«Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Тема: «Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных».

Оборудование урока: учебник, таблица, схемы, слайды.

Цели урока для учащихся:

знать понятие нормы и виды норм в употреблении прилагательных;

уметь употреблять прилагательные в речи в соответствии с нормами, работать со словарём; совершенствовать умение образовывать формы степеней сравнения имён прилагательных; редактировать текст в соответствии с языковыми нормами и строить собственное речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения.

Ход урока.

1. Устное высказывание.

Расскажите, какие нормы языка вы знаете? Приведите примеры, как прилагательное связано с культурой речи. Обсудите эту проблему в парах.

2. Работа со словарём.

- Назовите лингвистические словари, которые помогают вам соблюдать нормы языка? (Через компьютер проецируется табличка). Прорекламируйте один из них: расскажите, почему в своей работе вы чаще всего используете его; в соблюдении каких языковых норм он вам помогает?

Школьные словари русского языка


Автор

Словарь

Баранов М.Т.

Школьный орфографический словарь русского языка

Быстрова Е.А., Окунева А.П.,

Карашева Н.Б.

Школьный толковый словарь русского языка

Крысин Л.П.

Школьный словарь иностранных слов

Львова С. И.

Краткий словообразовательный словарь школьника

Тихонов А.Н.

Школьный словообразовательный словарь русского языка

Львов В.В.

Школьный орфоэпический словарь русского языка

Шанский Н.М., Боброва Т.А.

Школьный этимологический словарь русского языка

Составитель Панов М.В.

Энциклопедический словарь юного филолога

Рогожникова Р.П., Карская Т.С.

Школьный словарь устаревших слов русского языка

Жуков В.П., Жуков А.В.

Школьный фразеологический словарь русского языка

3. Культура речи. Орфоэпические нормы имён прилагательных.

А) Пользуясь словариком «Говорите правильно», определите правильное произношение имён прилагательных упр. 310. Какое прилагательное требует к себе внимания не только при произношении, но и при выборе места ударения?

Б) Прочитайте строфы из стихотворений С.Есенина и С.Городецкого. ( упр.312) Как произносится слово шелковый в стихотворении, а как - в современном русском языке? С какой целью поэты это делают?(С. Есенин и С. Городецкий в своих стихотворениях стремятся воспроизвести особенности народной поэзии: напевность, проникновенный лиризм - и с этой целью используют различные языковые средства, которые употреблялись в произведениях УНТ)


  • Объясните, что значит соблюдение орфоэпических норм?

4.Культура речи. Грамматические нормы имен прилагательных.

Работа со схемой

«Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных».

- На какие группы делится весь материал, представленный в схеме.

- Составьте связный рассказ «Грамматические нормы имён прилагательных».

Практическое задание.

Найдите ошибки в образовании сравнительной и превосходной степеней имён прилагательных и исправьте их (работа проводится с помощью интерактивной доски)


  1. Эта задача была лекше предыдущей. 2) Брат младшее сестры на четыре года.

  2. Это самый противнейший период моей жизни. 4) Самая кратчайшая дорога домой находится рядом. 5) Чёрный хлеб мякшее и свежее. 6) Нам предстояло заняться самой наисложнейшей проблемой.

По словарику «Говорите правильно найдите верный вариант произношения.

Упр.313(2задание)

1строка-1 вариант

2строка -2 вариант

.

Подведение итогов. Дополните предложение «Соблюдение … (грамматических) норм прилагательных делает нашу речь … (правильной)», изученными понятиями так, чтобы получилось высказывание, подводящее итог проделанной работе.

  1. Культура речи. Лексические нормы имен прилагательных

Редактирование

Задание: определите характер нарушения норм в примерах, приведённых в упр. 314, воспользовавшись текстом на стр. 118

Выполнение тестовых заданий с последующей проверкой в интерактивном режиме. (В каждом тестовом задании один правильный ответ. Работа выполняется в течение 3-х минут)

Вариант 1

  1. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский.

  1. Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления.

  2. Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.

  3. Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.

  4. Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны.


  1. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный.

  1. Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по чарам и колдовству злой феи.

  2. Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.

  3. Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.

  4. Человек он был злой: ему непременно нужно было кого-то мучить.


Вариант 2

  1. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый.

  1. И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.

  2. Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к каменному.

  3. Мы шли долго в тёмном лесу по извилистой каменной тропе.

  4. В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца, здесь царила тишина и прохлада.


  1. В каком предложении вместо слова враждебный нужно употребить вражеский.

  1. Ко всему была готова Оксана, но всё же не ожидала столь сухого, даже враждебного приёма.

  2. В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчёркнутая враждебная северу красота.

  3. Вокруг села расположился враждебный полк.

  4. В народных сказках животные иногда выступают в качестве враждебной силы, опасной для людей.

Ключ 1 вариант 1-2; 2-3; 2 вариант 1-3; 2-3.

6. Творческое задание. Сочинение-миниатюра. (Через медиапроектор демонстрируется картина Щербакова «Донское разнотравье»)

Слово учителя: Перед вами картина популярного русского художника-пейзажиста XX века. На ней запечатлена живописная поляна, находящаяся в 4 километрах от Вёшенской, родины гениального донского писателя М.А.Шолохова.

Задания:

- Рассмотрите картину.

- Определите её жанр? (пейзаж)

- Какое чувство, настроение вызывает эта картина?

- Пользуясь словарём эпитетов, выберите 2-3 эпитета, с помощью которых можно описать данный пейзаж.

- Напишите сочинение-миниатюру, озаглавьте его. Опишите картину так, чтобы можно было почувствовать красоту, очарование этого природного уголка. Какой тип текста вы будете использовать? (На творческое задание отводится 10 минут. При проверке написанного учащиеся пользуются орфографическим словарём)

Проверка

- Наиболее яркие прилагательные при чтении сочинения необходимо выделить голосом.

- Какую роль играют прилагательные в речи? Какой становится наша речь благодаря использованию прилагательных? (Эмоциональная, образная, выразительная, красивая).

7. Устное высказывание

Выразите своё мнение по поводу справедливости высказывания В.Виноградова, выдающегося русского лингвиста XX века. В качестве аргументов используйте отзыв на прослушанные сочинения. Не забудьте рассказать о впечатлении от прослушанного текста.

Прилагательное это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет запах форму любого предмета рассказать о наших чувствах характере настроении.

Расставьте знаки препинания в цитате, объясните условия их выбора.

8. Подведение итогов урока:

- С какими нормами связана культура речи употребления имён прилагательных?

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Чему научились? Какой опыт приобрели?

10.. Домашнее задание.

Упражнение317, 318(по желанию), 311(индивидуально)


© 2010-2022