- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка по теме «НЕ с глаголами»
Конспект урока русского языка по теме «НЕ с глаголами»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Настаева Е.В. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
Настаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Привольненская СОШ»
Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2012г. Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.
Тип урока: урок-закрепление
Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.
Задачи: Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме; Повторить постановку знаков препинания при обращении, однородных членах предложения.
Развивающие: Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.
Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), толковый словарь, карточки для инд.работы, жетоны.
Ход урока.
I.Организация начала урока. (Слайд 1)
1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.
- Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».
-Давайте хором прочитаем стихотворение (слайд 2)
-Если мы грустим,
Все вокруг грустит.
Если мы шалим,
Все вокруг шалит.
Мир ведь каждый час
Отражает нас.
Потому не злись
Миру улыбнись.
- Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.
II.Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.
1.Вопрос классу:
- Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?
-Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.
2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах.
I группа (1ряд) составляет рассказ о глаголе (на примере глаголов из стихотворного текста) (можно совещаться)
II группа (2 ряд) дает характеристику глаголам из домашнего упражнения
(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы,, морфологические признаки- время, вид, спряжение)
-Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!
Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).
Молодцы!
III. Объявление темы и цели урока. Новый материал.
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. Запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (слайд 3)
1.Исследование языкового материала
-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:
Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет (слайд 4)
Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
(Не) делай того-то…
Кажись, это ясно?
Прощай, мой прекрасный!
- Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)
-Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. ( НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?
-Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)
-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?
(ответы детей, помощь учителя).
-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.
Вывод: НЕ - отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.
-Объясните знаки препинания. (обращение - Павел, мой прекрасный), однородные члены предложения- люби, не делай). Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется, выделяется запятыми.
2. Работа по учебнику. Повторение правописания НЕ с глаголами.
-Откройте учебник на стр. ?, упражнение ?). Выполнение заданий.
Чтение слов ( 2 ученика).
Лексическая работа.
-Давайте определим значение слов второй колонки (слайд 5)
Негодовать - возмущаться, быть недовольным
Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.
( Для Ульяны -Какими действиям человек показывает недоумение?
чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)
Неволить - принуждать, заставлять делать что-то
Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение
Недомогать - испытывать болезненное состояние
Нездоровится - болеть, хворать
Нежиться - предаваться неге, наслаждаться
-Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?
Вывод из наблюдений (слайд 6) :
Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.
Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.
Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться
3. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО (Слайд 7)
В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу НЕ с приставкой ДО-.
НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО - в значении «не до конца довести действие».
ЗАПОМНИТЬ!
Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».
Например:
В пейзаже недоставало красок. (отсутствовало в нужном количестве)
НО!
Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).
Физминутка
-Устали? Давайте проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей ( делаем крышу над головой, сцепив пальцы).
IV.Закрепление материала
1.Чтение правила п.18
2.Работа с текстом.
- Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей).
- Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете( слайд 8):
Твой друг. Он честен и бесстрашен.
На суше и в воде.
Товарища и друга не бросит он в беде.
Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,
Не виснет на подножках , чужого не берет.
-Назовите глаголы.
Как они пишутся?
Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.
-Чем являются глаголы в предложении?
3. Запись пословиц и поговорок.
- Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.
Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.
-Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время?) (Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет)
-А вот как звучит на калмыцком языке- зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей). (слайд 9)
( Не имей сто рублей, а имей сто друзей - зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей)
- Запишите этот дословный перевод. Давайте запомним его (проговаривание хором).
-А какие еще пословицы вы знаете?
4.Игра «Собери пословицу»
-Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде. (Слайд 10)
Без хорошего друга а старых не забывай.
Друга на деньги разобьешь - не сложишь.
Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.
Новых друзей наживай, не купишь.
V. Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.
1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки)
с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно
(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.
2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.
Проверка. (Слайд 11,слайд 12).
- Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка - 1 балл.)
VI. Рефлексия.
-Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?
VII. Итоги урока.
-Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем - как мы пишем НЕ с глаголами?
Чтение хором стихотворения-правила. (Слайд 13)
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.
Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.
VIII. Домашнее задание: п.72, мини-сочинение «Советы другу» или «Мой друг», «Моя подруга» с использованием глаголов с НЕ
-Мы сегодня очень хорошо поработали, мы- молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши
Технологическая карта урока
Этапы урока
Продолжительность этапа
1. Организационный момент.
1 мин.
2. Актуализация знаний учащихся.
5 мин.
3. Изучение новых знаний.
8 мин.
4.Усвоение новых знаний.
8 мин
5. Закрепление новых знаний.
5 мин.
6. Контроль и самоконтроль знаний.
5 мин.
7. Рефлексия.
3 мин.
8. Подведение итогов.
3 мин.
9. Инструктаж о домашнем задании.
2 мин.
Приложение
1 вариант.
Спишите, распределяя глаголы в два столбика
с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно
(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.
2 вариант.
Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.