Статья Активные формы преподавания предмета «Культура общения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активные формы преподавания предмета «Культура общения»

Попова И.В.

МКОУ «Эртильская школа № 1»

Эртильский район

Безусловно, изучение предмета «Культура общения» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель культуры речи как предмета заключается в получении теоретических знаний из различных сфер этикета: поведении, общении, культуре речи, внешнем виде. Ни один из традиционных предметов в школе специально не учит основам культуры общения, хотя сама жизнь ставит перед учеником такие задачи, которые требуют принятия правильных решений.

Культура общения как учебный предмет восполняет важную область школьного образования, отсутствие же его может привести к снижению уровня воспитанности, трудностям в общении и взаимоотношения с людьми разного возраста и в различных сферах.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому предмет «Культура общения» как практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий не только на межпредметном уровне, но вне школы ( в семье, на улице и т.д.). Этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих за толерантное отношение к людям, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

На уроках культуры общения преобладание теоретического материала не должно преобладать над практическими формами, так как внедрение активных форм на уроке позволяет лучше усвоить материал.

Рассмотрим это на примере некоторых тем из курса «Культура общения».

Тема « Этикет общения по телефону».

На уроке целесообразно провести беседу с детьми о преобладающем значении мобильной связи, а также о том, что она сегодня представляет собой социальное явление ( широкие возможности голосового общения, предоставление мультимедийных серверов, доступ в Интернет).

Не следует оставлять без внимания общепринятые нормы телефонного общения. Вспомнить их можно через моделирование ситуаций. Группа и пара учеников (по желанию) получает задание - разыграть сценку или прочитать по ролям диалог, где нарушены нормы этикетного общения по телефону.

Например,

- Алло!

- Позовите Свету!

- Кого?

- Свету!!! Вы что плохо слышите?

- У нас такой нет.

- Как нет? А где она может быть? А кто же это говорит?

- А вы куда звоните?

- Я куда попал? Какой у вас номер?

- А какой нужен?

- Да не важно, не могли сразу сказать…

После того, как ситуация проиграна, ребятам необходимо сделать вывод - какое правило телефонного общения нарушено, сформулировать и записать его в тетрадь.

Не менее интересна игра «Распутай клубок». Ее суть в том, что учащимся нужно заполнить таблицу « Минусы и плюсы общения при помощи мобильного телефона».

Предлагается следующий набор фраз: излучение опасно для здоровья, связь с экстренными службами, разговор по телефону за рулем, частота общения, общение на большие расстояния и т.д..

Достаточно эффективным и интересным является проведении диспута на основе данных таблицы, когда каждая команда или группа учеников высказывает свою точку зрения, защищает ее, задает вопросы соперникам.

С целью бережного отношения к телефону можно использовать юмористические стихотворения детских писателей или поэтов.

Вот пример.

Первый телефон.

Ой, я бедный телефон,

Что мне делать, как мне быть,

От пустых, ненужных слов

Волком хочется завыть!

Создан я для нужных дел,

Сообщенья передать,

Но, похоже, мой удел -

Дать возможность лишь болтать!

Второй телефон.

Пухнет трубка от тоски,

Бесконечных «да» и «ну»,

Как не плавятся мозги,

Ничего я не пойму…

А использовать меня,

Не назвавшись самому,

Это грубая возня

Не нужна ведь никому!

После этого предложить детям придумать загадки, написать небольшое стихотворение о телефоне.

Вот пример творчества учащихся.

Хвост лежит, а нос бежит.

У меня вопрос: «Что за нос, что за хвост?»

(Горкина Олеся).

Вот коробка, на ней кнопки.

Да и ручка на шнурке.

(Сулина Валерия).

Мой зеркальный аппарат

Помощь окажет всем подряд.

Даже если ты в дали,

Да же на краю земли.

(Попова Анна).

Тема «Этикет внешнего вида».

Урок призван решить следующие задачи: способствовать формированию у учащихся правильного представления о внешнем виде, ознакомлению с правилами сочетания предметов одежды и ее цветов, а также назначении. Занятия могут интерес у учащихся и способствовать более результативному запоминанию, если использовать следующие формы и приемы:

«Стань модельером или дизайнером». Суть данной формы работы заключается в следующем: учащимся предлагается раскрасить или дорисовать куклу, если бы она пошла в школу, в музей, на праздник, на концерт рок- звезды. Таким же образом можно предложить сделать уместную прическу ( нарисовать или подобрать из предложенных на компьютере).

«Зашифрованное слово». Детям предлагается ответить на вопросы, а ответы найти в «шифровке».

Например,

Какие предметы каждый человек всегда должен носить с собой?

Зашифрованное слово: ЛПАОКТ ( платок), АЁСЧАРКС (расческа).

Человек, стремящийся овладеть культурой поведения и общения, постоянно сохраняет в себе чувство собственного достоинства, уважительное отношение к окружающим, исключая при этом ситуацию унижения другого, отношения фальши и легкомыслия. Уважение к другому человеку требует проявления терпения, снисходительности, известной уступчивости. Это те принципы, которые заключены в содержании предмета «Культура общения».




© 2010-2022