Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет. Русский язык

Класс: 7

Урок №:

Дата:

Тема. Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи».

Цели урока:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о союзе и предлоге;

  • сформировать навык правописания союзов, предлогов и умение отличать союзы и предлоги от омонимичных им частей речи;

  • повторить различные виды разборов;

  • (р/р) конструировать предложения по предложенным схемам;

  • вырабатывать умение давать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Оборудование: учебник, раздаточный материал (карточки с заданиями), презентация «Задания по теме «Союз».

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

II. Работа у доски по теме «Повторение. Синтаксис, морфология, морфемика». Самостоятельная работа нескольких учащихся.

  • Синтаксический разбор предложения.

Ночь уже ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.4 (Повеств., невоскл., сложное , так как состоит из 2-ух простых:

1) ночь ложилась (двусост., распр., неосл.);

2) туман начинал бродить (двусост., распр., неосл.); союзное, ССП)

Когда все уходили на работу, дома оставались только бабушка и внучка. 4(Повеств., невоскл., сложное, так как состоит из 2-ух простых:

1) все уходили (двусост., распр., неосл.);

2) оставались бабушка и внучка (двусост., распр., осл. однор.чл); союзное, СПП)

  • Морфологический разбор слов.

Меня хвалили за3 то, что3 я хорошо работал.

Что3-союз.

I.

II.Морф.пр.: подч., простой

За3- предлог.

I. Хвалили (за что?) за то

II.Морф.пр.: непроизв., простой

III. Фронтальный опрос.

  • Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?(Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения).

  • Дайте определение союзу.

  • Дайте определение предлогу.

  • Какие предлоги называются производными?

  • Какие предлоги называются непроизводными?

  • Как делятся союзы по синтаксической роли? (Сочинительные - подчинительные.)

  • Какие бывают союзы по морфологическому составу? (Простые и составные.)

  • Каким членом предложения является союз? (Не является членом предложения.)

  • На какие вопросы отвечает союз? (Вопрос задать нельзя.)

  • На какие группы делятся союзы по строению? (Простые и составные)

  • Какие союзы называются простыми?

  • Какие союзы называются составными?

  • Какие союзы называются сочинительными?

  • Назовите группы сочинительных союзов.

  • Какие союзы называются подчинительными?

IV. Интерактивная доска. Устная работа «Четвертое лишнее»

  • Как, также, хотя, если

  • Либо; не только…, но и ; потому что; зато

  • От того, чтобы, за то, и так

  • Так как, потому что, что, для того чтобы

  • Однако, но, зато, и

  • Не то… не то; или, а, либо

  • Когда, пока, да, где

  • В течение, благодаря, из, в виде

  • Вследствие, в продолжение, несмотря на, в заключение

  • О, про, с, вроде

V. Повторение по теме «Союз и предлог как служебные части речи».

  • Задание№1. Объяснительный диктант по теме «Правописание производных предлогов»

В течение дня, несмотря на недомогание, ввиду засухи, в течении реки, вследствие непогоды, в следствии по делу, в продолжение часа, заколка в виде стрекозы, в продолжении романа, строение наподобие башни, в роду Семеновых рождались девочки, задача на подобие треугольников.

  • Правописание, каких предлогов мы повторили?

  • Дайте определение производным проедлогам.

  • Составьте предложение, используя данные словосочетания.

  • Задание№2. Правописание союзов. Объяснить слитное и раздельное написание союзов и других частей речи (работа с интерактивной доской)

Я люблю делать то(же), что и брат.

Мои товарищи учатся хорошо, я так(же) не отстаю от них.

Что(бы) мне такое нарисовать?

От (того), что он сделает, зависит многое.

Наши предки боролись за(то), что (бы) Россия была свободной.

Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился.

Мы устали и (так)замерзли, что решили вернуться4.

Ребята не успели на урок от(того), что поздно вышли из дома.

  • Расскажите о правописание союза «чтобы»

  • От чего зависит написание союзов тоже, также?

  • Расскажите о правописание союза «зато»


  • Задание№3. Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Дети неслышали и непонимали его. Они радовались тому что он им нечего неделает. Юшка то же радовался. Он знал, отчего дети смеються над ним, и мучяют ево. Он верил что дети любят ево что он нужен им только они неумеют любить человека и поэтому терзают ево.

Задания к тексту:

  1. Определить, из какого произведения взят отрывок.

  2. Выполнить синтаксический разбор третьего предложения.

VI. Подведение итогов урока.

- Какие виды работ мы выполнили на уроке?

- Какие трудности вы испытали при выполнении заданий?

VII. Домашнее задание. Повторить правила п.54-61 стр.165-вопросы, выписать из произведения «Кусака» 2 предложения ССП и два предложения СПП, подчеркнув грамматические основы.

  • Кто автор этого произведения?

  • И что это произведение объединяет с рассказом Платонова «Юшка»



© 2010-2022