- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе
Аннотации к рабочим программам по русскому языку и литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борщевская И.А. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Аннотация к рабочей программе по литературе 5 класс
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького (4 - е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;
- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Программа составлена на 68 часов, 34 недели по 2 урока.
Обоснованность программы:
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 - 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. - 4-е изд. - Мнемозина, 2009» изучения литературы в 5 классе построена на основе сочетания хронологического и проблемно - тематического принципов, с учетом системности, доступности, личностно - ориентированного подхода к обучению учащихся, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
-
приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
-
развить способности:
-
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
-
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
-
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
-
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
-
анализировать и оценивать литературные произведения;
-
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
-
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Обучение осуществляется по учебнику «Литература 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях. Авторы-составители: М.А. Снежневская, О.М.Хренова, Э.Э.Кац; под редакцией Г.И.Беленького.- 14-е издание, переработ.- М.: Мнемозина, 2012.
Краткое содержание курса
1.Введение.
2. Мифы.
3. Устное народное творчество.
4.Сказочные события и герои в литературе.
5. Басни.
6. Человек перед лицом жизненных испытаний.
7.Поэзия природы.
8.»Идёт война народная, священная война!..»
9.Рассказы о твоих сверстниках.
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 5 класс
Рабочая программа по русскому языку (5 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 6 часов в неделю (204 часа в год).
Планирование реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, заложенный в Программе, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речеосмыслительных способностей школьников.
Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового явления (с точки зрения значения, формы, функции) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 5 классе (и в конечном результате).
Планирование составлено с учетом принципа преемственности между начальной и основной школой.
Содержание планирования направлено на совершенствование общеучебных умений, навыков, способов деятельности, которые базируются на речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, обеспечивающих результативную коммуникацию.
Цели программы:
Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.
Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.
Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Обучение осуществляется по учебнику «Русский язык. 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3частях. Авторы- С.И. Львова, В.В.Львов.- 9-е издание, исправленное.- М.-:Мнемозина, 2012.
Краткое содержание курса
1.Повторение пройденного
2.Лингвистика-наука о языке
3.Фонетика
4.Орфоэпия
5.Графика
6.Морфемика
7.Лексикология
8.Орфография
9.Морфология
10.Культура речи
11.Синтаксис
12.Текстоведение
13.Словообразование
14.Лексика и фразеология
15.Морфология Слово как часть речи
16.Имя существительное
17.Имя прилагательное
18.Глагол
19.Повторение изученного
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2009 г. и рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год).
Цели программы:
Освоение знаний в устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка.
Развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
Формирование умений и навыков использования языка в устной и письменной речи.
Воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края.
Задачи:
Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях русского языка (разговорная речь, официально-деловой, научный, публицистический и художественный стили речи).
Продолжить изучение морфологии русского языка (наречия, служебные части речи, междометия).
Закрепить навыки фонетического орфоэпического, лексического, морфемно-словообразовательного и морфологического разборов.
Совершенствовать умение в сжатой и подробной форме излагать тексты разных стилей и жанров.
Совершенствовать умение создавать собственные монологические высказывания в разных стилях и жанрах речи.
Особенности программы
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны - интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичного мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Краткое содержание курса
1.Язык как развивающееся явление.
2. Разделы лингвистики: фонетика и орфография, словообразование самостоятельных частей речи, лексикология, фразеология, лексикография, грамматика( морфология и синтаксис), орфография, пунктуация, культура речи.
3.Текстоведение.
4. Морфология: наречие, служебные части речи и междометия. Союз. Предлог. Частица. Междометие.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Обучение осуществляется по учебнику «Русский язык 7класс»: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3частях. Авторы- С.И. Львова, В.В.Львов.- 10-е издание, исправленное.- М.-:Мнемозина, 2013.
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по литературе 7 класс
Рабочая программа разработана на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,
- «Программа для общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького (4 - е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторыГ. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский, Ю. И. Лыссый, М. А. Снежневская, О. М. Хренова;
- «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 - 9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Программа составлена на 68 часов, 34 недели по 2 урока.
Обоснованность программы:
Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5 - 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. - 4-е изд. - Мнемозина, 2009» изучения литературы в 7 классе построена на основе сочетания хронологического и проблемно - тематического принципов, с учетом системности, доступности, личностно - ориентированного подхода к обучению учащихся, а также преемственности и перспективности между разделами курса.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
-
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
-
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
-
приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
-
развить способности:
-
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
-
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
-
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
-
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
-
анализировать и оценивать литературные произведения;
-
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
-
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Обучение осуществляется по учебнику «Литература 7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях.; под редакцией Г.И.Беленького.- 13-е издание, стереотипное.- М.: Мнемозина, 2013
Краткое содержание курса
1.Путешествие без расстояний
2.«Минувшее проходит предо мною...»
3.«Художник - голос своей эпохи»
4.Запечатлённые мгновения. Страницы поэзии.
5.«Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»
6.Содружество искусств.
7.Перекличка эпох
8.В мире фантастики и приключений. Тема будущего
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 10 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы».- Москва: Русское слово, 2010 г. (учебник: Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. М.А.Мищерина Русский язык. 10-11 классы. Москва.: «Русское слово», 2012 г.)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки выпускников, список учебно-методической литературы, календарно-тематическое планирование.
Цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
-
воспитать гражданина и патриота;
-
сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
-
развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
-
углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
-
совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения
В учебном плане МБОУ Жирятинская СОШ на изучение русского языка в 10 классе отводится 68 часов.
Краткое содержание курса
Введение
Лексика. Фразеология. Лексикография
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Междометие. Звукоподражательные слова
Обобщение и повторение пройденного
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по литературе 10 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе 5-11 классов под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина,2009г,( авторы-составители программы 10-11 класс (базовый уровень): Л.Б.Воронин, Э.А.Красновский, Ю.И. Лыссый.) , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа)
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Обучение осуществляется по учебнику»Литература 10 класс.: учебник для общеобразовательн. учреждений (базовый уровень) : в 2 ч. - 3-е изд.,стер.,- М.: Мнемозина, 2012.
Краткое содержание курса
1. Введение
2.Русская литература первой половины XIX века
3.Русская литература второй половины XIX века
4.Проза
5.Из поэзии середины XIX века
6.Проза
7.Зарубежная литература
8.Повторение изученного
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой «Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы».- М.: Русское слово, 2010 г. (учебник:
Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2012 г.)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для общеобразовательных учреждений;
- соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Цели обучения русскому языку:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения;
• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
• применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи обучения русскому языку в старшей школе определяются с позиций компетентности подхода:
-
воспитать гражданина и патриота;
-
сформировать представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа с осознанием национального своеобразия русского языка и овладением культурой межнационального общения;
-
развивать и совершенствовать способности к речевому взаимодействию и социальной
адаптации; информационные умения и навыки; навыки самоорганизации и саморазвития;
-
углубить знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;
-
совершенствовать овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям;
-
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения; совершенствовать нормативное и целесообразное использование языка в различных сферах и ситуациях общения.
В учебном плане МБОУ Жирятинская СОШ на изучение русского языка в 11 классе отводится 68 часов ( 1 час - федеральный компонент + 1 час- компонент ОО, направленный на отработку умений и навыков по закреплению отдельных тем и частично на подготовку к ЕГЭ).
Краткое содержание курса
1.Повторение
2.Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Простое предложение.
Сложное предложение.
Предложения с чужой речью.
Сочетание знаков препинания
3.Культура речи. Стилистика
4.Подготовка к ЕГЭ
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна
Аннотация к рабочей программе по литературе 11 класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе 5-11 классов под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина,2009г,( авторы-составители программы 10-11 класс (базовый уровень): Л.Б.Воронин, Э.А.Красновский, Ю.И. Лыссый.) , которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа)
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
-
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
-
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
-
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
-
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
-
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
-
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
-
Обучение осуществляется по учебнику»Литература 11 класс.: учебник для общеобразовательн. учреждений (базовый уровень) : в 2 ч. - 3-е изд.,стер.,- М.: Мнемозина, 2012.
Краткое содержание курса
1.Введение
2.Русская литература 20 века в контексте отечественной истории
3.Поэзия и проза серебряного века
4.Первые десятилетия советской литературы
5.Литература русского зарубежья
6.Тема Великой Отечественной войны
7.Поэзия середины 20 века
8.«Деревенская» проза
9.Поэзия последних десятилетий 20 века
10.Зарубежная литература 20 века
Составитель: учитель русского языка и литературы Борщевская Ирина Анатольевна