Н.В . Гоголь «Петербургские повести»
Урок внеклассного чтения
Знать об истории создания сборника повестей «Петербургские повести».
Уметь давать устный отзыв о прочитанном произведении
Работа с текстом, пересказ
Прочитать рассказы И.С. Тургенева
20
1
Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Урок контроля
Урок контроля
Знать о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Тестирование
Вспомнить о творчестве И.С. Тургенева.
21
1
И.С. Тургенев Биография писателя. Рассказы «Певцы». Вера писателя в духовные силы народа.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о фактах биографии И.С. Тургенева, содержание рассказа.
Уметь оценивать поступки героев.
Работа с текстом, ответы на вопросы.
Подготовиться к пересказу . Ответить на вопросы .
22
1
«Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности.
Комбинирован- ный
Беседа. Практикум
Знать содержание рассказа.
Уметь сопоставлять и оценивать героев произведения
Работа с текстом, ответы на вопросы
Ответы на вопросы (стр 219). Подготовиться к внеклассному чтению.
23
1
Внеклассное чтение. Рассказы И.С. Тургенева.
«Живые мощи» и др. (по выбору учителя)
Урок внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения
Знать содержание произведения.
Уметь высказать своё мнение по поводу прочитанного
Беседа по прочитанным произведениям
Прочитать повесть Толстого «Юность».
24
1
Ф.И. Тютчев «Я встретил вас - и всё былое»
А.А. Фет «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
Урок формирования новых знаний, умений и
навыков
Семинар
Уметь выразительно читать, анализировать стихотворения.
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы
Стих. «Я встретил вас…», «Сияла ночь…», «Средь шумного бала…случайно» наизусть.
25
1
А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…» Стихи о любви к природе. Литература народов России. Поэзия родной природы. Стихотворения
Урок формирования новых знаний, умений и
навыков
Вопросы и задания. Стр 224
.
Выучить одно стихотворение.
26
1
Н.А. Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать биографию поэта.
Уметь определять тему, основную мысль поэмы.
Поэма как литературный
жанр.
Работа с текстом, ответы на вопросы
Прочитать 1 часть, ответить на вопросы. Стр 239-240.
27
1
Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме.
Комбинирован-ный
Семинар
Знать содержание поэмы. Уметь давать оценку прочитанному
Цитатный план к произведению
Дать характеристику главным героям поэмы.
28
1
Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..» Связь стихотворений с народно- поэтическим творчеством.
Комбинирован-ный
Практикум
Уметь выразительно читать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос
Анализ одного стихотворения. 5 задание . Стр 262.
29
1
Н.С. Лесков. Биография писателя.
«Тупейный художник» Прославление талантливости русского человека, воспевание-творческого труда народа.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание произведения.
Уметь пересказывать, отвечать на вопросы
Работа с текстом.
Какие произведения
о крепостничест-ве вы знаете? Устный опрос
Подготовиться к пересказу,
Ответить на вопросы . Стр285. 13 задание. Стр 285.
30
1
Л.Н .Толстой. Толстой в Казани. «После бала» Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать об особенностях композиции рассказа.
Уметь оценивать поступки героев
Работа над текстом, ответы на вопросы. устный опрос
Подготовиться к пересказу. Ответить на вопросы .
31
1
Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и композиция рассказа.
Комбинирован-ный
Семинар
Знать содержание произведения.
Уметь характеризовать героев рассказа
Анализ текста
Письменная работа
Ответы на вопросы (стр.298) Подготовиться к внеклассному чтению.
32
1
Л.Н. Толстой. «Юность» (главы)
Комбинирован-ный
Урок внеклассного чтения
Знать содержание отдельных глав повести «Юность»
Работа с текстом
М. Горький «Мои университеты», «Сказки об Италии»
33
1
А.П. Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре» Образ Беликов - « человека в футляре»
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать биографию писателя.
Уметь анализировать отрывки из произведения, давать характеристику героям
Работа над текстом, ответы на вопросы Устный опрос
Подготовиться к краткому пересказу.
34
1
Беликовщина как явление времени. Мысль о необходимости жить интересами общества. Своеобразие композиции « Маленькой трилогии»
Практикум
Письменная работа
35
1
А.П. Чехов «Крыжовник», «О любви». Мысль сохранить в себе человека
Комбинирован-ный
Семинар
Знать содержание рассказов.
Уметь комментировать прочитанное, определить основную мысль произведений
Что общего в рассказах Чехова?
Ответы на вопросы (стр.333).
36
1
Обучение анализу эпизода из рассказа «После бала». Подготовка к домашнему сочинению.
Урок-обобщение
Урок развития речи
Уметь писать сочинение на литературную тему
Анализ эпизода из рассказа, пересказ
Написать сочинение. Составить план.
37
1
Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Толстого, Чехова.
Проверка знаний, умений и навыков
Урок контроля
Знать о творчестве Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Толстого, Чехова
Тестирование
Вспомнить о творчестве писателей 20 века.
38
1
Русская литература 20 века
И.А. Бунин. Биография. Рассказ «Тёмные аллеи» Грустные размышления автора о судьбах дворянских усадеб.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание рассказа «Тёмные аллеи».
Уметь анализировать по вопросам
Отработка произношения
Подготовиться к пересказу, ответы на вопросы. Стр 9.
39
1
А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Самоотверженн- ость и находчивость главной героини
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание рассказа.
Уметь определять тему и основную мысль рассказа
Работа над текстом, ответы на вопросы
Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы . Стр 18.
40
1
Максим Горький. М. Горький в Казани. «Мои университеты»
(в сокр.)
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о годах жизни М. Горького в Казани.
Уметь пересказывать текст
Вспомните о повестях «Детство», «В людях»
Ответить на вопросы. Стр 26.
Подготовиться к внеклассному чтению.
41
1
М. Горький «Мои университеты», «Сказки об Италии»
Урок внеклассного чтения
Знать содержание произведений.
Уметь высказать своё мнение по поводу прочитанного
Пересказ, ответы на вопросы
Рассказы К.Г. Паустовского.
42
1
В.В. Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворений
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о биографии Маяковского.
Уметь комментировать прочитанное
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы
«Хорошее отношение к лошадям» наизусть.
43
1
В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Обличение бюрократизма в сатире поэта.
Т. Особенности
ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Гипербола. Гротеск. Литота
Комбинирован-ный
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание произведения.
Уметь определять особенности лексических средств, тропов
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы, художественн-ые средства языка. Устный опрос
Ответы на вопросы Стр 34.
44
1
М.И. Цветаева Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по родине! Давно…» Неслабеющее чувство любви к Родине.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о творчестве Цветаевой.
Уметь выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос
«Моим стихам…»
наизусть. Ответить на вопросы .
45
1
Р.Р. Анализ одного из стихотворений изученных поэтов, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений
Закрепление изученного материала
Урок развития речи
Уметь анализировать стихотворное произведение
Письменная работа
Научиться выразительно читать одно стихотворение.
46
1
О.Э. Мандельштам. Биография поэта. «Раковина» « Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны…» Разлад с советской действительностью в 20- 30 е годы.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о творчестве Мандельштама.
Уметь находить изобразительно-выразительные средства
Устный опрос
«Мы живём., под собою не чуя страны.» наизусть.
47
1
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма» Проблема истинной человечности в рассказе.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать:
- о писателе;
- содержание рассказа.
Уметь характеризовать героев
Сюжет произведения. Письменная работа
Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.
48
1
К .Г Паустовский « Телеграмма» Жизненные факты легшие в основу рассказа
Т. Развитие понятия о композиции
Устный опрос
Подготовиться к внеклассному чтению.
49
1
Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»
Урок внеклассного чтения
Знать содержание рассказа.
Уметь высказать своё мнение
Пересказ, ответы на вопросы
Произведения зарубежной литературы. Ответить на вопросы .
50
1
А.Т. Твардовский. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Тёркин» (главы Народно- поэтическая основа поэмы.
«Переправа»,
«Гармонь», «Два с солдата» ( «От а автора» ) а с Василий
Теркин, его душев-
ная стойкость, у удаль,
жизнерадостная.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание поэмы.
Уметь выразительно читать произведение,
анализировать отрывки,
Характеризовать главного героя
Какие произведения о ВОВ вы читали на русском и татарском языках?
Письменная работа
Написать сочинение «Тёркин - это обыкновенный парень»
5 задание .Стр 82.
51
Литература народов России
Ф. Карим. Стихотворения об Отечественной войне.
Урок внеклассного чтения
Сопоставительный анализ главных героев
Прочитать стихотворения Суркова. Ответить на вопросы .
52
1
Стихотворения о Великой Отечественной войне
А.А. Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь…», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», М.В. Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом» Поэты о героизме, самоотверженнос-
Комбинирован-ный
Семинар
Знать тему и основную мысль стихотворений.
Уметь выразительно читать, ответить на вопросы
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос
А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»
наизусть.
ти защитников родины и трудностях грозных лет войны.
53
1
Внеклассное чтение по литературе народов России
Стихотворения М. Джалиля о войне.
Рассказ учителя. Беседа
Комментированное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос
Выучить одно стихотворение. Ответить на вопросы .
54
1
А.П. Платонов. Платонов на войне.
«Возвращение» Война и семья- основная тема рассказа.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание рассказа.
Уметь комментировать прочитанное
Комментированное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос
Прочитать рассказ полностью. Ответить на вопросы.
55
1
А.А. Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Патриотическая направленность лирики Ахматовой.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать биографию Ахматовой.
Уметь выразительно читать стихи
Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Письменная работа
Устный опрос
«Мне голос был,
он звал утешно..»
Наизусть.
56
1
А. Ахматова «Мне ничему одические рати…», «Читатель», «Мужество» Традиции народной поэзии к русской классики .в ее творчестве
Устный опрос
4 задание. Стр 121. Ответить на вопросы .
57
1
А.И. Солженицын. Биография писателя. «Матрёнин двор» (в сокр.) « Как жаль»
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о личности писателя.
Уметь находить ответы на проблемные вопросы,
Комментированное чтение, ответы на вопросы Устный опрос
Прочитать до конца;
Ответить на вопросы
58
1
« Матренин двор» Судьба Матрены как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра
Охарактеризовать главного героя
Письменная работа
Ответить на вопросы (стр. 158).
59
1
В.П. Астафьев. Биография писателя. «Фотография, на которой меня нет» Красота души героев произведения.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать о личности писателя.
Уметь находить ответы на проблемные вопросы,
охарактеризовать главного героя
Комментированное чтение, ответы на вопросы Устный опрос. Письменная работа
Пересказ Вопросы и задания Стр 177.
60
1
Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Поэзия» Мотивы одиночества лирике поэта и их преодоление.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Семинар
Уметь выразительно читать стихотворения, определить тему.
Отработка произношения, анализ стихотворений
Письменная работа
«Привет, Россия…» (наизусть). Ответы на вопросы
61
1
Литература народов России
Ч.А. Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход» («После сказки») Гуманистический пафос повести
Рассказ учителя. Беседа
Знать:
о писателе;
- содержание рассказа.
Уметь характеризовать героев
Устный опрос
Пересказать содержание. Ответы на вопросы.
62
1
Ч. Айтматов « Белый пароход»
Осуждение жестокости и бездуховности.
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Комментированное чтение, ответы на вопросы
Краткий пересказ
Вопросы и задания ко всей повести. Стр 221.
63
1
Доброта и красота души героев в произведениях Солженицына, Айтматова, Рубцова, Астафьева.
Урок закрепления нового материала
Урок развития речи
Знать:
- о творчестве данных писателей;
- содержания произведений.
Уметь характеризовать героев
Письменная работа
Написать сочинение «Мой любимый герой».
64
1
Контрольная работа по творчеству Горького, Твардовского, Платонова, Ахматовой, Рубцова, Астафьева, Айтматова.
Урок проверки знаний, умений и навыков
Урок контроля
Знать о творчестве Горького, Твардовского, Платонова, Ахматовой, Рубцова, Астафьева, Айтматова
Тестирование
Ответы на вопросы.
65
1
Внеклассное чтение по зарубежной литературе А. Э. По « Ворон».
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Уметь выразительно прочитать
Ко- мментирован-ное чтение, ответы на вопросы Устный вопрос
Пересказать содержание. Ответы на вопросы
66
1
Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров» (главы)
Данте « Божественная комедия»
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать содержание отдельных глав романа «Таинственный остров»
Уметь пересказывать эпическое произведение
Пересказ
Прочитать до конца, пересказ.
67
1
Внеклассное чтение по зарубежной литературе П.Мериме «Тамого»
Антуан . Сент- Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)
Урок формирования новых знаний, умений и навыков
Рассказ учителя. Беседа
Знать об основных чертах характера главного героя
Комментированное чтение, ответы на вопросы
Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.
68
1
Артур Конан-Дойл. Слово о писателе. «Пёстрая лента»,
О. Генри «Вождь краснокожих»
Урок внеклассного чтения
Уметь пересказывать текст
Рекомендации для летнего чтения
Письменная работа
«Чему научили меня книги, прочитанные в этом году»
Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.
69
1
Внеклассное чтение по зарубежной литературе
В Скотт « Айвенго» «Квентин Дорвард» Романтика приключений, рыцарские подвиги героев.
Урок внеклассного чтения
Ответы на вопросы
Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы
70
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
Урок повторение
Урок-зачёт
Тестирование
Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы