- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Развитие речи обучающихся специальных коррекционных школ на уроках русского языка
Развитие речи обучающихся специальных коррекционных школ на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Павлова Н.А. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка.
Развитие речи - это одна из главных задач уроков русского языка в школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.
Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.
Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а именно речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.
Для этого на своих уроках я с ребятами провожу следующие задания, например такие как:
Задание 1: «Вставь слово»
Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом, который я им предлагаю посмотреть уже после того как они вставят свои варианты пропущенных слов.
То есть происходит развитие мыслительных процессов и развитие речи учащихся.
(Какой?)… в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Странный в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)
Следующее подобное Задание 2: Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ (то есть нужно определить последовательность), ребята знакомятся с текстом и расставляют предложения, так как должен выглядеть связный рассказ. СОН.
Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.
Задание 3: Составь рассказ по его началу.
(Данные задания помогают развивать не только мышление, логику, но и воображение), что является необходимым для развития ребёнка с ОВЗ.
1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…
2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
Это одно из заданий на развитие речи и воображения , и похожее задание, но уже не с текстом ребята работают, а с предложениями.
Задание 4: « Распространите предложения».
День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял.
В помощь некоторым учащимся предоставляются слова-помощники:
шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра.
При формировании коммуникативной компетенции так же большое значение имеет формирование у учащихся способности чувствовать рифму.
Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.
Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.
Для этого на уроках использую такие задания, как:
Задание 4: «Минутки поэзии».
Предлагаются ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия. Например:
1) …. бежит, Серый волчище быстро бежит,
… дрожит. Заинька белый сильно дрожит.
2)… солнце Глядит весеннее солнце
… оконце В мое любимое оконце.
Такие «Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе. Еще пример одного из заданий на рифму, это
Задание 5: На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.
Текст:
Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,
Листья (пожелтелые) по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.
Данные практические упражнения играют значительную роль в формировании коммуникативной компетенции: это, прежде всего:
- высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания; любят и ценят речевое творчество; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места;
- совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека;
-они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.