Конспект урока русского языка по теме «НЕ с глаголами»

Данный материал - это конспект урока русского языка по теме «НЕ с глаголами».Урок проводится в 5 классе после изучения правила и имеет целью закрепить знания учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» Урок разработан в соответствии с УМК:под редакцией М.М. Разумовской, Тип урока: урок-закрепление Цель: повторить и закрепить правописание Не с глаголами. Задачи: Обучающие: Отработать навык правописания Не с глаголами, расширить знания учащихся; постановку запятых при обра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами


Настаева Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Привольненская СОШ»


Урок проводится по учебнику для 5-х классов общеобразовательных учреждений, Москва, «Дрофа», 2012г. Авторы учебника: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева.

Тип урока: урок-закрепление

Цель: повторить и закрепить знания учащихся о правописании Не с глаголами.

Задачи: Обучающие: Отрабатывать навык правописания Не с глаголами, расширить знания по теме; Повторить постановку знаков препинания при обращении, однородных членах предложения.

Развивающие: Активизировать познавательную деятельность школьников. Развивать речь учащихся, логическое мышление, Развивать умение работать в группе и самостоятельно.

Воспитательные: Воспитывать нравственные качества: чувство дружбы,товарищества; деликатность; дисциплинированность; самоуважение. Воспитывать любовь к русскому языку, к литературе, к родному языку.

Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация), толковый словарь, карточки для инд.работы, жетоны.

Ход урока.

I.Организация начала урока. (Слайд 1)

1. Приветствие. Настрой учащихся на положительные эмоции и успешность.

- Добрый день, дорогие ребята! И день сегодня, действительно, добрый, потому что мы вновь вместе на уроке русского языка, и думаю, что мы хорошо поработаем. А оценивать вашу работу в конце урока мне помогут баллы, полученные вами за урок. Более 5 баллов-«5», менее 5 баллов- «4».

-Давайте хором прочитаем стихотворение (слайд 2)

-Если мы грустим,

Все вокруг грустит.

Если мы шалим,

Все вокруг шалит.


Мир ведь каждый час

Отражает нас.

Потому не злись

Миру улыбнись.

- Я желаю вам улыбнуться и пожелать друг другу удачи.

II.Актуализация знаний. Подготовка к основному этапу урока.

1.Вопрос классу:

- Скажите, ребята, чем насыщено стихотворение? Какая часть речи преобладает в тексте?

-Да. Действительно, в стихотворении преобладают глаголы, а вы, конечно, знаете, что глагол-часть речи, которая занимает второе место после имен существительных.

2.Проверка усвоения темы прошлого урока. Работа в группах.

I группа (1ряд) составляет рассказ о глаголе (на примере глаголов из стихотворного текста) (можно совещаться)

II группа (2 ряд) дает характеристику глаголам из домашнего упражнения

(Дети называют основные признаки глагола- значение,вопросы,, морфологические признаки- время, вид, спряжение)

-Молодцы! Как много вы знаете о глаголах!

Обратите внимание на правописание глагола НЕ ЗЛИСЬ. Почему НЕ пишется раздельно? (Дети вспоминают правило).

Молодцы!

III. Объявление темы и цели урока. Новый материал.

- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», вспомним и закрепим правописание НЕ с глаголами. Запишите число, тему урока «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами» (слайд 3)

1.Исследование языкового материала

-Ребята, хочу познакомить вас с малоизвестным стихотворением А.С.Пушкина. А история его такова:

Однажды Александр Сергеевич Пушкин пришел к своему другу Петру Вяземскому и написал в детский альбом его сына, Павла, стихотворение. В нем содержался совет (слайд 4)

Душа моя, Павел,

Держись моих правил:

Люби то-то, то-то,

(Не) делай того-то…

Кажись, это ясно?

Прощай, мой прекрасный!

- Прочитайте выразительно эти строчки (Дети читают)

-Я загадала слово из этого стихотворения, угадайте его. ( НЕ ДЕЛАЙ). Раскройте скобки. Как надо писать НЕ с глаголами?

-Да, раздельно. Значит, НЕ- это частица, и обозначает она запрет на действие., то есть отрицание действия (сравните: делай- не делай)

-Как вы думаете, что посоветовал Пушкин юному другу НЕ ДЕЛАТЬ?

(ответы детей, помощь учителя).

-Правильно, в своем обращении поэт советует НЕ ЛГАТЬ, НЕ ГОРДИТЬСЯ, НЕ ХВАЛИТЬСЯ, НЕ ОБИЖАТЬ, НЕ ЗАБЫВАТЬ ДОБРА и т.д. Давайте запишем в тетрадях эти глаголы.

Вывод: НЕ - отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно.

-Объясните знаки препинания. (обращение - Павел, мой прекрасный), однородные члены предложения- люби, не делай). Объяснение слова КАЖИСЬ (просторечное)- кажется, выделяется запятыми.

2. Работа по учебнику. Повторение правописания НЕ с глаголами.

-Откройте учебник на стр. ?, упражнение ?). Выполнение заданий.

Чтение слов ( 2 ученика).

Лексическая работа.

-Давайте определим значение слов второй колонки (слайд 5)

Негодовать - возмущаться, быть недовольным

Недоумевать - синонимы - растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить.

( Для Ульяны -Какими действиям человек показывает недоумение?

чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза)

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то

Ненавидеть - чувствовать вражду и отвращение

Недомогать - испытывать болезненное состояние

Нездоровится - болеть, хворать

Нежиться - предаваться неге, наслаждаться

-Как пишутся слова в правой колонке? Как пишутся слова в левой колонке?

Вывод из наблюдений (слайд 6) :

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не учишь, не говорить, не будешь молчать, не играл бы.

Исключение: частица НЕ пишется слитно с глаголами, которые не употребляются без НЕ.

Например: невзлюбить, нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, неволить, нежиться

3. Расширение знаний по теме. Правописание НЕДО и НЕ ДО (Слайд 7)

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу НЕ с приставкой ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО - в значении «не до конца довести действие».

ЗАПОМНИТЬ!

Глагол «недоставать» (в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например:

В пейзаже недоставало красок. (отсутствовало в нужном количестве)

НО!

Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).

Физминутка

-Устали? Давайте проведем физминутку.
-Нежиться можно не только в постели, но и под лучами жаркого солнца (потянулись). Вдруг подул ветерок, закачались деревья (покачались). Небо заволокло тучами и пошел дождик (постучали пальчиками по парте). Надо спрятаться под крышей ( делаем крышу над головой, сцепив пальцы).

IV.Закрепление материала

1.Чтение правила п.18

2.Работа с текстом.

- Ребята, у меня к вам вопрос: Что такое настоящая дружба? Каким должен быть настоящий друг? ( Ответы детей).

- Давайте прочитаем еще одно стихотворение. Это стихотворение поэта 20 века Сергея Владимировича Михалкова, он рисует портрет друга, о котором все вы мечтаете( слайд 8):

Твой друг. Он честен и бесстрашен.

На суше и в воде.

Товарища и друга не бросит он в беде.

Он гнезд не разоряет, не курит и не лжет,

Не виснет на подножках , чужого не берет.

-Назовите глаголы.

Как они пишутся?

Выпишите последнее предложение, разберите его по членам.

-Чем являются глаголы в предложении?

3. Запись пословиц и поговорок.

- Ребята, вы знаете, что у каждого народа есть много пословиц и поговорок. Назовите самую известную пословицу о дружбе, о друге.

Правильно, эта пословица - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Запишите ее.

-Скажите, а не потеряла ли эта пословица своей актуальности в наше время?) (Думаю, этой пословице суждено бессмертие. Несомненно, сегодня деньги имеют особую ценность для человека, каждый стремится к хорошей жизни. Для многих накопительство стало смыслом жизни: Но так нельзя! Настоящему человеку всегда нужен человек, собеседник, друг! Деньги не могут выслушать, дать совет)

-А вот как звучит на калмыцком языке- зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей). (слайд 9)

( Не имей сто рублей, а имей сто друзей - зун үкртә болхар, зун иньгтә бол (дословно- чем иметь сто коров, лучше иметь сто друзей)

- Запишите этот дословный перевод. Давайте запомним его (проговаривание хором).

-А какие еще пословицы вы знаете?

4.Игра «Собери пословицу»

-Ребята, у нас рассыпались пословицы. Давайте их соберем и запишем в готовом виде. (Слайд 10)

Без хорошего друга а старых не забывай.

Друга на деньги разобьешь - не сложишь.

Дружба как стекло: не узнаешь своих ошибок.

Новых друзей наживай, не купишь.

V. Контроль и самоконтроль знаний. Работа по карточкам.

1 вариант. Спишите, распределяя глаголы в два столбика (листочки)

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно

(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)пробежал; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.

Проверка. (Слайд 11,слайд 12).

- Поставьте себе оценку за работу (ни одной ошибки- 2 балла, 1 ошибка - 1 балл.)

VI. Рефлексия.

-Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? Было вам интересно? Что понравилось на уроке?

VII. Итоги урока.

-Итак, мы с вами повторили и закрепили первоначальные сведения о глаголе, рассмотрели примеры слитного и раздельного написания, закрепили навык правописания, поговорили о дружбе и настоящих друзьях. А теперь еще раз скажем - как мы пишем НЕ с глаголами?

Чтение хором стихотворения-правила. (Слайд 13)

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Всегда? Нет! Без сомнения,
Бывают исключения.

Давайте посчитаем баллы и поставим себе оценки. «5»- более 5 баллов, «4» - менее 5 баллов. Оценки.

VIII. Домашнее задание: п.72, мини-сочинение «Советы другу» или «Мой друг», «Моя подруга» с использованием глаголов с НЕ

-Мы сегодня очень хорошо поработали, мы- молодцы! Давайте похлопаем себе в ладоши

Технологическая карта урока

Этапы урока

Продолжительность этапа

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Актуализация знаний учащихся.

5 мин.

3. Изучение новых знаний.

8 мин.

4.Усвоение новых знаний.

8 мин

5. Закрепление новых знаний.

5 мин.

6. Контроль и самоконтроль знаний.

5 мин.

7. Рефлексия.

3 мин.

8. Подведение итогов.

3 мин.

9. Инструктаж о домашнем задании.

2 мин.





Приложение

1 вариант.

Спишите, распределяя глаголы в два столбика

с не пишутся раздельно | с не пишутся слитно

(Не)забыл, (не)здоровилось, (не)здоровался, (не)(до)смотреть за ребенком
(не)хотел, (не)участвовал, (не)был, (не)взлюбила;
(не)услышиш…; (не)навидел; (не)терпел; (не)годовал.

2 вариант.

Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Не)чу_ствуешь усталости; (не)уча_ствуешь в соревновани_; (не)был на собрани_; (не)дойдешь до станци_; брату (не)здоровилось; (не)(до)смотреть фильм, (не)увидишь в здани_; (не)навидел лож_; (не)изв_нился перед товарищем.


© 2010-2022