Выступление на общешкольном родительском собрании Семейное чтение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семейное чтение . Так ли оно важно?

Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже.

Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Кадр № 1

Главная трудность, с которой сталкивается любой современный учитель литературы, - нелюбовь детей к книге. Наше телевизионно - дискотечное воспитание отлучило ребёнка от чтения. Ушло в небытие домашнее чтение, когда под абажуром собиралась вся семья.

Кадр № 2

Увы, целые поколения потеряли прекрасный мир, создателем которого может быть каждый: видеть героя, чувствовать за него, жить его радостями и печалями, - что может быть притягательней в нашем мире, обрекающем человека на одиночество среди шумной толпы?

Когда на душе больно, когда весь мир, кажется, восстал против тебя, когда рядом пустота, что, как не книга, выручит, поддержит.

Кадр № 3

В современном мире человек утопает в океане информации. Источников её получения довольно много: общение, компьютерная сеть Интернет, телефоны, средства массовой информации, чтение.

Что интересно, люди разных возрастных групп имеют не одинаковые предпочтения источника информации. Например:

Кадр № 4

- подростки, молодёжь предпочитают неформальное общение, телефон, Интернет.

Кадр № 5

- люди среднего возраста - средства массовой информации, Интернет, деловое общение, чтение.

- пожилые люди - отдают предпочтение телевизору и межличностному общению.

Кадр № 6

Малыши - это та возрастная группа, которая с рождения окунается в информационное поле с головой и должна вобрать в себя как можно больше полезной информации, чтобы найти своё место в непростой взрослой жизни.

Какой же источник даст малышу- будущему гражданину своей страны - ту необходимую информацию, которая поможет ему стать личностью?

Кадр № 7

А. Герцен сказал: «Без чтения нет настоящего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания».

Кадр № 8

Кто -то назвал книгу учебником жизни, и это очень верное утверждение! Именно книга даёт нам правильное представление о жизни и мире, в котором мы живём.

Кадр № 9

Но не только учебники, справочники, энциклопедии учат нас, как нужно правильно жить и избегать тех ошибок, которые были допущены уже до нас многими поколениями людей.

Кадр № 10

Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Они учат нас общению с другими людьми, правильному пониманию добра и зла, дают представление о духовном мире человечества, развивают наши чувства, обогащают нас в смысле развития наших способностей понимать не только своих близких, но и остальных людей.

Кадр № 11

Оказывается, в каждой семье есть этот «волшебный источник», надо только умело им пользоваться, - это домашнее, семейное чтение, как первая ступенька в развитии читательского интереса.

Кадр № 12

Чтение книги ни в коей мере не сравнится с чтением с монитора в эстетическом и духовном смысле. Чтение книги позволяет нам вдумываться в текст, даёт нам возможность в любой момент остановиться, чтобы подумать над теми словами и мыслями автора, которые показались важными.

А запах бумаги? А ощущение гладкости или ,наоборот, шероховатости бумаги, переплета? А наслаждение оформлением,

Иллюстрациями? Разве можно сравнить с утомительным для глаз и психики чтением с экрана?

Кадр № 13

Современные издательства дают возможность родителям с младенчества прививать интерес к чтению. Стоит обратить внимание на то, сейчас индустрия развивающих игр, приспособлений для малышей активно использует всевозможные книги для развития на первом этапе познавательного интереса к окружающему миру и далее развития уже читательского интереса.

Кадр № 14

Итак, малыш знакомиться с окружающей действительностью. «Что бы это значило?» Соска не помеха на пути познания.

Кадр № 15

У многих малышей любимое занятие - купание. А ведь можно совместить приятное с полезным. Благо, есть книжечки, с которыми можно спокойно купаться, не боясь, что они размокнут, а заодно разглядывать зверушек, перелистывая странички.

Кадр № 16

Узнать о цветах, геометрических формах, количестве предметов поможет красочная книга с большими пазлами.

Кадр № 17

Мягка книжечка, книжка с глазками, с объёмными иллюстрациями привлечёт внимание ребёнка своей необычностью.

Кадр № 18

Если родители, старшие братья и сёстры смогут найти время и вместе с малышом полистать книжку, то, можно смело надеяться, что этот малыш пополнит в будущем ряды читателей.

Кадр № 19

Читать мы пока не умеем, но нам всё - всё интересно. Попутешествовать по странам и континентам поможет занимательная книга с пазлами.

Кадр № 20

Будущему мужчине расскажет о технике его «Первая книжка» с яркими крупными иллюстрациями.

А «поющая» ручка подскажет правильный ответ на любознательный вопрос.

Кадр № 21

И однажды наступает момент, когда ребёнок со ступеньки созерцания картинок шагает на следующую, более высокую, где нужно покорить звуки и буквы.

Кадр № 22

Современные подготовительные средства обучении позволяют детям в игровой форме овладевать знаниями.

Понятно, что «говорящая» азбука не заменит папу или маму, но всё же привлечёт внимание.

Кадр № 23 ( Видео запись стихотворения «Как хорошо уметь читать».)

Кадр № 24 Погружение в волшебный мир чтения.

Кадр № 25

К. Паустовский по поводу чтения сказал замечательные слова: «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

Кадр № 26 Замечательно, когда ребёнка окружают такие друзья.

Кадр № 27

Хочется сказать родителям о том, что, если хотите вырастить читателя, не надейтесь только на умные книжки. Читайте детям сами, вместе с ними, чтобы ребёнок, сидя рядом с вами, окружённый аурой любви и заботы, с трепетом слушал голос мамы или папы, проникаясь любовью к чтению.

Слайд №28

Чтение - одно из важнейших средств формирования личности, важнейшее условие формирования мыслительных способностей. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует познания жизни, эмоциональную сферу, нравственно-эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.

Кто-то может возразить : «А зачем читать в наш 21-й век, век высокоскоростных технологий? Когда информацию можно получить без особых усилий ума: интернет, аудиокниги, фильмы, всевозможные телефонные справочники .

Хорошо. Информация получена, но ведь её надо обработать, применить, а для этого нужен интеллект, то есть деятельность мозга.

Из анатомии мы знаем, что если человек каким - либо органом пользуется ограниченно или вообще не пользуется, то его функции угасают, он атрофируется. И мозг не исключение.

Поэтому только чтение с анализом абстрактной информации, а не готовой визуальной, позволяет тренировать умственные способности, развивать воображение, пополнять словарный запас.

Давайте проведём эксперимент. ( Слайд «На что способен наш мозг»)

Суть механизма чтения вот в чём. Читающий человек не прочитывает слова целиком, а угадывает по первым слога или буквам, благодаря тому, что наш мозг обрабатывает поступающую в него информацию: запоминает слова, образы, ситуации и т.д.

Чем больше запас слов, легче, правильнее и быстрее «угадываются» слова.

В подтверждение я провела в классах нашей школы такой же эксперимент, и получается, что ребята начальной школы читают этот текст медленнее, чем старшеклассники. Лучше всего справились с заданием ребята 4, 5 и 6 классов. Но читающие дети особых трудностей не испытывали. А многие старшеклассники и плохо читающие, - оказались на уровне малышей.

ВЫВОД: чтение - как многофункциональный спортивный тренажер, только развивает не физическую силу, а силу ума и души.

ПОЛЬЗА ЧТЕНИЯ: Слайд № 29

  1. Пополнение словарного запаса;

  2. Тексты в книге - образец правильной речи;

  3. Развитие пространственного воображения;

  4. Развитие эмоционально - культурной сферы;

  5. Срабатывает зрительная память ( при часто повторяющихся словах даже правильное написание слов происходит автоматически;

  6. Развитие интеллекта и расширение кругозора ( ведь не все могут посетить чудесные места на планете, но все могут прочитать и знать;

  7. Налаживание межличностных отношений.

Как же привить ребёнку любовь к чтению или поддержать его как формирующегося читателя, чтобы он не превратился в пустого прочитывателя слов в книге, а стал вдумчивым, увлечённым читателем.

Рекомендации для родителей Слайд № 30

по развитию у детей читательского интереса



  1. Первая и самая важная - возрождение семейного чтения. Ни мамы и папы, а именно семейного и не журналов и газет, а книг.

Уважаемые мамы и папы!

Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали?.

Учтите эти добрые советы, и ваше желание исполнится!

Слайд № 31- 33.

  1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

  2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

  3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

  4. Читайте вместе с детьми. Они должны видеть родителей читающими.

  5. Не забывайте о важности энциклопедий, словарей, справочников. Они должны найти место на книжных полках: со временем ребёнок их оценит.

  6. Постоянно интересуйтесь, что читает ребёнок. Похвалите его даже если не всё "гладко" он рассказал.

  7. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

  8. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

  9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

  10. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

  11. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких.

Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Можно применить и такие приёмы:

  1. Читать недолго, но часто примерно по 10-15 минут в день.

советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон почитайте с ним книжку, а потом оставьте ее раскрытую и уйдите из комнаты. Но будьте тактичны и внимательны к юному читателю.

  1. Что касается ребят постарше, то можно поступить так (предварительно поборов свою лень или вспомнив произведение из своих школьных лет) прочесть в учебнике текст ( чтоб ребёнок не знал) и попросить пересказать текст, дополняя пропущенное или вызвать на дискуссию, высказав сомнение или несогласие с каким-либо фактом.

Самое главное, нужно помнить, что насильно читателя не сформируешь.

Его надо зажечь и не дать потухнуть огоньку читательского интереса.


© 2010-2022