Роман И. С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста

Конспект представляет собой подробный анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».Цели: I. Образовательные: 1. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»; 2. Познакомиться содержанием романа И.С Тургенева «Отцы и дети»; 3. Познакомиться с критическими статьями по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»; 4. Научиться анализировать критическую литературу в сопоставлении. II. Развивающие: 1. Совершенствование навыков анализа художественного произведения; 2. Совершенствование навыков анализа критической литературы; 3. Закрепить умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками; 4. Закрепить умение построения грамотного и чёткого ответа на поставленный вопрос; 5. Закрепить умение вычленять главное из текста; 6. Развивать креативность мышления через творческие задания; III. Воспитывающие: 1. Воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу; 2. Воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива; 3. Воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям. Оборудование урока: Текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», критическая статья Д. И. Писарева «Базаров», критическая статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», иллюстративный материал, карточки с тестами.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Роман Ивана Сергеевича Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста».


Цели:

  1. Образовательные:


  1. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию знаний по творческой истории романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»;

  2. Познакомиться содержанием романа И.С Тургенева «Отцы и дети»;

  3. Познакомиться с критическими статьями по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

  4. Научиться анализировать критическую литературу в сопоставлении.


  1. Развивающие:


  1. Совершенствование навыков анализа художественного произведения;

  2. Совершенствование навыков анализа критической литературы;

  3. Закрепить умение выдвигать гипотезы для решения проблемы исследования через организацию самостоятельной работы с различными информационными источниками;

  4. Закрепить умение построения грамотного и чёткого ответа на поставленный вопрос;

  5. Закрепить умение вычленять главное из текста;

  6. Развивать креативность мышления через творческие задания;


  1. Воспитывающие:


  1. Воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу;

  2. Воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива;

  3. Воспитание чувства долга у детей по отношению к своим родителям.

Оборудование урока:

Текст романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», критическая статья Д. И. Писарева «Базаров», критическая статья М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», иллюстративный материал, карточки с тестами.

План


  1. Начало урока:

а) организационный момент;

б) вступительное слово учителя.


  1. Усвоение нового материала:

а) знакомство с творческой историей создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

б) знакомство с текстом романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

в) знакомство с героями романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».


  1. Формирование умений:

а) образ Евгения Базарова. Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева;

б) братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович;

в) взаимоотношения Евгения Базарова с братьями Кирсановыми;

г) жизненные приоритеты Евгения Базарова: отношение к науке, искусству, к женщине;

д) любовные линии в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: Евгений Базаров - Одинцова, Николай Петрович - Фенечка, Павел Петрович - княгиня Р., Аркадий - Катя;

е) «мир отцов» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»;

ж) сцена дуэли Евгения Базарова и Павла Петровича;

з) анализ финальной сцены романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»: смерть Евгения Базарова;

и) анализ критической статьи Д. И. Писарева «Базаров» и статьи М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени» в сопоставлении


  1. Подведение итогов.

  2. Тестирование.

  3. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».








  1. Начало урока:

Здравствуйте, садитесь. Откройте рабочие тетради, запишите число.

Сегодня на уроке мы будем говорить о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Запишите тему урока: «Роман Ивана Сергеевича Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста».

II. Усвоение нового материала:

История создания

"...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль "Отцов и детей"...", - говорит автор о появлении замысла романа.

Роман "Отцы и дети" стал попыткой осмыслить характер и нРоман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.аправление деятельности "новых людей", тип которых только еще начал зарождаться в русском обществе. "...В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года.) В этом замечательном человеке воплотилось - на мои глаза - то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.

- Что такое нигилизм?

(от латинского nihil - ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

Запишите это определение в тетрадь

Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я на первых порах, сам не мог хорошенько отдать себе в нем отчета - и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая проверить правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гоняюсь?" - говорит И. С. Тургенев в статье по поводу "Отцов и детей".

Работа над романом была продолжена в Париже. В сентябре 1860 года Тургенев пишет П. В. Анненкову: "Намерен работать изо всех сил. План моей новой повести готов до малейших подробностей - и я жажду за нее приняться. Что-то выйдет - не знаю... весьма одобряет мысль, которая положена в основание. Хотелось бы кончить эту штуку к весне, к апрелю месяцу, и самому привезти ее в Россию".

В течение зимы Тургенев пишет первые главы, но работа идет медленнее, чем предполагалось. Чтобы получить возможность непосредственно познакомиться с проблемами современной русской действительности накануне отмены крепостного права, И. С. Тургенев приезжает из Англии в Россию. Начатый до реформы 1861 года роман писатель заканчивает уже после нее в Спасском, и в письме П. В. Анненкову сообщает: "Мой труд окончен наконец. 20 июля написал я блаженное последнее слово".

Осенью, по возвращении в Париж, "Кое-что исправил, дополнил, и в марте 1862 года "Отцы и дети" явились в "Русском вестнике", пишет он в статье "По поводу "Отцов и детей"".

- Итак, с чего начинается роман?

- Мы встречаемся первый раз с Базаровым во второй главе. Найдите в тексте этот момент в тексте

Николай Петрович быстро обернулся и, подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями, только что вылезшему из тарантаса, крепко стиснул его обнаженную красную руку, которую тот не сразу ему подал.

Роман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.-- Душевно рад, -- начал он, -- и благодарен за доброе намерение посетить нас; надеюсь... позвольте узнать ваше имя и отчество?

-- Евгений Васильев, -- отвечал Базаров ленивым, но мужественным голосом и, отвернув воротник балахона, показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.

- Что особенно автор выделил в портрете Базарова?

- Что дает портрет для понимания характера этого человека?

- Как представляется Базаров? Почему?

- Чем занимается Базаров?

Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой.

-- Ты недавно с ним познакомился?

-- Недавно.

-- То-то прошлою зимой я его не видал. Он чем занимается?

-- Главный предмет его -- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора.

- А как вообще строится общение отца с сыном после столь длительной разлуки?

(Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость).

- Вот они прибывает в Марьино, в новую слободку под названием Бобылий Хутор, где их встречает Павел Петрович Кирсанов. Найдите этот момент в тексте.

«…но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов.

Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, -- руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом, и подал ее племяннику. Совершив предварительно европейское "shake hands" {рукопожатие (англ.).}, он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щек, и проговорил: "Добро пожаловать"».

- Как Борис Петрович встретил Базарова? (гл. 4)

«Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил ее обратно в карма.»… «-- Кто сей? -- спросил Павел Петрович.

-- Приятель Аркаши, очень, по его словам, умный человек.

-- Он у нас гостить будет?

-- Да.

-- Этот волосатый?

-- Ну да.

Павел Петрович постучал ногтями по столу.

-- Я нахожу, что Аркадий s'est degourdi {стал развязнее (франц.).}, -- заметил он. -- Я рад его возвращению».

- А какое впечатление произвели на Базарова Николай Петрович и Павел Петрович? (гл. 4)

«А чудаковат у тебя дядя, -- говорил Аркадию Базаров, сидя в халате возле его постели и насасывая короткую трубочку. -- Щегольство какое в деревне, подумаешь! Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай! Да ведь ты не знаешь, -- ответил Аркадий, -- ведь он львом был в свое время. Я когда-нибудь расскажу тебе его историю. Ведь он красавцем был, голову кружил женщинам.

-- Да, вот что! По старой, значит, памяти. Пленять-то здесь, жаль, некого. Я все смотрел: этакие у него удивительные воротнички, точно каменные, и подбородок так аккуратно выбрит. Аркадий Николаич, ведь это смешно?

-- Пожалуй; только он, право, хороший человек.

-- Архаическое явление! А отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает и в хозяйстве вряд ли смыслит, но он добряк».

- Можно сразу заметить, что отношения между Базаровым и Павлом Петровичем не заладились изначально. Как вы думаете, почему?

- Наступило утро следующего дня. Кирсановы встречаются за завтраком и речь заходит о Базарове. «Что такое Базаров? - спросил Павел Петрович». Что нового мы узнаём о Базарове? Найдите в тексте этот эпизод (гл. 5)

«Что такое Базаров? -- Аркадий усмехнулся. -- Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое?

-- Сделай одолжение, племянничек.

-- Он нигилист.

-- Как? -- спросил Николай Петрович, а Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен.

-- Он нигилист, -- повторил Аркадий.

-- Нигилист, -- проговорил Николай Петрович. -- Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... который ничего не признает?

-- Скажи: который ничего не уважает, -- подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло.

-- Который ко всему относится с критической точки зрения, -- заметил Аркадий.

-- А это не все равно? -- спросил Павел Петрович.

-- Нет, не все равно. Нигилист -- это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

-- И что ж, это хорошо? -- перебил Павел Петрович.

-- Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно.

-- Вот как. Ну, это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер, Аркадий, напротив, произносил "прынцип", налегая на первый слог), без принсипов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Vous avez change tout cela {Вы все это изменили (франц.).}, дай вам Бог здоровья и генеральский чин, а мы только любоваться вами будем, господа... как бишь?».

- Первый разговор Базарова с Павлом Петровичем. Какое отношение Базаров выражает к искусству, к науке? (гл. 6)

«Вы, стало быть, искусства не признаете?

-- Искусство наживать деньги, или нет более геморроя! -- воскликнул Базаров с презрительною усмешкой.

-- Так-с, такс. Вот как вы изволите шутить. Это вы все, стало быть, отвергаете? Положим. Значит, вы верите в одну науку?

-- Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука -- наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе»

- но Аркадий находит, что Базаров слишком строг к его дяде и в подтверждение тому рассказывает историю Павла Петровича. Что это за история?

- Аркадий этим рассказом явно хотел вызвать сочувствие к Кирсанову, но к каким же умозаключениям приходит Базаров в отношении любви к женщине? (гл. 7)

«А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек -- не мужчина, не самец. Ты говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь из него не вся вышла….И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.»

- Как вы заметили, Базаров не стесняется в высказывания и открыто заявляет Аркадию о неважном хозяйстве его отца и произносит следующее утверждение «Природа не храм, а…..» продолжите …мастерская, и человек в ней работник».

- Дни шли за днями. Как прогрессировали отношения между Базаровым и Кирсановыми? (гл. 10)

«Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его -- его, Павла Кирсанова! Николай Петрович побаивался молодого "нигилиста" и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах»

Роман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.

- В разговоре с Аркадием Базаров утверждает, что Николай Николаевич уже «отставной человек» и следовательно Павел Николаевич тоже, но реакция на данное утверждение последовала разная. Найдите в тексте этот эпизод. (гл.10)

«Вот как мы с тобой, -- говорил в тот же день после обеда Николай Петрович своему брату, сидя у него в кабинете, -- в отставные люди попали, песенка наша спета. Что ж? Может быть, Базаров и прав; но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.

-- Да почему он ушел вперед? И чем он от нас так уж очень отличается? -- с нетерпением воскликнул Павел Петрович. -- Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот. Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками он и в физике недалеко ушел.

-- Нет, брат, ты этого не говори: Базаров умен и знающ.

-- И самолюбие какое противное, -- перебил опять Павел Петрович.

-- Да, -- заметил Николай Петрович, -- он самолюбив. Но без этого, видно, нельзя; только вот чего я в толк не возьму. Кажется, я все делаю, чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, -- а они говорят, что песенка моя спета. Да что, брат, я сам начинаю думать, что она точно спета.

-- Это почему?

-- А вот почему. Сегодня я сижу да читаю Пушкина... помнится, "Цыгане" мне попались... Вдруг Аркадий подходит ко мне и молча, с этаким ласковым сожалением на лице, тихонько, как у ребенка, отнял у меня книгу и положил передо мной другую, немецкую... улыбнулся, и ушел, и Пушкина унес.

-- Вот как! Какую же он книгу тебе дал?

-- Вот эту.

И Николай Петрович вынул из заднего кармана сюртука пресловутую брошюру Бюхнера, девятого издания. Павел Петрович повертел ее в руках.

-- Гм! -- промычал он. -- Аркадий Николаевич заботится о твоем воспитании. Что ж, ты пробовал читать?

-- Пробовал.

-- Ну и что же?

-- Либо я глуп, либо это все -- вздор. Должно быть, я глуп.»

- Отношения в доме накаляются и достигают своей точки кипения. Между Павлом Петровичем и Базаровым происходит серьёзный спор. Что же стало предметом этого спора? (гл.10)

- Если негодование Павла Петровича не утихал, то у Николая Петровича затаилось некое сомнение. Какое? (гл. 11)

- Как-то Базаров встречает некого Ситникова, который считает его своим «учителем». Вместе с ним и с Аркадием они отправляются в дом Кукшиной Авдотьи Никитишны. Разговор с «единомышленниками» вскоре наскучивает как Базарову так и Аркадию, но один момент всё же Базарова заинтересовал - Одинцова «-- недурна. Жаль, что репутация у ней какая-то... Впрочем, это бы ничего, но никакой свободы воззрения, никакой ширины, ничего... этого. Всю систему воспитания надобно переменить. Я об этом уже думала; наши женщины очень дурно воспитаны»

- Где происходит первая встреча Базарова с Одинцовой? Найдите описание её портрета? Сколько ей лет? (28) (гл. 14)

«Аркадий оглянулся и увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица….Это что за фигура? -- проговорил Базаров. -- На остальных баб не похожа»

- Аркадий не скрывал свою свою симпатию к Одинцовой, но на тот момент уже возник взаимный интерес между ней и Базаровым. Одинцова приглашает друзей к себе. Что же происходит с Базаровым при встрече?

«Базаров сам почувствовал, что сконфузился, и ему стало досадно. "Вот тебе раз! бабы испугался!"

«Он говорил, против обыкновения, довольно много и явно старался занять свою собеседницу, что опять удивило Аркадия. Он не мог решить, достигал ли Базаров своей цели. По лицу Анны Сергеевны трудно было догадаться, какие она испытывала впечатления: оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое, тонкое; ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным. Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее, как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей даже польстило. Одно пошлое ее отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова. Аркадию пришлось в тот день не переставать удивляться. Он ожидал, что Базаров заговорит с Одинцовой, как с женщиной умною, о своих убеждениях и воззрениях: она же сама изъявила желание послушать человека, "который имеет смелость ничему не верить", но вместо того Базаров толковал о медицине, о гомеопатии, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий. Одинцова продолжала обращаться с ним, как с младшим братом: казалось, она ценила в нем доброту и простодушие молодости -- и только. Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая»

«Если вы, господа, не боитесь скуки, приезжайте ко мне в Никольское.

-- Помилуйте, Анна Сергеевна, -- воскликнул Аркадий, -- я за особенное счастье почту...

-- А вы, мсье Базаров?

Базаров только поклонился -- и Аркадию в последний раз пришлось удивиться: он заметил, что приятель его покраснел».

- Затем последовали ещё визиты к Одинцовой в Никольское. Но и там в своём поведении Базаров стал замечать что-то неладное "Какой я смирненький стал", -- думал он про себя.

- Чем же приглянулся Анне Сергеевне Базаров? (гл. 16)

«Базаров ей понравился -- отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна»

- Какие черты характера мы в ней наблюдаем?

«Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь»

«Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего»

- Базаров поразил воображение Одинцовой. Он занимал её, она много о нём думала.

- Базаров объявляет о своём отъезде. Между ним и Одинцовой состоялся разговор. И что же мы можем наблюдать в поведении героев?

- И, наконец, настаёт момент признания. Найдите в тексте (гл. 18)

«Роман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.Все это прекрасно, Анна Сергеевна, но вы меня извините... я вообще не привык высказываться, и между вами и мною такое расстояние...

-- Какое расстояние? Вы опять мне скажете, что я аристократка? Полноте, Евгений Васильич; я вам, кажется, доказала...

-- Да и кроме того, -- перебил Базаров, -- что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать -- прекрасно, а не выйдет -- по крайней мере тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал.

-- Вы называете дружескую беседу болтовней... Или, может быть, вы меня, как женщину, не считаете достойною вашего доверия? Ведь вы нас всех презираете.

-- Вас я не презираю, Анна Сергеевна, и вы это знаете.

-- Нет, я ничего не знаю... но положим: я понимаю ваше нежелание говорить о будущей вашей деятельности; но то, что в вас теперь происходит...

-- Происходит! -- повторил Базаров, -- точно я государство какое или общество! Во всяком случае, это вовсе не любопытно; и притом разве человек всегда может громко сказать все, что в нем "происходит"?

-- А я не вижу, почему нельзя высказать все, что имеешь на душе.

-- Вы можете? -- спросил Базаров.

-- Могу, -- отвечала Анна Сергеевна после небольшого колебания.

Базаров наклонил голову.

-- Вы счастливее меня.

Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.

-- Как хотите, -- продолжала она, -- а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

-- А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились... напряженность?

-- Да.

Базаров встал и подошел к окну.

-- И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

-- Да, -- повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.

-- И вы не рассердитесь?

-- Нет.

-- Нет? -- Базаров стоял к ней спиною. -- Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.

Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая -- страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его».

- Как дальше развиваются события?

«…по-моему -- лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца….вот с тобой попали в женское общество, и нам было приятно; но бросить подобное общество -- все равно, что в жаркий день холодною водой окатиться. Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка».

- Базаров едет к родителям. Аркадий едет с ним. Родители: Василий Иванович и Арина Власьевна. Какими их представляет нам автор? Они боготворят своего сына. И Базаров любит своих родителей, но…скучно ему там. Базаров с Аркадием возвращаются в дом Кирсановых.

-Роман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста. Как-то Базаров встречает в саду Фенечку. Что происходит далее и какие события за собой влечёт?

- почему Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль?

- Чем заканчивается дуэль?(гл. 24)

«…оба противника сидели на земле и молчали. Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он все-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного им дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. "Не будет, по крайней мере, здесь торчать, -- успокаивал он себя, -- и на том спасибо". Молчание длилось, тяжелое и неловкое. Обоим было нехорошо. Каждый из них сознавал, что другой его понимает. Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно недругам, особенно когда нельзя ни объясниться, ни разойтись»

- Как меняется Павел Николаевич после случившегося?

- Аркадий и Катя. «Он хищный, а мы с вами ручные».

Базаров умирает от случайного пореза пальца. Перед смертью к нему приехала Одинцова, привезла доктора, но помочь больному уже было невозможно.

РРоман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.абота над следующими вопросами:

- Какое чувство вызывает эта сцена? Почему же умер Базаров?

- Остаётся ли он нигилистом?

- Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж «восторженные» письма, Писемский - «критическое», Анненков - «умеренное». В Петербурге вокруг нового романа разгорелась полемика между журналами «Русское слово» и «Современник». Спор возник из-за образа Базарова.

Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то считает, что "базаровщина" - болезнь века, в нем виновато общество, в котором "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого.

Сегодня мы рассмотрим две критические статьи, мнения двух критиков в сопоставлении: Антоновича Максима Алексеевича и Писарева Дмитрия Ивановича.

Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист, прошел недолгий, но противоречивый путь творческого развития. У Писарева можно поучиться мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились такие индивидуалистические свойства и качества: рассудительность, стойкость духа, целеустремленность, искренность, честность... "Себе цену знаю", - с гордым достоинством говорил Писарев. В статье "Базаров" критик старался сказать то, что думал. Писарев в Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.

Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), критик, публицист.

Роман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.

Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское Орловской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы прошли в родительском доме; его первоначальным образованием и воспитанием занималась мать, Варвара Дмитриевна. В четыре года свободно читал по-русски и по-французски, затем овладел немецким,

В 1852-1856 годах учился в Петербургской гимназии, по окончании которой поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Начиная с 1859 года Писарев регулярно выступает с рецензиями и статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман И.Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа Л.Толстого"). Неудовлетворенный университетской программой, целенаправленно занимается самообразованием.

В 1860 году в результате переутомления и личных переживаний на почве многолетней безответной любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно заболевает и четыре месяца проводит в психиатрической лечебнице. После выздоровления продолжает университетский курс и успешно заканчивает университет в 1861 году. Активно сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его закрытия в 1866-м), становится его ведущим критиком и практически соредактором. Его статьи привлекают внимание читателей остротой мысли, искренностью тона, полемическим духом.

В 1862 году публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов".

Творческий путь Писарева на 28 году жизни внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на Волковом кладбище в Петербурге.

Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". У каждого из нас сложилось определенное мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то считает, что "базаровщина" - болезнь века, в нем виновато общество, в котором "негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинской силы". Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог не увидеть этого.

АНТОНОВИЧ Максим Алексеевич

(1835-1918), русский публицист, литературный критик, философ-мРоман И.С. Тургенева «ОТЦЫ И ДЕТИ». Творческая история романа. Споры вокруг романа. Осмысление текста.атериалист. Родился 27 апреля 1835 в г.Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым сиротой. Окончил духовное училище, а затем Харьковскую семинарию (1855). В 1859 Антонович заканчивает Петербургскую духовную академию и становится кандидатом богословия. Но уже в годы учебы его взгляды принимают материалистический и атеистический характер. Став в 1861 постоянным сотрудником "Современника", а после смерти Добролюбова возглавив литературно-критический отдел журнала, он включается в журнальную полемику. В целом для для литературно-критических работ Антоновича характерны идеологический подход к литературному творчеству, стремление видеть в содержании художественного произведения непосредственное отражение "прогрессивных" или "реакционных" тенденций общественной мысли. После закрытия "Современника" Антонович с семьей некоторое время жил за границей (1866-1868). В 1870-е годы он занимался преимущественно переводами многочисленных трудов по истории и естествознанию. Умер Антонович в Петрограде 14 ноября 1918.

- А теперь обратимся непосредственно к статьям

- Ваше первое впечатление о статье "Базаров".

(Критическая буря, возникшая по поводу "Отцов и детей", драматически переживалась Тургеневым. В ответ вышла статья Писарева, который многое предугадал в русском нигилизме. Писарев восторженно благодарит автора за художественное изображение Базарова, в котором он видит истинный тип лучших и сильных умов нового поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы.)

- Каков Базаров, по мнению Писарева, в сравнении с другими литературными героями?

("У Печорина есть воля без знания, у Рудиных - знание без воли, у Базарова - есть знание и воля, мысль и дело сливаются в одно целое".)

- Согласны ли с мнением Писарева, который считает, что светлым лучом можно назвать тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы "Гроза"?

(Писарев наотрез отказывается видеть в Катерине положительную героиню, а в ее самоубийстве - вызов "темному царству". Критик считает, что светлым лучом можно назвать человека с развитым умом, твердым характером. Катерина, слепо руководствуясь чувствами,, совершает множество глупостей и, наконец "бросается в воду и делает, таким образом, последнюю и величайшую нелепость" Поэтому, по мнению Писарева, можно назвать светлым лучом Базарова.)

- Разделяет ли Писарев неприятие поэзии, музыки, эстетических наслаждений Базарова "Писарев в своей статье говорит, что не разделяет этих заблуждений и считает их признаком "узкого умственного деспотизма. Невозможно не наслаждаться красотою природы, мягким воздухом, свежею зеленью, нежными переливами контуров и красок".

Интерпретация отдельных моментов статьи.

1. Аркадий Кирсанов - неглупый малый, выпускник университета, человек, лишенный умственной оригинальности и постоянно нуждающийся в поддержке. Он "с чужого голоса" отрицает авторитеты. Хочет быть "сыном своего века", "напяливает" на себя идеи Базарова. Аркадий - сам по себе, а идеи - сами по себе.

2. Николай Петрович Кирсанов, по мнению Писарева, человек ограниченный и цельный, нежели его сын. "У него больше соответствия и гармонии, чем у сына..."

3. Павел Петрович в глубине души "такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров". Привык жить независимо, праздно, не подчиняя себя чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых встречает отпор. (Дети анализируют отдельные высказывания, дополняют.)

- Почему Писарев говорит о каждом из героев, окружающих Базарова, как о посторонних?

(Скорее всего критик видит в Базарове больше личности, а нечестный и ограниченный - вреднее врага).

- Что общего во взглядах у Писарева и у Тургенева?

(Писарев согласен с Тургеневым, который оправдал Базарова и оценил по его достоинству. Базаров вышел из испытаний чистым и крепким. Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу. Отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою жизнь как часть природы человека).

- Что есть общего в Базарове и Писареве?

(Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам Писарев - образец возвышенного героизма, он же и рукоплещет во всем Базарову).

А что вы скажете о статье М. А. Антоновича? Какую точку зрения изложил в своей статье?

(М. А. Антонович оценил роман Тургенева как грубо реакционный пасквиль на молодое демократическое поколение).

Действительно, Само название статьи «Асмодей нашего времени» намекает на воплощение в Базарове злых, демонических сил. Автор очень своеобразно высказывает свою точку зрения.

- Как Тургенев в целом охарактеризовал роман?

(Антонович утверждает, что новое произведение Тургенева «крайне неудовлетворительно в художественном отношении: читателем овладевает некоторого рода скука, его обдает каким-то мертвящим холодом... Здесь нет художественных изображений картин природы, все внимание автора обращено не на душевные движения, чувства и страсти героев, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения»).

- Да, возможно, молодежь того времени ждала чего-то иного, но ведь роман Тургенева реалистичен, автор не старается приукрасить своих героев, и они предстают перед нами такими, какими они были на самом деле. Кроме того, Тургеневу важно было передать атмосферу борьбы идей, борьбы «принципов» с действием. Но цензурные условия были таковы, что борьбу «нового» со «старым» можно было показать только в словесных спорах Базарова с его оппонентами. Да и сам Тургенев еще не видел будущего для своего героя.

- Как Антонович охарактеризовал Базарова?

(Антонович называет этого удивительного человека «асмодеем нашего времени». Для автора статьи Базаров даже «не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол». Антонович считает его бесчувственным, холодным, бесстрастным, расчетливым чудовищем).

- Согласны ли вы с этими утверждениями?

(Базаров прожил жизнь и умер героем. Этот человек посвятил себя труду, науке, борьбе за просвещение народа, за будущее России. Пусть Базаров действует своими непонятными многим способами, но я считаю, что этот человек достоин искреннего уважения любого из нас. Да, он бывает холоден и даже груб с некоторыми людьми, но я не могу назвать его бесчувственным человеком. Просто Базаров воспитал в себе твердость характера, способность держать свои эмоции «в узде», а чувства - в глубине души. Это необходимо было, по Базарову, для выполнения его миссии. Его чувство к Анне Сергеевне Одинцовой, его попытка не «рассыропиться» перед Аркадием, его мысли о родителях - подтверждение тому, что он способен любить, дружить и понимать).

- Итак, мы рассмотрели две точки зрения и сейчас выведем основные положения из этих статей.

Статья Писарева

Базаров - человек сильный по уму и характеру, в его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах. На людей, подобных Базарову, можно негодовать, но признавать их искренность - решительно необходимо. У Базаровых есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое.

Автора не удовлетворяют ни отцы, ни дети, его отрицание глубже и серьезнее отрицания тех людей, которые, разрушая то, что было до них, воображают себе, что они - соль земли.

Отношения Базарова к его товарищу бросают яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга…; Евгений Васильевич один, и ему не тяжело это одиночество, он весь поглощен собой и работой. Базаров остался бездомным несогретым скитальцем. Базаров с народом держит себя просто. Дуэль, по понятиям Базарова, нелепость.

В конце романа Базаров умирает; его смерть - случайность. Это событие необходимо для художника, чтобы дорисовать характер своего героя. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева.

Автор, создавая Базарова, хотел его разбить в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения.

- Какую оценку дает Писарев Базарову? (Высокую).

Статья Антоновича

Слово асмодей значит "злой демон".

Тургенев имеет художественный замысел сочинить роман, изобразить в нем современное движение русского общества, высказать в художественной форме свой взгляд на современное молодое поколение и разъяснить свои отношения к нему.

С первых же страниц, к величайшему изумлению читающего, им овладевает некоторого рода скука. Но разумеется, вы этим не смущаетесь и продолжаете читать, надеясь, что дальше будет лучше, что автор войдет в свою роль, что талант возьмет свое и невольно увлечет ваше внимание.

Все внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц, впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения. Почти на каждой странице видно желание автора во что бы то ни стало унизить героя, которого он считал своим противником и потому взваливает на него всевозможные нелепости и всячески издевается над ним.

У автора поворачивается язык говорить о всепримиряющей любви, о бесконечной жизни, после того, как его самого эта любовь и мысль о бесконечной жизни не могли удержать от бесчеловечного обращения со своим умирающим героем.

Если смотреть на роман с точки зрения его тенденций, то он и с этой стороны так же неудовлетворителен, как и в художественном отношении.

- Как Антонович оценивает роман? (Негативно).

- Чьё мнение ближе вам?


  1. Подведение итогов.

Смерть дала Базарову право быть таким, каким, возможно, он был всегда - сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить. Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственно возможную, роковую, трагическую - базаровскую судьбу.


  1. Тестирование.

  2. Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».










Список литературы

  1. И.С. Тургенев. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1987

  2. Басовская Е.Н. Русская литература второй половины 19 века. М.: "Олимп", 1998

  3. Антонович М.А. "Асмодей нашего времени" az.lib.ru/a/antonowich_m_a/text_0030.shtml

  4. Д. И. Писарев Базаров."Отцы и дети", роман И. С. Тургенева az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml











© 2010-2022