- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для СПО
Рабочая программа по литературе для СПО
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акиньшина Е.П. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Московской области
«Люберецкий техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Люберецкий техникум»
________________О.А. Клубничкина
«____»________20___г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
«Общеообразовательного цикла»
Основной профессиональной образовательной программы по специальности
24.02.01 «Производство летательных аппаратов»
20.02.04 «Пожарная безопасность»
Люберцы, 2015 г.
Рассмотрено
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательного и естественнонаучного циклов
Протокол №____ «____»_________ 2015 г.
Председатель ___________ Е. П.Акиньшина
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебной работе
________________ О.Ю. Захарова
«____»_______________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-методической работе, председатель методического совета
________________ В. Б. Атрепьева
«____»_______________2015г
Составитель: Е.П.Акиньшина, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ МО «Люберецкий техникум»;
Эксперты:
Внутренняя экспертиза
Техническая экспертиза: _______________________________________________
(ФИО методиста, члена методического совета ОУ)
_____________________________________________________________________
Содержательная экспертиза: __________________________________________
(ФИО, должность, квалификационная категория, сокращенное наименование ОУ)
____________________________________________________________________
Внешняя экспертиза
Содержательная экспертиза: _____________________________________________________________________
(ФИО, должность, полное название ОУ СПО и/или ВПО)
___________________________________________________________________________________________________________
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 24.02.01 «Производство летательных аппаратов» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г. N 362 (Зарегистрировано в Минюсте России 17 июля 2014 г. N 33128), 20.02.04 «Пожарная безопасность» утвержденного приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354 (Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2014 г. N 32501).
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальностям 24.02.01 «Производство летательных аппаратов», 20.02.04 «Пожарная безопасность» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
-
условия реализации программы учебной дисциплины
18
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
20
Пояснительная записка
Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования «Литература» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
-
знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
-
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
-
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
-
воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
-
применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В ГБПОУ МО «Люберецкий техникум» на «Литературу» по специальностям среднего профессионального образования 24.02.01 «Производство летательных аппаратов», 20.02.04 «Пожарная безопасность» отводится 175 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП среднего профессионального образования 1 .
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
1 Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобреными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.).
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентами поставленных целей. Уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространённых литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включённого в современную общественную культуру.
Программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности студентов. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у студентов умений анализа и оценки литературных произведений.
Программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности студентов. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у студентов умений анализа и оценки литературных произведений.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизируют позицию студента-читателя, развивает общие креативные способности. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями презентаций, отрывков из программных художественных фильмов, портретов писателей и т.п..
Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение «Литературы» при овладении студентами специальностей 24.02.01 «Производство летательных аппаратов», 20.02.04 «Пожарная безопасность» . Резерв времени - 04 часа - направлен на изучение раздела «Русская литература второй половины XIX века», темы «Л.Н.Толстой. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой», «Л.Н.Толстой. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Партизанская война». Резерв времени - 02 часа - направлен на изучение раздела «Литература 30-х - начала 40-х г.г. (обзор)», темы «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа (58 часов), включающая:
-
работу с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
-
подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);
-
составление библиографических таблиц по творчеству писателя;
-
подготовка рефератов;
-
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.
Контроль качества освоения дисциплины «Литература» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами (выполнение тестовых работ , сочинений студентов, устных ответов, докладов, рефератов, исследовательских работ, конкурсов сочинений, литературных викторин, турниров, зачётов), а также точек рубежного контроля. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета, по итогам изучения дисциплины, в конце учебного года, дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов сочинений, а также точек рубежного контроля.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX -XX вв;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия;
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество часов
Максималь-
ная
учебная нагрузка
Самостоя-тельная
учебная
работа
Обязательная аудиторная
учебная
нагрузка,
в т.ч.:
Всего занятий
Лаб. и прак. заня-
тий
Раздел 1. Литература XIX века.
75
25
50
-
Тема 1.1.Введение.
2
0
2
-
Тема 1.2.Русская литература первой половины XIX в.
7
1
6
-
Тема 1.3.Русская литература второй половины XIX в.
66
24
42
-
Раздел 2. Литература XX века.
100
34
67
-
Тема 2.1.Основные потоки русской литературы XX века.
2
0
2
-
Тема 2.2.Русская литература на рубеже веков.
8
4
4
-
Тема 2.3.Литература первой половины XX века.
46
16
30
-
Тема 2.4.Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.
18
6
12
-
Тема 2.5. Литература второй половины XX века.
17
8
10
-
Тема 2.6. Поэзия наших дней.
2
0
2
-
Тема 2.7. Обзор литературы последнего десятилетия XX.
2
0
2
Тема 2.8. Зарубежная литература (обзор).
1
0
1
-
Тема 2.9. Дифференцированный зачёт.
4
0
4
-
Всего:
176
59
117
0
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Литература XIX века.
50
Тема 1.1
Введение.
Содержание учебного материала
2
1
1
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: (не предусмотрены)
-
Лабораторные работы: (не предусмотрены)
-
Практические занятия: (не предусмотрены)
-
Контрольные работы: (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)
-
Тема 1.2
Русская литература первой половины
XIX в.
Содержание учебного материала
4
3
1
А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Стихотворения «Пророк», «Поэту» и др. Философская лирика. Лирика любви и дружбы. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики. Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина.
2
М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения «Поэт», «Молитва», «Пророк», «Родина» и др. Мотивы одиночества. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Поэт и общество.
Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приёмы комического в повести. Авторская позиция.
Теория литературы:1) Элегия; 2) развитие понятия о романтизме; 3) романтизм и реализм.
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы: Вводный контроль (тест).
2
Самостоятельная работа обучающихся: читать «Маскарад»
1
Тема 1.3.
Русская литература второй половины
XIX в.
Содержание учебного материала
42
1
Россия второй половины XIX в. Расцвет реализма. Роль литературы в жизни общества. Культурно-историческое развитие России, отражение его в литературном процессе. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика.
22
2
А.Н.Островский - создатель русского национального театра. Сведения из биографии. Драма «Гроза». Социально-культурная новизна драматургии. Новизна поэтики. Типы деловых людей в пьесах. Природа комического. Авторское отношение к героям.
3
Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Самобытность замысла, сила трагической развязки. Конфликт романтической личности с укладом жизни. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Символика грозы.
4
И.А.Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» (обзорное изучение). Творческая история романа. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе.
5
И.С.Тургенев. Сведения из биографии. Анализ романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.
6
Проблема поколений в романе «Отцы и дети». Базаров и его родители. Поиск «сознательно-героической» натуры как ответ на противоречия эпох. Нигилизм и его последствия.
7
Поэты «чистого искусства». Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Философская и общественно-политическая лирика. Лирика любви. А.А.Фет. Сведения из биографии. Поэзия как выражение идеала и красоты. Стихотворения: Ф.И.Тютчев «29-е января 1837», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» (Я встретил Вас - и всё былое…») - философичность- основа лирики поэта. А.А.Фет «Осень», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты её не буди…» - слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.
8
Н.А.Некрасов. Сведения из биографии. Лирика. Традиции русской поэзии и новаторство. Стихотворения: «Родина», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.
9
Н.С.Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник» (обзорное изучение). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.
10
М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Роман «История одного города» (обзорное изучение). Своеобразие типизации. Объекты сатиры и сатирические приёмы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
11
Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.
12
Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Преступление Раскольникова. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.
13
Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание». Двойники Р.Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.
14
Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.
15
Изображение войн 1805-1807 г.г. Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир». Символическое значение «войны» и «мира». Картины войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе.
16
Духовные искания героев романа (Андрея Болконского, Пьера Безухова). Женские образы (Н.Ростова, М.Болконская). Светское общество в изображении Толстого. Идейные искания Толстого.
17
Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Партизанская война. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.
18
« Мысль народная» и семья в романе «Война и мир». Проблема народа и личности. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Авторский идеал семьи.
19
Психологизм романа. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».Л.Н.Толстой и культура XX века. Мировое значение творчества Толстого.
20
А.П.Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов. Отрицание пошлости, фальши, бездуховности в его рассказах («Ионыч» - деградация человеческой личности). Периодизация творчества Чехова. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
21
Пьеса «Вишнёвый сад». Новаторство драматургии. Лиризм и мягкий юмор. Драматургия Чехова. Своеобразие жанра. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.
Теория литературы: 1) (не предусмотрены); 2) критический реализм; 3) понятие о драме; 4) социально-психологический роман; 5) социально-психологический роман; 6) (не предусмотрены); 7) (не предусмотрены); 8) развитие понятия о народности литературы, понятие о стиле; 9) (не предусмотрены); 10) развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»); 11) проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя; 12) (не предусмотрены); 13) полифонизм романов Ф.И.Достоевского; 14) понятие о романе-эпопее; 15) (не предусмотрены); 16 ) (не предусмотрены); 17) (не предусмотрены); 18) (не предусмотрены); 19) (не предусмотрены); 20) (не предусмотрены); 21) развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.
-
Демонстрации: 2)портрет писателя, отрывки из фильма «Гроза»; 3)эпизоды из фильма «Гроза»; 4) портрет писателя, эпизоды из фильма «Обломов»; 5) портрет писателя, эпизоды из фильма «Отцы и дети»; 6) эпизоды из фильма «Отцы и дети»; 7) портреты поэтов; 8) портрет писателя. 9) портрет писателя; 10) портрет писателя; 11) портрет писателя, эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 12) эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 13) эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 14) портрет писателя, эпизоды из фильма «Война и мир»; 15) эпизоды из фильма «Война и мир»; 16) эпизоды из фильма «Война и мир»; 17) эпизоды из фильма «Война и мир»; 18) эпизоды из фильма «Война и мир»; 19) эпизоды из фильма «Война и мир»; 20) портрет писателя; 21) (не предусмотрены);
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: 2)читать драму «Гроза»; 3) подготовится к тесту по Н.А.Островскому и драме «Гроза»; 4) подготовиться к тесту; 5) читать роман «Отцы и дети»; 6) написать мини-сочинение на одну из тем I блока (зачётная работа); 7) выучить наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «К.Б.»; А.А.Фета - по выбору; 8) выучить наизусть стихотворение «Элегия»; 9) написать мини-сочинение на одну из тем II блока (зачётная работа), читать «Очарованный странник»; 10) читать «История одного города», написать мини-сочинение на одну из тем III блока (зачётная работа). 11) читать роман «Преступление и наказание»; 12) читать роман «Преступление и наказание»; 13) написать мини-сочинение на одну из тем IV блока (зачётная работа); 14) читать отрывки из романа «Война и мир»;15) читать отрывки из романа «Война и мир»; 16) подготовить реферат на одну из тем: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», «Женские образы в романе «Война и мир»; 17) подготовить сравнительный анализ образов полководцев Кутузова и Наполеона (письменно); 18) выбрать тему из V блока и подготовиться к сочинению (написать план сочинения); 19) написать мини-сочинение на одну из тем V блока (зачётная работа); 20) читать отрывки из пьесы «Вишнёвый сад»; 21) выполнить доклад на тему: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад».
24ч.
Раздел 1I.
Литература XX века.
67
Тема 2.1.
Основные потоки русской литературы XX века.
Содержание учебного материала
2
1
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Советская литература, литература русского зарубежья, «запрещённая литература». Литературные течения (символизм, акмеизм, футуризм). Роль искусства в жизни общества.
1
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)
-
Тема 2.2.
Русская литература на рубеже веков.
Содержание учебного материала
4
1
И.А.Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики. Мастер короткого рассказа («Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»). Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Стихотворения: «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Песня» и др. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Точность восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.
2
2
А.И.Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в его рассказах. Повесть «Гранатовый браслет». Люди цивилизации и люди природы (рассказ «Олеся»). Осуждение пороков современного общества. Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести «Гранатовый браслет». Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: 1) портрет писателя, выставка книг И.А.Бунина; 2) портрет писателя, эпизоды из фильма «Гранатовый браслет».
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: 1) читать «Господин из Сан-Франциско», выучить наизусть стихотворение (по выбору студента) не менее 16 строк; 2) написать мини-сочинение на одну из тем VI блока (зачётная работа).
4
Тема 2.3.
Литература первой половины XX века
Содержание учебного материала
30
1
Поэзия Серебряного века. Литературные течения поэзии, русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Н.С.Гумилёв, М.И.Цветаева. Сведения из биографии. Контрольная работа по творчеству поэтов «Серебряного века». Обзор русской поэзии конца XIX начала XX веков. Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века; формы её разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Н.С.Гумилёв- стремление к экзотичности описаний и героизации действительности в лирике. Духовная высота поэзии М.И.Цветаевой.
2
2
М.Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы («Старуха Изергиль», «Челкаш»). Отношение к Октябрьской революции «Несвоевременные мысли». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Авторская позиция и способы её воплощения.
3
Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её философский смысл. Герои пьесы.
4
Спор о предназначении человека, правда и ложь в драме «На дне». Авторская позиция и способы её выражения. Новаторство Горького- драматурга. Горький и МХАТ. Горький - романист.
5
А.А.Блок. Сведения из биографии. Образ России в поэзии («Россия», «На поле Куликовом»). Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
6
В.В.Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Послушайте», «А вы могли бы?», «Юбилейное». Тема поэта и поэзии. Образ поэта - гражданина. Поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличие мещанства.
7
Крестьянская поэзия 20-х годов. С.А.Есенин. Сведения из биографии. Тема Родины в творчестве Есенина. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе». Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней в творчестве С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
8
М.А.Булгаков. Сведения из биографии. История, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». История создания романа. Изменяя названия романа. Своеобразие жанра (обращение писателя к жанру романа-мифа). Многоплановость романа. Сложное взаимодействие двух романов - повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.
9
Система образов в романе «Мастер и Маргарита». Мастер и Маргарита. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Иван Бездомный -поэт. Роль имен в понимании идейно-художественной структуры романа.
10
Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реалистическое в романе. Система внутренних соответствий в рамках романа. Три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский не только связаны между собой (роль связки выполняет мир сатаны), планы объединены между собой и основную роль связующих элементов играют образы символы.
11
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита». Роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Демонология. Тайны психологии человека: страх «сильных мира» перед правдой жизни. Воланд и его окружение (Гелла, Бегемот кот-оборотень и любимый шут Воланда; Азазелло - "демон безводной пустыни, демон-убийца; Коровьев-Фагот -подчинённый Воланда, чёрт и рыцарь; Фрида - участница Великого бала у сатаны).
12
Любовь и судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита». Традиции русской литературы (творчество Н.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Подготовка к сочинению. Символика любви в романе: образ финского ножа. Сквозные символы в романе: символика лунного света. Связь романа со многими другими произведениями и работами (с Николаем Васильевичем Гоголем, драматической поэмой "Фауст" (1808-1832) великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), со стихотворением Николая Гумилева (1886-1921) "Творчество" (1918), и др.). Это позволило расширить художественное пространство и по-новому трактовать образы героев.
13
М.А.Шолохов. Сведения из биографии. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
14
Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, её смысл и значение. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Своеобразие художественной манеры писателя.
15
Н.А.Заболоцкий. Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц». Неразрывная связь поколений, философская углублённость, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.
Теория литературы: 1) не предусмотрены; 2) не предусмотрены; 3) ) не предусмотрены; 4) развитие понятия о драме; 5) развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме; 6) традиции и новаторство в литературе, новая система стихосложения, тоническое стихосложение; 7) развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности; 8) разнообразие типов романа в советской литературе; 9) не предусмотрены; 10) ) не предусмотрена; 11) не предусмотрена; 12) не предусмотрена; 13) не предусмотрена; 14) развитие понятия о стиле писателя; 15) развитие понятия о стиле писателя.
-
Демонстрации: 1) портреты поэтов, выставка книг; 2) портрет писателя, выставка книг; 3) эпизоды из фильма «На дне»; 4) эпизоды из фильма «На дне»; 5) портрет поэта, выставка книг; 6) портрет поэта, выставка книг; 7) портрет поэта, выставка книг; 8) портрет писателя, выставка книг, эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 9) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 10) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 11) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 12) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 13) портрет писателя, выставка книг; 14) эпизоды из фильма «Тихий Дон»; 15) портрет поэта, выставка книг.
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы: по поэзии «Серебряного века».
2
Самостоятельная работа обучающихся: 1) выучить наизусть стихотворения Н.С.Гумилёва и М.И.Цветаевой (по выбору студента) не менее 16 строк; 2) не предусмотрены; 3) выучить наизусть монолог Сатина о человеке; 4) написать мини-сочинение на одну из тем VII блока (зачётная работа); 5) выучить наизусть стихотворение «Россия» или «О доблестях, о подвигах, о славе»; 6) выучить наизусть стихотворение «Послушайте»; 7) выучить наизусть стихотворения С.А.Есенина (по выбору студента) не менее 16 строк. Написать мини-сочинение на одну из тем VIII блока (зачётная работа); 8) читать роман «Мастер и Маргарита»; 9) не предусмотрена; 10) не предусмотрена; 11) не предусмотрена; 12) написать мини-сочинение на одну из тем IX блока (зачётная работа); 13) выполнить реферат на тему «Женские образы и их судьбы в романе «Тихий Дон»; 14) написать мини-сочинение на одну из тем X блока (зачётная работа); 15) выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого (по выбору студента) не менее 16 строк.
16
Тема 2.4.
Литература периода Великой Отечественной
войны и первых послевоенных лет.
Содержание учебного материала
12
1
Великая Отечественная война в литературе. Песни военных лет. С.Соловьёв - Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет. Кинематограф героической эпохи.
2
2
Поэзия периода войны. К.Симонов, А.Сурков, М.Исаковский. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.
3
«Лейтенантская проза» (обзор). Б.Васильев «А зори здесь тихие». Произведения первых послевоенных лет. Проблема человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.
4
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика. Трагедия народа и поэта. Поэма «Реквием». Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
5
Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Философичность лирики. Простота и лёгкость поздней лирики. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Стихотворения: «Гамлет», «Определение поэзии», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать…» и др. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Своеобразие художественной формы стихотворений.
6
А.Т.Твардовский. Сведения из биографии. Стихи о войне. Послевоенная лирика. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…» и др. Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины. Художественное своеобразие творчества А.Твардовского.
Теория литературы: 1) развитие понятия о стиле писателя; 2) развитие понятия о стиле писателя; 3) развитие понятия о стиле писателя; 4) проблема традиции и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство; 5) не предусмотрена; 6) традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.
-
Демонстрации: 1) исследовательская работа на тему «Выдающиеся произведения в годы ВО войны» (показ презентации); 2) не предусмотрены; 3) эпизоды из фильма «А зори здесь тихие»; 4) портрет поэтессы, выставка книг; 5) эпизоды из фильма «Доктор Живаго»; 6) не предусмотрены.
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: 1) выучить наизусть стихотворение любого автора о ВО войне (не менее 16 строк); 2) выучить наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня»; 3) - выполнить реферат по теме «Произведения первых послевоенных лет» и подготовить его защиту; 4) выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой (по выбору студента) не менее 16 строк; 5) выучить наизусть стихотворение Б.Л.Пастернака (по выбору студента) не менее 16 строк; 6) выучить наизусть стихотворение А.Т.Твардовского (по выбору студента) не менее 16 строк.
6
Тема 2.5.
Литература второй половины XX века.
Содержание учебного материала
10
2
1
Литература 50-80-х годов XX века. Новые тенденции в литературе. Новое осмысление проблемы человека на войне. Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Кондратьев «Сашка». Изменения в общественной и культурной жизни страны. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Природа подвига и предательства. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.
2
Поэзия 60-80-х годов XX века (А.Вознесенский, И.Бродский, Н.Рубцов, Р.Гамзатов и другие). Авторская песня. Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Акуджавы в развитии жанра авторской песни. Поиск нового поэтического языка, форм, жанра. Развитие традиций русской классики в поэзии. Тема Родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Место авторской песни в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности).
3
В.Распутин. Сведения из биографии. Судьба народа в его творчестве. В.Распутин «Прощание с Матёрой». Возрастание роли публицистики. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов XX века. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.
4
А.И.Солженицын. Сведения из биографии. Новый подход к изображению прошлого. Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор». Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А.Солженицына- психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
5
В.М.Шукшин. Сведения из биографии. «Деревенская проза». Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека, связанного жизнью своей с землёй. Художественные особенности прозы В.Шукшина.
Теория литературы: 1) не предусмотрены; 2) не предусмотрены; 3) ) не предусмотрены; 4) ) не предусмотрены; 5) не предусмотрены;
-
Демонстрации: 1) не предусмотрено; 2) не предусмотрены; 3) ) не предусмотрены; 4) ) не предусмотрены; 5) не предусмотрены
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: 1) ) не предусмотрена; 2) выполнить реферат на тему «Авторская песня» и подготовить его защиту; 3) читать произведение, выполнить реферат; 4) читать произведение, выполнить реферат; 5) подготовиться к дифференцированному зачёту.
8
Тема 2.6.
Поэзия наших дней.
Содержание учебного материала
2
2
1
Н.М.Рубцов, Н. Заболоцкий Б.Ш.Окуджава, Р.Г.Гамзатов. Жизнь и творчество поэтов по выбору. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.
Стихотворение «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Стихотворения Н. Заболоцкого «В этой роще березовой», «Не позволяй душе лениться…», стихи об искусстве,
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена.
-
Тема 2.7.
Обзор литературы последнего десятилетия.
Содержание учебного материала
2
2
1
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)
-
Тема 2.8.
Зарубежная литература (обзор).
Содержание учебного материала
1
1
И.В.Гете «Фауст», Э.Хемингуэй «Старик и море».
2
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)
-
Тема 2.9.
Дифференцированный зачёт.
Содержание учебного материала
1
Дифференцированный зачёт.
2
3
Теория литературы: (не предусмотрены)
-
Демонстрации: не предусмотрено
-
Лабораторные работы (не предусмотрены)
-
Практические занятия (не предусмотрены)
-
Контрольные работы (не предусмотрены)
-
Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)
-
Всего:
117/ (с/р-59, к/р-4)
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по числу студентов (30)
-
рабочее место преподавателя (1)
-
рабочая доска (1)
-
комплект наглядных пособий по предмету «Литература» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты тестов, художественная литература) (1)
Технические средства обучения:
-
телевизор,DVD, DVD диски (программные фильмы),
-
ноутбук,
-
аудиосистема,
-
комплект слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники: Учебники и учебные пособия
1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. - М., 2012.
2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. - М., 2010
3.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.Лысого. - М., 2011.
4.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
5.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. - М., 2012.
6.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2013.
7.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. - М., 2014.
8.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной
Г.А. - М., 2010.
9.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:
учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. - М., 2012.
Для преподавателей:
10.История русской литературы XIX в., 1800-1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
С.М. Петрова. - М., 2000.
11.История русской литературы ХI-XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,
Н.И. Якушина. - М., 2001.
12.История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. М., 2001.
13.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. - М., 2002.
14.Литературные манифесты от символизма до наших дней. - М., 2000.
15.Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. - М., 2003.
16.Михайлов О. Жизнь Бунина. - М., 2002.
17.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. - М., 2001.
18.Набоков В. Лекции по русской литературе. - М., 2001.
19.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. - М., 2002.
20.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. - М., 2001.
21.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ - начала ХХ в. - М., 2001.
22.Соколов А.Г. История русской литературы XIX-XX века. - М., 2000.
23.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. - М., 2001.
24.Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ.
Интернет-ресурсов
25.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: slovari.ru
26.Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».
Форма доступа: velib.com
27. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма
доступа: fplib.ru
28. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма
доступа: rus.1september.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения
(освоение умения, усвоение знания)
Формы и методы контроля и результатов обучения
Знать:
-
образную природу словесного искусства;
- контрольная работа
-
содержание изученных литературных произведений;
- домашняя работа
-
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв;
- хронологические таблицы
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- словарь терминов
-
основные теоретико-литературные понятия
- словарь терминов
Уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
- пересказ, тестирование
-
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;
- творческая работа,
исследовательские работы
-
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;
- исследовательские работы, выполнение проектной работы
-
определять род и жанр произведения;
- тестирование
-
выявлять авторскую позицию;
- литературная дискуссия
-
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
- выразительное чтение стихов
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- творческие работы (сочинения),
отзывы, рецензии, сочинения-
миниатюры, эссе
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- творческие работы
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- творческие работы
-
участия в диалоге или дискуссии;
- литературная дискуссия
-
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- отзыв на прочитанное произведение
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- литературная дискуссия
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
- сочинение-отзыв
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90 ÷ 100
5
Отлично
80 ÷ 89
4
Хорошо
70 ÷ 79
3
Удовлетворительно
менее 70
2
Не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.
В процессе освоения дисциплины у обучаемых должны формироваться литературные и общие компетенции:
Обучаемый должен обладать литературными компетенциями, включающими в себя способность:
ЛК 1. Применять литературоведческие знания в конкретной жизненной ситуации.
ЛК 2.Использовать логическое мышление в решении поставленных задач для достижения поставленных целей.
ЛК 3. Развивать энциклопедическое владение необходимой информацией.
ЛК 4. Использовать лингвистические знания в практической деятельности.
ЛК 5. Применять теоретико-литературные знания.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в своей деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей).