Статья Продуктивное чтение на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Продуктивное чтение на уроках русского языка и литературы

как средство формирования читательской компетентности

Иванова Л.А.

МАОУ гимназия №83, г. Тюмень

Неграмотным человеком завтрашнего дня

будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не

научился при этом учиться.

Э.Тоффлер

Современный мир нуждается в специалистах, способных реализовать свои способности и возможности, обладающих ключевыми компетентностями, в том числе и читательской. Понятие «компетентность» ФГОСы определяют как «умение активно использовать личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности». Читательская компетентность - это способность к осуществлению эффективного читательского поведения при решении разного рода задач. Неоспорима роль книжной культуры, феномена чтения, квалифицированного читателя в развитии цивилизации. К сожалению, уровень читательской культуры у подростков падает. Причина тому и неравная конкуренция книги с интернет, и отсутствие традиции семейного чтения. Между тем навыки продуктивного чтения являются основой успешной учебы не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам школьной программы, и главное - основой самопознания.

Эффективное читательское поведение проявляется в активном обращении к чтению для выполнения учебных заданий и самообразования, осознанном планировании своего актуального и перспективного круга чтения, освоении необходимых объемов текста с адекватной скоростью чтения, осмысленном чтении текстов соответствующего уровня сложности, осуществлении рефлексивного отклика на прочитанное, использовании различных видов и типов чтения, выразительном чтении вслух, самостоятельном выборе и использовании оптимальных стратегий чтения, способности структурировать тексты, способности работать с метафорами. При формировании основ читательской компетентности особое значение имеют следующие принципы организации образовательной деятельности: практикоориентированность; индивидуальность; интерактивность; рефлексивность; визуализация. Перечисленные принципы могут быть реализованы через использование образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», обеспечивающей развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы. Учитель же мотивирует деятельность обучающихся и управляет ею.

На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы. В начале урока, на стадии вызова, может быть сформулирована проблемная лингвистическая задача на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения или на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми. Например: определите, какого спряжения глагол «хотеть»? Почему вы затрудняетесь определить сразу?

Игра «Четвертое лишнее» может стать отправной точкой для изучения нового материала, его осмысления. Например, анализ строения словосочетаний «широкая река», «бегущий мальчик», «этот мир» и «увидеть друга» позволит сделать переход от разговора о подчинительной связи слов в словосочетании согласования к разговору об управлении.

На первой стадии урока можно использовать прием «Мозговой штурм», который проводится в группах из 4-5 человек. Например, на уроке, посвященном изучению видов подчинительной связи в словосочетаниях, ученикам дается возможность без подсказки учителя сделать необходимые выводы и оформить их в виде схемы, таблицы, кластера.

Применение компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы помогает нацелить обучающихся на отработку определенных универсальных учебных действий, отработать навык продуктивного чтения учебного текста. Ученики могут работать как самостоятельно, так и в парах сменного состава. Пример карточки:

Стимул (проблема)

Одна и та же буква пишется в окончаниях этих глаголов?

1. он дыш…т, увид…т, гоня..тся, раздел…т;

  1. он колыш..т, ре …т . реша…т, осво..т

Как же определить, какую гласную следует писать в окончании глагола?

Задачная формулировка (проектирование)

Сформулируйте правило правописания безударных гласных в глагольных окончаниях. Оформите алгоритм определения спряжения глагола.

Источник информации или ее поиск

Обратитесь к параграфу №91 (учебник Теория В.В.Бабайцевой)

Продукт деятельности и его презентация (бланк ответа)

Глаголы 1 спряжения:

Гоняется,

Колышет, реет, решает

Глаголы 2 спряжения:

Дышит, увидит, разделит

освоит

Инструмент проверки. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. За каждый правильный, но неполный ответ - 0,5 балла. За каждый неверный ответ - 0 баллов. Максимальное количество - 9 баллов.

Критерии оценивания

1 столбик

2 столбик

Оформление алгоритма определения спряжения

Определение спряжения

Выбор гласной в окончании

Наличие правильного алгоритма

Чтение с пометками эффективно и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Одной из форм контроля эффективности чтения является составление маркировочной таблицы с колонками «знаю», «узнал новое», «хочу узнать поподробнее». В каждую колонку заносится полученная информация. На этом этапе особенно необходима словарная работа.

Часто на уроках русского языка и литературы составляются синквейны. В лаконичной форме, выбрав точные слова, обучающиеся осуществляют рефлексию на основе полученных знаний, на этом этапе происходит уточнение позиции автора произведения или позиции лингвистов по отношению к определенному языковому явлению. Примеры синквейнов, составленных по ходу изучения поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»:

Манилов

Коробочка

Собакевич

Ноздрев

Плюшкин

Слащавый, сентиментальный

Ласкает, мечтает, угождает

"Как хорошо было бы, если бы…"

Бездельник.

Дубинноголовая, недоверчивая

Припрятывает,торгуется, плачется

"Ну, баба, кажется, крепколобая"

Мелочность.

Жадный, неуклюжий

Продавал, грубил, обманывал

"У меня, что ядреный орех, все на подбор"

Прижимистость

Азартный, бесчестный

Кутит, плутует, буянит

«…ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»

Мошенник

Скверный, скупой

Бранится. торгуется, копит

«Все копит, копит…»

Скряга

Технология критического мышления хорошо сочетается с проектным обучением. Проект предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. Деятельностный подход осуществляется на занятиях элективного курса «Информационная культура личности», в содержание которого входят темы: «Библиотека - информационный центр школы», «Книга как источник информации», «Периодические издания. Назначение. Методика использования периодики», «Путешествие по словарям. Виды. Назначение», «Библиография как наука», «Текст как речевое произведение. «Вычерпывание» смыслов». Программа курса «Многоаспектный анализ текста» включает изучение следующих тем: «Слово в словаре и слово в тексте», «Средства художественной выразительности и их роль в тексте», «Стилистические возможности языковых средств», «Диалог с текстом», «Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова».

Коллективный способ обучения часто используется при обобщении учебного материала, на зачетах. Интересна ученикам деловая игра «Вертушка», когда они, следуя маршруту, указанному в зачетной карточке (А, В, С, Д), отвечают на вопросы учеников-консультантов, организующих работу групп сменного состава.

Приобщение к ценностям отечественной и мировой художественной культуры происходит на занятиях кружка «Содружество искусств». Необходимо отметить преемственность и согласованность данной программы с общеобразовательной, так как она включает произведения, изучаемые в школьном курсе. Однако интегративность как основная характеристика программы выводит изучение произведений на новый уровень понимания и создание нового образовательного продукта - литературно-музыкальных композиций, в которых искусство слово и действия синтезируется с изобразительным искусством и музыкой. Развитие навыков творческого чтения является одним из критериев результативности программы.

Творческая работа создает условия для индивидуального проявления компетентностей обучающихся. Так, ученица, которую заинтересовало творчество автора знаменитого «Конька-Горбунка», написала исследовательскую работу «Образ Сузге в одноименной поэме П.П.Ершова».

На уроках развития речи возможно написание изложения с продолжением. Очень эффективной является стратегия "сжатия текста", когда обучающиеся должны выделить основную информацию. Такая работа помогает 9-классникам при подготовке к ГИА.

Любят дети создавать рекламу, презентацию самой интересной из книг, прочитанных за последний год. Подобные выступления могут составить основу читательской конференции.

Целенаправленное формирование читательской компетентности помогло добиться следующих результатов:

1) личностные: обучаемые мной дети ведут читательские дневники, формируя свой читательский кругозор, делятся впечатлениями с одноклассниками.

2) предметные: уровень обученности учащихся составляет 100%. Дети принимают активное участие в олимпиадах разного уровня: УРФО (2 ученика вышли в высшую лигу), в городской олимпиаде (2-е место), во всероссийской олимпиаде «Олимпус» (диплом 3-ей степени).

3) метапредметные: особый интерес вызывают у детей темы, которые выходят за рамки изучаемого предметного материала («Оригами», «Изготовление мыла в домашних условиях»). Тем не менее и от этой работы словеснику нельзя отказываться, так как время, потраченное на нее, с лихвой окупится на уроках развития речи, а результаты вдохновят на новые свершения: 3 место в межрегиональной научно-практической конференции «Формирование ключевых компетенций школьников в продуктивных образовательных системах», 3 место в областном конкурсе сочинений «Молодежь - за безопасные дороги», диплом 2 степени за сочинение «Что бы я сказала Ермаку Тимофеевичу сегодня», представленное на второй тур городского конкурса сочинений, посвященного 430-летию начала Великого похода дружины Ермака, 2 место в городском литературном конкурсе «Таланты без границ», 1 место в городском литературном конкурсе «Мир! Человек! Мечта!», 2 место в 25 Международном фестивале-конкурсе народного творчества и ремесел «Краски народов мира» и фестивале-конкурсе патриотического творчества в рамках международного проекта «Берега «Надежды» в номинации «Театр» (направление «Художественное слово»), 1-е и два 2-ых места в городском литературном конкурсе «Я познаю мир», 2 и 3 место в городском конкурсе сочинений «Орден в моей семье», 3 место в городском конкурсе «Моя родословная». Участники кружка «Содружество» выступали в областной больнице, в городском конкурсе «Гармонии стиха божественные тайны», на городском фестивале детских и общественных организаций «Миру быть!».

Таким образом, продуктивное чтение позволяет повысить мотивацию к изучению русского языка и литературы, научиться превращать информацию в знания, а знания применять на практике, способствует познанию мира и себя в этом мире.



© 2010-2022