- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Выступление на общешкольном родительском собрании Семейное чтение
Выступление на общешкольном родительском собрании Семейное чтение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чехлотенко О.А. |
Дата | 03.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семейное чтение . Так ли оно важно?
Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже.
Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Кадр № 1
Главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель литературы, - нелюбовь детей к книге. Наше телевизионно - дискотечное воспитание отлучило ребёнка от чтения. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья.
Кадр № 2
Увы, целые поколения потеряли прекрасный мир, создателем которого может быть каждый: видеть героя, чувствовать за него, жить его радостями и печалями, - что может быть притягательней в нашем мире, обрекающем человека на одиночество среди шумной толпы?
Когда на душе больно, когда весь мир, кажется, восстал против тебя, когда рядом пустота, что, как не книга, выручит, поддержит.
Кадр № 3
В современном мире человек утопает в океане информации. Источников её получения довольно много: общение, компьютерная сеть Интернет, телефоны, средства массовой информации, чтение.
Что интересно, люди разных возрастных групп имеют не одинаковые предпочтения источника информации. Например:
Кадр № 4
- подростки, молодёжь предпочитают неформальное общение, телефон, Интернет.
Кадр № 5
- люди среднего возраста - средства массовой информации, Интернет, деловое общение, чтение.
- пожилые люди - отдают предпочтение телевизору и межличностному общению.
Кадр № 6
Малыши - это та возрастная группа, которая с рождения окунается в информационное поле с головой и должна вобрать в себя как можно больше полезной информации, чтобы найти своё место в непростой взрослой жизни.
Какой же источник даст малышу- будущему гражданину своей страны - ту необходимую информацию, которая поможет ему стать личностью?
Кадр № 7
А. Герцен сказал: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания».
Кадр № 8
Кто -то назвал книгу учебником жизни, и это очень верное утверждение! Именно книга даёт нам правильное представление о жизни и мире, в котором мы живём.
Кадр № 9
Но не только учебники, справочники, энциклопедии учат нас, как нужно правильно жить и избегать тех ошибок, которые были допущены уже до нас многими поколениями людей.
Кадр № 10
Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Они учат нас общению с другими людьми, правильному пониманию добра и зла, дают представление о духовном мире человечества, развивают наши чувства, обогащают нас в смысле развития наших способностей понимать не только своих близких, но и остальных людей.
Кадр № 11
Оказывается, в каждой семье есть этот «волшебный источник», надо только умело им пользоваться, - это домашнее, семейное чтение, как первая ступенька в развитии читательского интереса.
Кадр № 12
Чтение книги ни в коей мере не сравнится с чтением с монитора в эстетическом и духовном смысле. Чтение книги позволяет нам вдумываться в текст, даёт нам возможность в любой момент остановиться, чтобы подумать над теми словами и мыслями автора, которые показались важными.
А запах бумаги? А ощущение гладкости или ,наоборот, шероховатости бумаги, переплета? А наслаждение оформлением,
Иллюстрациями? Разве можно сравнить с утомительным для глаз и психики чтением с экрана?
Кадр № 13
Современные издательства дают возможность родителям с младенчества прививать интерес к чтению. Стоит обратить внимание на то, сейчас индустрия развивающих игр, приспособлений для малышей активно использует всевозможные книги для развития на первом этапе познавательного интереса к окружающему миру и далее развития уже читательского интереса.
Кадр № 14
Итак, малыш знакомиться с окружающей действительностью. «Что бы это значило?» Соска не помеха на пути познания.
Кадр № 15
У многих малышей любимое занятие - купание. А ведь можно совместить приятное с полезным. Благо, есть книжечки, с которыми можно спокойно купаться, не боясь, что они размокнут, а заодно разглядывать зверушек, перелистывая странички.
Кадр № 16
Узнать о цветах, геометрических формах, количестве предметов поможет красочная книга с большими пазлами.
Кадр № 17
Мягка книжечка, книжка с глазками, с объёмными иллюстрациями привлечёт внимание ребёнка своей необычностью.
Кадр № 18
Если родители, старшие братья и сёстры смогут найти время и вместе с малышом полистать книжку, то, можно смело надеяться, что этот малыш пополнит в будущем ряды читателей.
Кадр № 19
Читать мы пока не умеем, но нам всё - всё интересно. Попутешествовать по странам и континентам поможет занимательная книга с пазлами.
Кадр № 20
Будущему мужчине расскажет о технике его «Первая книжка» с яркими крупными иллюстрациями.
А «поющая» ручка подскажет правильный ответ на любознательный вопрос.
Кадр № 21
И однажды наступает момент, когда ребёнок со ступеньки созерцания картинок шагает на следующую, более высокую, где нужно покорить звуки и буквы.
Кадр № 22
Современные подготовительные средства обучении позволяют детям в игровой форме овладевать знаниями.
Понятно, что «говорящая» азбука не заменит папу или маму, но всё же привлечёт внимание.
Кадр № 23 ( Видео запись стихотворения «Как хорошо уметь читать».)
Кадр № 24 Погружение в волшебный мир чтения.
Кадр № 25
К. Паустовский по поводу чтения сказал замечательные слова: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».
Кадр № 26 Замечательно, когда ребёнка окружают такие друзья.
Кадр № 27
Хочется сказать родителям о том, что, если хотите вырастить читателя, не надейтесь только на умные книжки. Читайте детям сами, вместе с ними, чтобы ребёнок, сидя рядом с вами, окружённый аурой любви и заботы, с трепетом слушал голос мамы или папы, проникаясь любовью к чтению.
Слайд №28
Чтение - одно из важнейших средств формирования личности, важнейшее условие формирования мыслительных способностей. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует познания жизни, эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.
Кто-то может возразить : «А зачем читать в наш 21-й век, век высокоскоростных технологий? Когда информацию можно получить без особых усилий ума: интернет, аудиокниги, фильмы, всевозможные телефонные справочники .
Хорошо. Информация получена, но ведь её надо обработать, применить, а для этого нужен интеллект, то есть деятельность мозга.
Из анатомии мы знаем, что если человек каким - либо органом пользуется ограниченно или вообще не пользуется, то его функции угасают, он атрофируется. И мозг не исключение.
Поэтому только чтение с анализом абстрактной информации, а не готовой визуальной, позволяет тренировать умственные способности, развивать воображение, пополнять словарный запас.
Давайте проведём эксперимент. ( Слайд «На что способен наш мозг»)
Суть механизма чтения вот в чём. Читающий человек не прочитывает слова целиком, а угадывает по первым слога или буквам, благодаря тому, что наш мозг обрабатывает поступающую в него информацию: запоминает слова, образы, ситуации и т.д.
Чем больше запас слов, легче, правильнее и быстрее «угадываются» слова.
В подтверждение я провела в классах нашей школы такой же эксперимент, и получается, что ребята начальной школы читают этот текст медленнее, чем старшеклассники. Лучше всего справились с заданием ребята 4, 5 и 6 классов. Но читающие дети особых трудностей не испытывали. А многие старшеклассники и плохо читающие, - оказались на уровне малышей.
ВЫВОД: чтение - как многофункциональный спортивный тренажер, только развивает не физическую силу, а силу ума и души.
ПОЛЬЗА ЧТЕНИЯ: Слайд № 29
-
Пополнение словарного запаса;
-
Тексты в книге - образец правильной речи;
-
Развитие пространственного воображения;
-
Развитие эмоционально - культурной сферы;
-
Срабатывает зрительная память ( при часто повторяющихся словах даже правильное написание слов происходит автоматически;
-
Развитие интеллекта и расширение кругозора ( ведь не все могут посетить чудесные места на планете, но все могут прочитать и знать;
-
Налаживание межличностных отношений.
Как же привить ребёнку любовь к чтению или поддержать его как формирующегося читателя, чтобы он не превратился в пустого прочитывателя слов в книге, а стал вдумчивым, увлечённым читателем.
Рекомендации для родителей Слайд № 30
по развитию у детей читательского интереса
-
Первая и самая важная - возрождение семейного чтения. Ни мамы и папы, а именно семейного и не журналов и газет, а книг.
Уважаемые мамы и папы!
Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали?.
Учтите эти добрые советы, и ваше желание исполнится!
Слайд № 31- 33.
-
Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
-
Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.
-
Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.
-
Читайте вместе с детьми. Они должны видеть родителей читающими.
-
Не забывайте о важности энциклопедий, словарей, справочников. Они должны найти место на книжных полках: со временем ребёнок их оценит.
-
Постоянно интересуйтесь, что читает ребёнок. Похвалите его даже если не всё "гладко" он рассказал.
-
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.
-
Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.
-
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
-
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
-
Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких.
Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Можно применить и такие приёмы:
-
Читать недолго, но часто примерно по 10-15 минут в день.
советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю.
-
Что касается ребят постарше, то можно поступить так (предварительно поборов свою лень или вспомнив произведение из своих школьных лет) прочесть в учебнике текст ( чтоб ребёнок не знал) и попросить пересказать текст, дополняя пропущенное или вызвать на дискуссию, высказав сомнение или несогласие с каким-либо фактом.
Самое главное, нужно помнить, что насильно читателя не сформируешь.
Его надо зажечь и не дать потухнуть огоньку читательского интереса.