Развитие речи обучающихся специальных коррекционных школ на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка.

Развитие речи - это одна из главных задач уроков русского языка в школе, поэтому требуется постоянная и систематическая работа в этом направлении.

Речь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать.

Прежде выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а именно речевому мышлению, речевому творчеству, а также восприятию чужой речи.

Для этого на своих уроках я с ребятами провожу следующие задания, например такие как:

Задание 1: «Вставь слово»

Подобные задания помогают ребятам на примерах художественных текстов подбирать слова, а потом их сравнить с исходным текстом, который я им предлагаю посмотреть уже после того как они вставят свои варианты пропущенных слов.

То есть происходит развитие мыслительных процессов и развитие речи учащихся.

(Какой?)… в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. (Какой?)…лист и (какая?)… травинка. (Какие?)…травы и (какие?)… цветы. (Какой?) … иней и бабочки. (Какое?) … солнце и (какой?) ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! Странный в сентябре лес - в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. Грустно и радостно! (Н.Сладков)

Следующее подобное Задание 2: Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ (то есть нужно определить последовательность), ребята знакомятся с текстом и расставляют предложения, так как должен выглядеть связный рассказ. СОН.

Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.

Задание 3: Составь рассказ по его началу.

(Данные задания помогают развивать не только мышление, логику, но и воображение), что является необходимым для развития ребёнка с ОВЗ.

1. Собака громко лаяла. Перед ней сидел котенок. Он широко раскрыл рот и жалобно мяукал…

2. Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…

Это одно из заданий на развитие речи и воображения , и похожее задание, но уже не с текстом ребята работают, а с предложениями.

Задание 4: « Распространите предложения».

День осени. Показалось солнце. Припекало. Щебетали стайки щеглов. Ледок таял.

В помощь некоторым учащимся предоставляются слова-помощники:

шумит, звенит, шуршит по листьям, идет, капает, моросит, накрапывает, льет, льется как из ведра.

При формировании коммуникативной компетенции так же большое значение имеет формирование у учащихся способности чувствовать рифму.

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности.

Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Для этого на уроках использую такие задания, как:

Задание 4: «Минутки поэзии».

Предлагаются ребятам рифмы, а они пробуют составить двустишия. Например:

1) …. бежит, Серый волчище быстро бежит,

… дрожит. Заинька белый сильно дрожит.

2)… солнце Глядит весеннее солнце

… оконце В мое любимое оконце.

Такие «Минутки поэзии» помогают развивать речь учащихся, разнообразить урок, создают интерес к учебе. Еще пример одного из заданий на рифму, это

Задание 5: На доске записываю четверостишие с пропусками и прошу ребят восстановить текст.

Текст:

Осень. Обсыпается весь наш (бедный) сад,

Листья (пожелтелые) по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти (ярко-красные) вяжущих рябин.

Данные практические упражнения играют значительную роль в формировании коммуникативной компетенции: это, прежде всего:

- высокий уровень речевой мотивированности детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания; любят и ценят речевое творчество; у них развивается чувство языка, чувство слова, они ощущают уместность или неуместность употребления тех или иных языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места;

- совершенствование речевых навыков способствует также их успешной учебе по другим предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека;

-они положительно воспринимают предмет «Русский язык» и с удовольствием идут на эти уроки.

© 2010-2022