- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по курсу Скорочтение, память, интеллект
Рабочая программа по курсу Скорочтение, память, интеллект
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитина Т.В. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по обучающему курсу
«Скорочтение, память, интеллект»
Автор-составитель:
Никитина Т.В.
Возрастная группа:
10-15 лет
г. Ставрополь
2015 год
Пояснительная записка
Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль.
Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.
Сенека Луций Анней (Младший)
Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.
Уметь читать - значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. - Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное».
Цель курса - совершенствование навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя.
Задачи курса:
1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы;
2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов;
3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память;
4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру.
Срок реализации программы - от 2-х до 4 месяцев
Возраст обучающихся- 10-15лет
Программа включает в себя приложения к каждому занятию
Формы работы:
-урок; - коллективная работа;
-беседа; - практическая работа;
-игра; - инструктаж;
-индивидуальная работа; -обзорная лекция.
-групповая работа;
Планируемый результат:
Повышение техники чтения на 50-100%.
Повышение зрительной и слуховой памяти до 200%.
Обучение занятиям дома, аутогенные тренировки.
Улучшение разговорной речи.
Применение полученных знаний и умений на практике.
При составлении программы использованы теоретические и практические материалы авторов книг О.В. Козловского «Скорочтение»,А.В. Джелали «Секреты Наполеона», А.Мортимера «Искусство говорить и слушать», В. Хамидовой «Как улучшить память и освоить технику скорочтения» и других.
Приемы и методы
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.
1.Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение.
2.Наглядные: демонстрация.
3.Практические: упражнения, выполнение графических записей.
4.Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ.
Средства обучения:
1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
2.методическая литература: книги, журналы;
3.оборудование: книги, ручки;
4.материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания
Технология занятий:
1.ежедневное полутора-, двухчасовое обучение в течение 2-3 месяцев( в том числе домашнее)
2.наличие усилия воли, времени, приложение умственных способностей
3.организации режима умственной работы
4.планирования времени
5.гигиены чтения
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
- справляться с информационным «завалом»;
- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;
- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.
Интересные факты
1. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
2. Сталин читал по 400 страниц в день, считая это своей минимальной нормой.
3. Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
4. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
5. 95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).и того меньше
6. Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
7. В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.
8. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
9. При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.
10.Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро 2-4 остановки.
11. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.
12. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Учебно-тематическое планирование «Скорочтение, память, интеллект»
№ п\п
Тема
Приложение
Количество часов
Дата проведения
Раздел 1.
1.
Вводное занятие. Тестирование на скорость чтения. Упражнения на подавление артикуляции
1
1
2.
Анализ тестов. Знакомство с терминологией. Практические занятия на внимательность, наблюдательность, метод дедукции
2
1
3.
Алгоритм чтения. 7 правил быстрого чтения. Практические занятия
3
1
4.
Тестирование. Самоанализ. Гигиена зрения (с.96). Практические занятия
4
1
5.
Приём «Комната памяти» или «Римская комната». Практическая работа с текстом, применение навыков
5
1
6.
Прием синестезии. Ассоциации. Запоминание имен. Практическая работа
6
1
7.
Лёгкое запоминание. «Правило цепей». Практическая работа с текстом
7
1
8.
Внимательность. Таблицы Шульте.
Работа с текстом на время
8
1
9.
Работа на слух. Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Работа с текстом
9
1
10.
Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Чтение и действие. Применение навыков
10
1
11.
Тестирование. Самоанализ. Работа с текстом
11
1
12.
Внимательность. Таблицы Шульте.
12
1
13.
Учим наизусть. Применение правил запоминания. Практические занятия
13
1
14.
Работа на слух. Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Работа с текстом
14
1
15.
Самостоятельная практическая работа. Самооценка. Таблицы Шульте. Фиксация зрения на «зеленой точке» (на центре)
15
1
16.
Работа с картинками, ассоциации. Практическая работа
16
1
Раздел 2.
17.
Ораторское мастерство, красноречие. Работа над дыханием
17
1
18.
Работа над дыханием. Упражнения для правильного дыхания. Работа с текстом (скорочтение)
18
1
19.
Техника речи
(артикуляция, интонация, темп, ритм). Таблицы Шульте
19
1
20.
Работа с текстом. Логическое ударение. Работа с несколькими звуковыми раздражителями
20
1
21.
Практическое занятие. Публичное выступление (чтение стихотворений)
21
1
22.
Тестирование. Самоанализ. Гигиена зрения (с.96). Практические занятия
22
1
23.
Викторина «Великий мыслитель». Итоговое практическое занятие. Работа с текстом
23
1
24.
Практическое занятие. Публичное выступление. Вручение дипломов
24
1