Рабочие программы по литературе для 6-8 классов

"Выдержка из материала: Рабочая  программа по русской литературе для 7 класса Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с учебной программой для школ с родным (нерусским) языком обучения с учетом педагогических условий татарских школ республики: Базовый уровень/ Под редак. М. Г. Ахметзянова. - Казань: Магариф, 2009год. Авторы- составители М. Г. Ахметзянов, М. В. Ведишенкова и. ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании ШМО

Руководитель _________

/Ф.Р. Вазиева/

Протокол № 1

« » августа 2013 г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

___________ /А.А.Галеев /

Протокол № 1

« » августа 2013 г.

Утверждено:

Директор МБОУ

«Староаймановская ООШ» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

__________ /А.А.Насыйрова /

Приказ №

« » сентября 2013 г.



Рабочая программа

Наименование Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан

Ф.И.О: Вазиева Фания Рафаэловна категория 2

Предмет: литература 8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол № 1 от августа 2013 г.

2013- 2014 учебный год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф», (2009год) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для татарской средней общеобразовательной школы (авторы - М.Г.Ахметзянов, М.В.Ведишенкова, Т.В.Воронцова, Г.А.Голикова, Г,Х.Ахбарова. Казань:Магариф,2007.).

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Цель изучения литературы в 8 классе - помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:


составление планов;

краткие и подробные пересказы текста;

изложение с элементами сочинения;

устные и письменные сочинения-характеристики героев;

анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

развитие художественной фантазии у детей;

прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях; придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий. На чтение и работу с художественными произведениями необходимо отводить больше часов. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.

Цель изучения литературы в 8 классе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. В программе средней школы под редакцией М.Г. Ахметзянова отведено 68 часов. В соответствии с учебным планом МБОУ « Староаймановская основная общеобразовательная школа» рабочая программа рассчитана на 70 (2 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) . В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала. Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Требования к умениям и навыкам учащихся по литературе тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  1. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений. Учащиеся должны знать:


  2. Тексты художественного произведения.


Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  1. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  2. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.


5.Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.


Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода.








НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

- правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

- соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

- точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

- глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

- стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

- написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

- допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

- достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

- логическое и последовательное в изложении содержания;

- написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

- допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

- в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

- материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

- обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

- не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

- характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

- отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.




I. Учебно- тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Художественная литература и действительность

1

Русская литература 19 века

36

Литература народов России

5

Русская литература 20 века

20

Стихотворения о Великой Отечественной войне

1+1

Зарубежная литература

5

Итоговый урок

1









Учебно-тематическое планирование по литературе



Класс 8

Учитель Вазиева Фания Рафаеловна

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков _3_ зачётов - 1 час
Урок развития речи____6____ Урок внеклассного чтения - 9 часов. Практикум- 6 часов



Планирование составлено на основе государственного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Республики Татарстан, под редакцией М.Г.Ахметзянова, Казань, издательство «Магариф»,2009 год

Учебник ^ Русская литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса татарской средней общеобразовательной школы. Под редакцией М.Г. Ахметзянова. Казань, «Магариф», 2007 год

Дополнительная литература : Русская литература в 8 классе татарской школы. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии. Казань,

Журналы «Литература в школе», «Магариф»

Портреты писателей 19- 20 века





Дата


Количество часов




Изучаемая тема




Тип урока


Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала


Виды контроля, измерители


Примерное домашнее. Задание.

п

ф


1.


1


Введение. Художественная литература и действительность

Образное отражение жизни в художественной литературе.

Вводный


Рассказ учителя. Беседа.


Знать об образном отражении жизни в художественной литературе.

Устный опрос


Стр. 3-4 прочитать. Вспомнить о творчестве А.С. Пушкина.


2


1


Русская литература 19 века
А.С. Пушкин. Пушкин и декабристы. «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд» Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина


Урок формирования новых знаний, умений и навыков



Рассказ учителя. Беседа.





Знать о творчестве А.С. Пушкина.

Уметь выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы.

Устный опрос

7 задание Стр 9. Выучить стихотворение.

Словарь выучить. Стр8-9

9 задание Стр 10 (в группах)

3

1

А.С. Пушкин «Арион» « Анчар» Образ автора, его гуманность, Чувство собственного достоинства

Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Какое настроение создаётся после чтения стихотворения

Устный опрос

1- 14 вопросы.. Стр 13-14. Словарь выучить


4



1



Пушкин в Казани. Повесть «Капитанская дочка» (в сокр. Историческая правда и художественный вымысел в повести)




Комбинирован-ный




Рассказ учителя. Беседа.


Знать содержание повести «Капитанская дочка».

Уметь характеризовать главных героев, анализировать отдельные эпизоды


Работа с текстом, ответы на вопросы. Устный опрос


Прочитать повесть,

Пересказать отдельные главы ( в группах)

5

1

А.С. Пушкин « Капитанская дочка» Проявление душевной стойкости, преданности и верности любимому человеку

Беседа

Устный опрос

Вопросы и задания ко всей повести. Стр. 82-83.


6.

1


«История пугачёвского бунта» (отрывки)


Комбинирован-ный


Практикум


Знать об истории Пугачёвского бунта.


Работа с текстом, ответы на вопросы. Устный опрос.


Стр. 84-89 прочитать., ответы на вопросы..


7.


1

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение « маленького человека» его положения в обществе.




Комбинирован-ный


Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание повести.

Уметь комментировать

прочитанное


Работа с текстом, ответы на вопросы .Письменная работа


Пересказ. 5задание Стр 100.

8

1

А.С . Пушкин « Станционный смотритель» Гуманизм повести Т. Повесть как жанр литературы

Комбинирован-ный

Устный опрос

Ответы на вопросы. Стр. 100.


9.


1

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Проблемы долга и чести в повести», «Мой любимый герой в повести «Капитанская дочка».




Обобщение изученного материала




Урок развития речи




Уметь давать отзыв о прочитанном произведении.




Составление плана сочинения

Написать сочинение «Мой любимый герой в повести «Капитанская дочка».

110.

1

М.Ю. Лермонтов. Лермонтов на Кавказе
«Три пальмы»,
«Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..» Взаимоотношения человека и природы


Комбинирован-ный


Рассказ учителя. Беседа


Знать о пребывании Лермонтова на Кавказе.

Уметь анализировать стихотворения


Стихотворение
Лермонтова «Парус».

Баллада.

Анализ стихотворений

Письменная работа



Выразительное чтение стихов, ответы на вопросы. Стр 108 , 109, 111.


-1.11


1


М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» Свободолюбивый характер Мцыри


Комбинирован-ный




Беседа


Знать содержание поэмы.
Уметь давать характеристику герою произведения


Комментирован-ное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос


Отрывок наизусть; 5 задание Стр. 136.

Ответы на вопросы

12

1

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» Контраст между жизнью в монастыре и за его пределах.

Поэма как литературный жанр.

Комбинирован-ный

Устный опрос

Вопросы и задания . Стр 137

Уплотнение Курбан байрам

113.

1

Р.Р
Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: Мцыри как романтический герой»


Обобщение изученного материала


Урок развития речи


Уметь давать оценку произведению


Составление плана сочинения


Дописать сочинение;

Вспомнить о творчестве Гоголя


14.


1


Н.В. Гоголь. Гоголь в Петербурге.

Комедия «Ревизор» Страх перед ревизором как основа драматического действия


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о жизни Гоголя в Петербурге.
Уметь давать оценку поступкам героев


Работа с текстом, ответы на вопросы. устный опрос


Рассказать биографию Гоголя.

115

1

Комедия « Ревизор» Разоблачение в комедии социальных и нравственных пороков чиновников царской России.


Прочитать до конца комедию


.116

1


Мастерство речевых характеристик, своеобразие диалогов и монологов.


Комбинирован-ный


Беседа. Практикум


Знать, что такое диалог и монолог.

Навыки чтения по ролям.


Работа с текстом, ответы на вопросы


Ответы на вопросы. Стр 183.


17


1


Герой литературного произведения. Комедия как драматургическое произведение.


Урок-обобщение


Практикум


Знать, какой жанр литературы называется комедией.

Уметь дать характеристику герою произведения.

Фронтальный опрос


Дать характеристику одному из героев

(письменно)


18


1


Подготовка к домашнему сочинению «Хлестаков - типичный герой николаевской России»


Урок-обобщение


Урок развития речи


Знать содержание произведения.

Уметь писать сочинение на литературную тему


Составление плана сочинения


Написать сочинение. Подготовиться к внеклассному чтению


19


1


Н.В . Гоголь «Петербургские повести»


Урок внеклассного чтения


Знать об истории создания сборника повестей «Петербургские повести».

Уметь давать устный отзыв о прочитанном произведении


Работа с текстом, пересказ


Прочитать рассказы И.С. Тургенева


20


1


Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.


Урок контроля


Урок контроля


Знать о творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.


Тестирование


Вспомнить о творчестве И.С. Тургенева.


21


1


И.С. Тургенев Биография писателя. Рассказы «Певцы». Вера писателя в духовные силы народа.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о фактах биографии И.С. Тургенева, содержание рассказа.

Уметь оценивать поступки героев.


Работа с текстом, ответы на вопросы.


Подготовиться к пересказу . Ответить на вопросы .


22

1


«Бурмистр». Создание целостной картины русской действительности.


Комбинирован- ный


Беседа. Практикум


Знать содержание рассказа.

Уметь сопоставлять и оценивать героев произведения


Работа с текстом, ответы на вопросы


Ответы на вопросы (стр 219). Подготовиться к внеклассному чтению.


23


1


Внеклассное чтение. Рассказы И.С. Тургенева.

«Живые мощи» и др. (по выбору учителя)


Урок внеклассного чтения


Урок внеклассного чтения




Знать содержание произведения.

Уметь высказать своё мнение по поводу прочитанного


Беседа по прочитанным произведениям


Прочитать повесть Толстого «Юность».


24










1



Ф.И. Тютчев «Я встретил вас - и всё былое»
А.А. Фет «На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»


Урок формирования новых знаний, умений и

навыков



Семинар


Уметь выразительно читать, анализировать стихотворения.


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы


Стих. «Я встретил вас…», «Сияла ночь…», «Средь шумного бала…случайно» наизусть.


25





1

А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», «Не ветер, вея с высоты…» Стихи о любви к природе. Литература народов России. Поэзия родной природы. Стихотворения

Урок формирования новых знаний, умений и

навыков


Вопросы и задания. Стр 224

.

Выучить одно стихотворение.


26


1


Н.А. Некрасов. Биография поэта. «Мороз, Красный нос». Изображение крестьянской жизни.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать биографию поэта.

Уметь определять тему, основную мысль поэмы.


Поэма как литературный
жанр.
Работа с текстом, ответы на вопросы


Прочитать 1 часть, ответить на вопросы. Стр 239-240.


27


1

Поэтический образ русской женщины. Картины природы в поэме.


Комбинирован-ный


Семинар


Знать содержание поэмы. Уметь давать оценку прочитанному


Цитатный план к произведению


Дать характеристику главным героям поэмы.


28


1

Н.А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Вчерашний день, часу в шестом», «Замолкни, Муза мести и печали!..» Связь стихотворений с народно- поэтическим творчеством.


Комбинирован-ный


Практикум


Уметь выразительно читать стихотворения, находить изобразительно-выразительные средства


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос


Анализ одного стихотворения. 5 задание . Стр 262.


29


1

Н.С. Лесков. Биография писателя.
«Тупейный художник» Прославление талантливости русского человека, воспевание-творческого труда народа.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Рассказ учителя. Беседа

Знать содержание произведения.

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы

Работа с текстом.
Какие произведения
о крепостничест-ве вы знаете? Устный опрос

Подготовиться к пересказу,

Ответить на вопросы . Стр285. 13 задание. Стр 285.


30

1

Л.Н .Толстой. Толстой в Казани. «После бала» Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Рассказ учителя. Беседа

Знать об особенностях композиции рассказа.

Уметь оценивать поступки героев

Работа над текстом, ответы на вопросы. устный опрос

Подготовиться к пересказу. Ответить на вопросы .


31

1


Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и композиция рассказа.


Комбинирован-ный


Семинар


Знать содержание произведения.

Уметь характеризовать героев рассказа


Анализ текста

Письменная работа


Ответы на вопросы (стр.298) Подготовиться к внеклассному чтению.


32


1

Л.Н. Толстой. «Юность» (главы)

Комбинирован-ный

Урок внеклассного чтения

Знать содержание отдельных глав повести «Юность»

Работа с текстом

М. Горький «Мои университеты», «Сказки об Италии»

33



1


А.П. Чехов. Биография писателя. «Человек в футляре» Образ Беликов - « человека в футляре»

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Рассказ учителя. Беседа


Знать биографию писателя.
Уметь анализировать отрывки из произведения, давать характеристику героям

Работа над текстом, ответы на вопросы Устный опрос

Подготовиться к краткому пересказу.

34


1

Беликовщина как явление времени. Мысль о необходимости жить интересами общества. Своеобразие композиции « Маленькой трилогии»

Практикум


Письменная работа


35


1


А.П. Чехов «Крыжовник», «О любви». Мысль сохранить в себе человека


Комбинирован-ный


Семинар


Знать содержание рассказов.

Уметь комментировать прочитанное, определить основную мысль произведений


Что общего в рассказах Чехова?


Ответы на вопросы (стр.333).


36

1

Обучение анализу эпизода из рассказа «После бала». Подготовка к домашнему сочинению.

Урок-обобщение

Урок развития речи

Уметь писать сочинение на литературную тему

Анализ эпизода из рассказа, пересказ

Написать сочинение. Составить план.


37


1


Контрольная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Толстого, Чехова.


Проверка знаний, умений и навыков


Урок контроля


Знать о творчестве Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Лескова, Толстого, Чехова


Тестирование


Вспомнить о творчестве писателей 20 века.

38




1

Русская литература 20 века

И.А. Бунин. Биография. Рассказ «Тёмные аллеи» Грустные размышления автора о судьбах дворянских усадеб.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание рассказа «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать по вопросам


Отработка произношения


Подготовиться к пересказу, ответы на вопросы. Стр 9.


39


1


А.И. Куприн. Слово о писателе. «Куст сирени». Самоотверженн- ость и находчивость главной героини


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание рассказа.

Уметь определять тему и основную мысль рассказа


Работа над текстом, ответы на вопросы


Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы . Стр 18.


40


1


Максим Горький. М. Горький в Казани. «Мои университеты»

(в сокр.)


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о годах жизни М. Горького в Казани.

Уметь пересказывать текст


Вспомните о повестях «Детство», «В людях»


Ответить на вопросы. Стр 26.
Подготовиться к внеклассному чтению.


41


1


М. Горький «Мои университеты», «Сказки об Италии»


Урок внеклассного чтения


Знать содержание произведений.

Уметь высказать своё мнение по поводу прочитанного


Пересказ, ответы на вопросы


Рассказы К.Г. Паустовского.


42


1


В.В. Маяковский. Биография поэта. «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям». Гуманистический смысл стихотворений


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о биографии Маяковского.

Уметь комментировать прочитанное


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы


«Хорошее отношение к лошадям» наизусть.


43


1


В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» Обличение бюрократизма в сатире поэта.
Т. Особенности

ритма, лексических средств и тропов в стихотворениях Маяковского. Гипербола. Гротеск. Литота


Комбинирован-ный


Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание произведения.

Уметь определять особенности лексических средств, тропов


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы, художественн-ые средства языка. Устный опрос


Ответы на вопросы Стр 34.


44


1


М.И. Цветаева Биография поэта. «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью рябина зажглась…», «Тоска по родине! Давно…» Неслабеющее чувство любви к Родине.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о творчестве Цветаевой.

Уметь выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос


«Моим стихам…»

наизусть. Ответить на вопросы .


45


1


Р.Р. Анализ одного из стихотворений изученных поэтов, ответы на вопросы, выразительное чтение стихотворений


Закрепление изученного материала


Урок развития речи


Уметь анализировать стихотворное произведение


Письменная работа


Научиться выразительно читать одно стихотворение.


46


1


О.Э. Мандельштам. Биография поэта. «Раковина» « Автопортрет», «Мы живём, под собою не чуя страны…» Разлад с советской действительностью в 20- 30 е годы.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о творчестве Мандельштама.

Уметь находить изобразительно-выразительные средства

Устный опрос


«Мы живём., под собою не чуя страны.» наизусть.

47


1


К.Г. Паустовский. Слово о писателе. «Телеграмма» Проблема истинной человечности в рассказе.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков




Рассказ учителя. Беседа


Знать:

- о писателе;

- содержание рассказа.

Уметь характеризовать героев


Сюжет произведения. Письменная работа



Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.

48

1

К .Г Паустовский « Телеграмма» Жизненные факты легшие в основу рассказа

Т. Развитие понятия о композиции

Устный опрос

Подготовиться к внеклассному чтению.


49


1

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Снег», «Бриз», «Белая радуга»


Урок внеклассного чтения


Знать содержание рассказа.

Уметь высказать своё мнение


Пересказ, ответы на вопросы

Произведения зарубежной литературы. Ответить на вопросы .


50



1


А.Т. Твардовский. Твардовский на фронте. Поэма «Василий Тёркин» (главы Народно- поэтическая основа поэмы.

«Переправа»,

«Гармонь», «Два с солдата» ( «От а автора» ) а с Василий

Теркин, его душев-

ная стойкость, у удаль,

жизнерадостная.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание поэмы.
Уметь выразительно читать произведение,

анализировать отрывки,

Характеризовать главного героя


Какие произведения о ВОВ вы читали на русском и татарском языках?

Письменная работа


Написать сочинение «Тёркин - это обыкновенный парень»

5 задание .Стр 82.

51


Литература народов России

Ф. Карим. Стихотворения об Отечественной войне.

Урок внеклассного чтения

Сопоставительный анализ главных героев

Прочитать стихотворения Суркова. Ответить на вопросы .

52









1

Стихотворения о Великой Отечественной войне

А.А. Сурков «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь…», К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня…», М.В. Исаковский «До свиданья, города и хаты…», «В лесу прифронтовом» Поэты о героизме, самоотверженнос-


Комбинирован-ный


Семинар


Знать тему и основную мысль стихотворений.

Уметь выразительно читать, ответить на вопросы


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Устный опрос


А.А. Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…»

наизусть.

ти защитников родины и трудностях грозных лет войны.


53



1

Внеклассное чтение по литературе народов России

Стихотворения М. Джалиля о войне.

Рассказ учителя. Беседа


Комментированное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос

Выучить одно стихотворение. Ответить на вопросы .


54




1




А.П. Платонов. Платонов на войне.

«Возвращение» Война и семья- основная тема рассказа.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа



Знать содержание рассказа.

Уметь комментировать прочитанное


Комментированное чтение, ответы на вопросы. Устный опрос


Прочитать рассказ полностью. Ответить на вопросы.


55


1


А.А. Ахматова. Биография поэта. «Я живу, как кукушка в часах…», «Мне голос был. Он звал утешно…», Патриотическая направленность лирики Ахматовой.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать биографию Ахматовой.

Уметь выразительно читать стихи


Работа над текстом стихотворений, ответы на вопросы. Письменная работа

Устный опрос


«Мне голос был,
он звал утешно..»

Наизусть.

56

1

А. Ахматова «Мне ничему одические рати…», «Читатель», «Мужество» Традиции народной поэзии к русской классики .в ее творчестве





Устный опрос

4 задание. Стр 121. Ответить на вопросы .


57


1


А.И. Солженицын. Биография писателя. «Матрёнин двор» (в сокр.) « Как жаль»


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о личности писателя.

Уметь находить ответы на проблемные вопросы,


Комментированное чтение, ответы на вопросы Устный опрос


Прочитать до конца;

Ответить на вопросы


58

1

« Матренин двор» Судьба Матрены как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра

Охарактеризовать главного героя

Письменная работа


Ответить на вопросы (стр. 158).


59


1


В.П. Астафьев. Биография писателя. «Фотография, на которой меня нет» Красота души героев произведения.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать о личности писателя.

Уметь находить ответы на проблемные вопросы,

охарактеризовать главного героя


Комментированное чтение, ответы на вопросы Устный опрос. Письменная работа


Пересказ Вопросы и задания Стр 177.


60


1


Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Привет, Россия…», «Русский огонёк», «Поэзия» Мотивы одиночества лирике поэта и их преодоление.


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Семинар


Уметь выразительно читать стихотворения, определить тему.


Отработка произношения, анализ стихотворений

Письменная работа


«Привет, Россия…» (наизусть). Ответы на вопросы


61


1

Литература народов России
Ч.А. Айтматов. Биография писателя. «Белый пароход» («После сказки») Гуманистический пафос повести


Рассказ учителя. Беседа


Знать:

о писателе;

- содержание рассказа.


Уметь характеризовать героев

Устный опрос

Пересказать содержание. Ответы на вопросы.

62

1

Ч. Айтматов « Белый пароход»

Осуждение жестокости и бездуховности.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Комментированное чтение, ответы на вопросы

Краткий пересказ

Вопросы и задания ко всей повести. Стр 221.


63

1


Доброта и красота души героев в произведениях Солженицына, Айтматова, Рубцова, Астафьева.


Урок закрепления нового материала


Урок развития речи


Знать:

- о творчестве данных писателей;

- содержания произведений.

Уметь характеризовать героев


Письменная работа


Написать сочинение «Мой любимый герой».


64


1


Контрольная работа по творчеству Горького, Твардовского, Платонова, Ахматовой, Рубцова, Астафьева, Айтматова.


Урок проверки знаний, умений и навыков


Урок контроля


Знать о творчестве Горького, Твардовского, Платонова, Ахматовой, Рубцова, Астафьева, Айтматова


Тестирование


Ответы на вопросы.

65

1

Внеклассное чтение по зарубежной литературе А. Э. По « Ворон».



Урок формирования новых знаний, умений и навыков

Рассказ учителя. Беседа

Уметь выразительно прочитать

Ко- мментирован-ное чтение, ответы на вопросы Устный вопрос

Пересказать содержание. Ответы на вопросы




66


1



Жюль Верн. Слово о писателе. «Таинственный остров» (главы)

Данте « Божественная комедия»


Урок формирования новых знаний, умений и навыков




Рассказ учителя. Беседа


Знать содержание отдельных глав романа «Таинственный остров»

Уметь пересказывать эпическое произведение


Пересказ


Прочитать до конца, пересказ.


67

1

Внеклассное чтение по зарубежной литературе П.Мериме «Тамого»

Антуан . Сент- Экзюпери «Маленький принц» (фрагменты)


Урок формирования новых знаний, умений и навыков


Рассказ учителя. Беседа


Знать об основных чертах характера главного героя


Комментированное чтение, ответы на вопросы


Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.


68


1

Артур Конан-Дойл. Слово о писателе. «Пёстрая лента»,

О. Генри «Вождь краснокожих»


Урок внеклассного чтения


Уметь пересказывать текст


Рекомендации для летнего чтения


Письменная работа
«Чему научили меня книги, прочитанные в этом году»

Подготовиться к пересказу. Подготовиться к внеклассному чтению.


69

1

Внеклассное чтение по зарубежной литературе

В Скотт « Айвенго» «Квентин Дорвард» Романтика приключений, рыцарские подвиги героев.

Урок внеклассного чтения


Ответы на вопросы


Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы


70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

Урок повторение

Урок-зачёт

Тестирование

Подготовиться к пересказу. Ответы на вопросы









© 2010-2022