Развитие коммуникативных способностей студентов - первокурсников средствами дисциплины БД. 02 Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие коммуникативных способностей студентов - первокурсников средствами дисциплины БД.02 Литература.


Развитие коммуникативных способностей студентов - первокурсников средствами дисциплины БД.02 Литература.

Карцева Н.Н., преподаватель

ГКПОУ Новокузнецкий горнотранспортный колледж.


Студенты-первокурсники, пришедшие в колледж по окончании основной школы (9 классов), имеют множество проблем: многие из них не обладают необходимой грамотностью, навыками письменной речи; часто испытывают трудности и в устной речи, не умеют построить монолог, оставляя опорные суждения в плане внутренней речи. Плохо умеют слушать друг друга, обращённую к ним речь преподавателя. Их высказывания эмоционально не тонируются, мысли выражаются сухим, наукообразным языком. Не умеют свою мысль довести до конца, сделать вывод. Не читают книг самостоятельно, да и из школьной программы читают через строчку.

За короткий период обучения (1-й курс) со многими студентами происходят прогрессивные изменения, и, прежде всего, меняется отношение к занятиям литературы: оно стаёт более заинтересованным, обязательным. На занятиях обучающиеся чаще эмоционально включаются в процесс обучения, учатся слышать преподавателя, товарищей, самостоятельно работать. Достичь этого можно, если студенты будут активно вовлекаться в совместную деятельность.

На своих занятиях часто использую коллективные формы работы, которые позволяют обучающимся творчески самореализоваться на материале частной дисциплины - литературы. Практикую такие виды учебных занятий,
как учебные инсценировки (драматических сюжетов, воссоздание внутреннего монолога), ролевые игры с фиксированными и импровизационными ролями и так далее. Эффективность этого метода для усвоения материала и развития обучающихся огромна, т.к для исполнения выбранной роли им необходимо хорошо изучить текст литературного произведения, переработать его с позиций своей роли (использование метода "отстранения"). В моментах игры используется сочетание "домашних заготовок" - текстов, ролей, подготовленных обучающимися совместно с преподавателем. Сценарный сюжет игры готовится преподавателем также вместе с обучающимися. Однако при этом возникает много ситуаций, которые требуют импровизации. Эмоциональная включённость, развитие социальных навыков - умение взаимодействовать, контролировать ситуацию, взаимовыручать, поддерживать товарищей по игре - делают неоценимым вклад ролевой игры в общее развитие студентов-первокурсников.

Опыт показал, что самый большой эффект развития речевых умений даёт обязательное требование отвечать материал учебного занятия с кафедры. Это дисциплинирует, требует определённых ораторских навыков, привлекает внимание слушателей.

Немаловажную роль в развитии коммуникативных способностей обучающихся играют внеаудиторные мероприятия, проводимые в музее колледжа, в актовом зале и др. Например, открытое внеаудиторное занятие по литературе к 70-летию Победы «Музы не молчали», встреча в музее НГТК с поэтессой г. Новокузнецка Т. Буймовой и др.

Развитие коммуникативных способностей студентов - первокурсников средствами дисциплины БД.02 Литература.



© 2010-2022