Урок повторения по теме Сложносочиненные предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская речь 9 класс

Обобщающий урок по теме «Сложносочиненные предложения»

Вид урока: урок - презентация

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Прогнозируемый результат: ученик, умеющий безошибочно распознавать сложносочиненные предложения в контексте.

Цель урока: создать условия на уроке для закрепления знаний учащихся о сложносочиненных предложениях.

Задачи: 1) обобщить и систематизировать знания учащихся по теме,

закрепить практические навыки;

2) воспитать чувство товарищества, интерес к урокам русского

языка.

3) приобщить учащихся использовать компьютерную технику для

совершенствования грамотности, развития речи;

Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, опоры-слайды, электронный учебник, компьютерное тестирование.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка целей урока.

  3. Повторение изученного.

  4. Защита презентаций.

  5. Практическая часть:

а) работа по схемам

б) работа с перфокартами

в) распределительный диктант

6. Работа с текстом.

7. Компьютерное тестирование.

8. Задание на дом.

9. Подведение итогов урока.

10. Рефлексия.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Ребята, мы с вами сегодня повторим всё, что узнали о сложносочиненных предложениях. Ваша задача на уроке: внимательно слушать, по необходимости дополнять, направлять, исправлять, пояснять ответы товарищей.

2.Обобщение пройденного с помощью опорных таблиц. (учащиеся, опираясь на таблицу рассказывают правила о сложносочиненных предложениях)

Сложные предложения

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияУрок повторения по теме Сложносочиненные предложения

простые предложения союзные предложения

Ночь прошла под большой луной. Ночь прошла под большой луной,

К утру лёг первый снег. И к утру лёг первый снег.

Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга запятыми

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияСпособы образования сложных предложений.

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложения

СУрок повторения по теме Сложносочиненные предложенияУрок повторения по теме Сложносочиненные предложенияложные союзные предложения Сложные бессоюзные предложения

С помощью союзов, союз- с помощью интонации (без союзов

ных слов и союзных слов)

Тихо ночь ложится на вершины гор, Были листья, стали почки, почки

И луна глядится в зеркало озёр. Стали вновь листвой.

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияУрок повторения по теме Сложносочиненные предложенияОсновные виды сложных предложений.

Союзные бессоюзные

Средства связи средства связи - интонация

Союзы, союзные слова,

Интонация

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияУрок повторения по теме Сложносочиненные предложенияССП

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияСПП

3.Учащиеся предоставляют презентационные слайды по темам:

1- группа: СПП с соединительными союзами.

2- группа: СПП с разделительными союзами.

3- группа: СПП с противительными союзами.

4.Задания на закрепление темы:

1.Работа у доски: По данному началу составить сложносочиненные предложения:

Уже наступил октябрь, а … . (…,а дни стоят теплые.)

Прошёл дождь, и … . (…,и снова выглянуло солнышко.)

Выпал первый снег, но … . (…, но морозов пока не было.)

Задание: Сделать устный разбор сложного предложения.

2.Добавить первую часть к сложносочиненным предложениям:

… , а птицы запаздывали. ( Деревья уже распустили почки,…)

… , и выпал первый снег. ( Наступил декабрь,…)

… ,то шёл проливной дождь. ( То дул сильный ветер,…)

5.Заполнение перфокарты:

Определите смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и заполните таблицу:

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложения

Смысловые отношения номер предложения

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложения

Одновременность 4

Последовательность 1

Противопоставление 3

Чередование явлений 2


  1. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали. (А.Пушкин)

  2. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н.А.Некрасов)

  3. Глупый осудит, а умный рассудит. (Пословица)

  4. Трещит мороз, и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. (А.Алухтин)

Распределительный диктант (взаимопроверка)

Задание: распределите сочинительные союзы.

А, но, вскоре, и, до, ни --ни, то…то ,за, тоже, или, также, с, однако, же, не только…, но и…, не то - не то, в, иль, зато, как…, так и ….

СУрок повторения по теме Сложносочиненные предложенияоединительные противительные разделительные

Урок повторения по теме Сложносочиненные предложенияи, ни…ни, тоже, а, но, однако, же, зато то…то, или, иль,

также, не только…но и, не то…не то.

как…так и.

6.Работа по тексту «Человек и культура речи» ( в электронном учебнике)

7.Обобщающий тест.

8.Домашнее задание: написать рассказ на тему «Осень в наших краях»,

Употребив 5 - 6 сложносочиненных предложений.

Использованная литература:

  1. Богданова Г.А. Знаки препинания в предложениях с союзом и // «Русский язык» 2002. №44. С. 5-12.

  2. Безносов Э.П. Основные виды сложных предложений. Сложносочиненные предложения и смысловые отношения между его частями // «Русский язык» 2002 №20 1-6

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика: Книга для учащихся 8-10-х кл. средней школы: М: Просвещение, 1988.С. 198-200


© 2010-2022