Рабочая программа по курсу Скорочтение, память, интеллект

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

по обучающему курсу

«Скорочтение, память, интеллект»







Автор-составитель:

Никитина Т.В.

Возрастная группа:

10-15 лет



г. Ставрополь

2015 год



Пояснительная записка



Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль.

Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.
Сенека Луций Анней (Младший)

Важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и вооружить ребёнка умением читать.

Уметь читать - значит «…извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К.Д.Ушинский. - Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное».

Цель курса - совершенствование навыка чтения, обеспечение общего и литературного развития, подготовка квалифицированного читателя.

Задачи курса:

1. Научить скоростному чтению, т.е. сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать программу в среднем звене школы;

2. Научить полноценно воспринимать различные виды текстов;

3. Развивать артикуляционный аппарат, орфографическую зоркость, широкое поле зрения, внимание, мышление, оперативную память;

4. Воспитывать любовь к чтению, литературе и активное отношение к читаемому, нравственную, эмоциональную и интеллектуальную культуру.

Срок реализации программы - от 2-х до 4 месяцев

Возраст обучающихся- 10-15лет

Программа включает в себя приложения к каждому занятию

Формы работы:

-урок; - коллективная работа;

-беседа; - практическая работа;

-игра; - инструктаж;

-индивидуальная работа; -обзорная лекция.

-групповая работа;

Планируемый результат:

Повышение техники чтения на 50-100%.

Повышение зрительной и слуховой памяти до 200%.

Обучение занятиям дома, аутогенные тренировки.

Улучшение разговорной речи.

Применение полученных знаний и умений на практике.

При составлении программы использованы теоретические и практические материалы авторов книг О.В. Козловского «Скорочтение»,А.В. Джелали «Секреты Наполеона», А.Мортимера «Искусство говорить и слушать», В. Хамидовой «Как улучшить память и освоить технику скорочтения» и других.

Приемы и методы

Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.

Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на занятиях.

1.Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение.

2.Наглядные: демонстрация.

3.Практические: упражнения, выполнение графических записей.

4.Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ.

Средства обучения:

1.наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;

2.методическая литература: книги, журналы;

3.оборудование: книги, ручки;

4.материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы, рисунки для запоминания

Технология занятий:

1.ежедневное полутора-, двухчасовое обучение в течение 2-3 месяцев( в том числе домашнее)

2.наличие усилия воли, времени, приложение умственных способностей

3.организации режима умственной работы

4.планирования времени

5.гигиены чтения

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:

- справляться с информационным «завалом»;

- максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в чтение;

- применять новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации познавательной деятельности.

Интересные факты

1. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
2. Сталин читал по 400 страниц в день, считая это своей минимальной нормой.
3. Т. Эдисон читал сразу 2-3 строки, запоминая текст чуть ли не страницами благодаря максимальному сосредоточению.
4. При быстром чтении утомляемость глаз меньше, чем при медленном.
5. 95% людей читают очень медленно - 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).и того меньше
6. Уровень понимания при традиционном чтении составляет 60%, при быстром - 80%.
7. В течение часа глаза читающего 57 минут зафиксированы на тексте, то есть находятся в относительном покое.
8. Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
9. При чтении глаза читающего, глядя на разные буквы, передают разное изображение, а мозг все равно объединяет их в одну картинку.
10.Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок, читающего быстро 2-4 остановки.
11. У школьников происходит 20 регрессивных движений на одну строку, у студентов - 15.
12. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.







Учебно-тематическое планирование «Скорочтение, память, интеллект»

№ п\п

Тема

Приложение

Количество часов

Дата проведения

Раздел 1.

1.

Вводное занятие. Тестирование на скорость чтения. Упражнения на подавление артикуляции

1

1

2.

Анализ тестов. Знакомство с терминологией. Практические занятия на внимательность, наблюдательность, метод дедукции

2

1

3.

Алгоритм чтения. 7 правил быстрого чтения. Практические занятия

3

1

4.

Тестирование. Самоанализ. Гигиена зрения (с.96). Практические занятия

4

1

5.

Приём «Комната памяти» или «Римская комната». Практическая работа с текстом, применение навыков

5

1

6.

Прием синестезии. Ассоциации. Запоминание имен. Практическая работа

6

1

7.

Лёгкое запоминание. «Правило цепей». Практическая работа с текстом

7

1

8.

Внимательность. Таблицы Шульте.

Работа с текстом на время

8

1

9.

Работа на слух. Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Работа с текстом

9

1

10.

Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Чтение и действие. Применение навыков

10

1

11.

Тестирование. Самоанализ. Работа с текстом

11

1

12.

Внимательность. Таблицы Шульте.

12

1

13.

Учим наизусть. Применение правил запоминания. Практические занятия

13

1

14.

Работа на слух. Работа с несколькими звуковыми раздражителями. Работа с текстом

14

1

15.

Самостоятельная практическая работа. Самооценка. Таблицы Шульте. Фиксация зрения на «зеленой точке» (на центре)

15

1

16.

Работа с картинками, ассоциации. Практическая работа

16

1

Раздел 2.

17.

Ораторское мастерство, красноречие. Работа над дыханием

17

1

18.

Работа над дыханием. Упражнения для правильного дыхания. Работа с текстом (скорочтение)

18

1

19.

Техника речи

(артикуляция, интонация, темп, ритм). Таблицы Шульте

19

1

20.

Работа с текстом. Логическое ударение. Работа с несколькими звуковыми раздражителями

20

1

21.

Практическое занятие. Публичное выступление (чтение стихотворений)

21

1

22.

Тестирование. Самоанализ. Гигиена зрения (с.96). Практические занятия

22

1

23.

Викторина «Великий мыслитель». Итоговое практическое занятие. Работа с текстом

23

1

24.

Практическое занятие. Публичное выступление. Вручение дипломов

24

1




© 2010-2022