Конспект урока по русскому языку на тему Лексика (5-6 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Лексика. 5-6 классы.

Цель урока:

1. закрепление понятия о лексикологии как разделе науки о языке;

2. обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Лексика».

Задачи:

1.развить умение формулировать определение понятий;

2. стремиться к речевому самосовершенствованию, обогащению словарного запаса учащихся;

3. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Планируемые результаты:

Личностные:

• осознание эстетической ценности русского языка;

• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Метапредметные:

Регулятивные:

• осуществлять самоконтроль;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;

• умение давать собственную оценку деятельности на уроке;

Коммуникативные:

• владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка;

• владение монологической речью.

Познавательные:

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

• свободное восприятие текста.

Предметные:

Образовательные:

• развить умение находить синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, слова в прямом и переносном значениях , фразеологизмы;

• формировать умение подбирать синонимы, антонимы к словам;

• развить умение определять прямое и переносное значение слов, различать однозначные и многозначные слова;

• обогащать словарный запас учащихся;

• совершенствовать умение работать со словарями разных типов;

• совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

• развитие критического мышления обучающихся;

• развитие внимания обучающихся;

• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

• развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Воспитательные:

• воспитание интереса и уважения к русскому языку;

• воспитание ценностного отношения к слову;

• создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.

Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. «Слова в словах»

Игра «Где зарыт клад?»

Клад в слова зарыт. Ну что ж,

Может, те слова найдешь?



  1. ЗАРПЛАТА

К

Л

А

д

2.ПУБЛИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

К

Л

А

Д

3. ЛАКОМСТВО

К

Л

А

Д

4. СПОСОБ ЗАМЕТИТЬ СТРАНИЦУ

К

Л

А

Д

5. ЧАСТЬ ЦИРКОВОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

К

Л

А

Д

6. АРХИТЕКТУРНОЕ СООРУЖЕНИЕ

К

Л

А

д

7. ГРУППА ВСАДНИКОВ

К

Л

А

Д

Ответы: оклад, доклад, шоколад, закладка, клоунада, колоннада, кавалькада.

III. Повторение темы «Лексика».

1.Допишите предложение, используя один из ответов.

ЛЕКСИКА- это _________________________________________________.

А. Слова одной темы.

Б. Словарный запас языка.

В. Морфема.

2.Определите слова по их лексическому значению и запишите их.

1.Все слова языка:_________________________________________________________________.

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению:_______________.

3.Раздел лингвистики, изучающий лексику____________________________________________.

4.Слова, имеющие несколько лексических значений:___________________________________.

5. Слова, имеющие одно лексическое значение:_______________________________________.

6.Словарный запас одного человека:_________________________________________________.

7.Слова, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками значений:_____________.

3. «Четвертое лишнее». Найдите устаревшие слова.

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Игры: бирюльки, шашки, шахматы, лото.

4.Прочитайте словарные статьи к словам СТАДО, СТАЯ. Чем различаются эти слова?

СТАДО - группа животных одного вида, а также пасущийся вместе скот.

СТАЯ - группа животных одного вида, державшихся вместе, преимущественно птиц, рыб.

  • Выразительно прочитайте стихотворение. О какой особенности употребления слов в речи говорится в нем? Все ли оттенки значений слов стая и стадо учел автор?

СТАЯ и СТАДО.

Чем отличается стадо от стаи?

Стадо пасется. А стая летает.

Стая гусей улетает на юг,

А стадо гусей ковыляет на луг.

В этом - отличие стаи от стада!

Это запомнить как следует надо!

(А.Усачев)

  • Раскройте скобки и запишите словосочетания.

Стадо или стая? (Журавли, коровы, лебеди, воробьи, волки, олени, дельфины)

5.Прочитайте словосочетания. Укажите, какие слова употреблены в прямом, а какие- в переносном значении.

Плачущая береза, плачущий ребенок;

дремлет лес, дремлет собака;

разыгравшиеся воды, разыгравшиеся дети;

спят цветы, спят дети;

крылатый звук, крылатая ракета;

волнистое облако, волнистые волосы.

  • Используя понравившиеся вам словосочетания со словами, употребленными в переносном значении, напишите сочинение-миниатюру о природе.

6. Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте стихотворение. Как бы вы назвали такие советы? Как вы поступите в подобных ситуациях?

Если дру_ твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покаж_ на друга пал_цем

И хватайся за ж_вот.

Пусть он вид_т, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен-

Настоящий дру_ не любит

Огорч_ть своих друзей.

(Г.Остер).

  • Подберите синонимы к выражению ХВАТАТЬСЯ ЗА ЖИВОТ, к слову ОГОРЧАТЬ.

7.Соедините линиями антонимы из разных колонок.Запишите.

ТРАДИЦИИ

ОТСТАЛЫЙ

АВАНГАРД

ТАЛАНТ

АКТИВНЫЙ

СИНТЕЗ

АЛЬТРУИЗМ

НОВАТОРСТВО

АНАЛИЗ

АРЬЕРГАРД

БАНАЛЬНЫЙ

ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

БЕЗДАРЬ

ЭГОИЗМ

ВЕЛИКАН

ОРИГИНАЛЬНЫЙ

ПЕРЕДОВОЙ

ПАССИВНЫЙ

ГЕНИАЛЬНОСТЬ

ПИГМЕЙ

8.Составьте фразеологизмы, соединив нарицательное и собственное существительное. Объясните значения фразеологизмов.

1.Азбука, бочка, конь, лампа, меч, нить, осел, пята, узел, победа.

2.Алладин, Дамокл, Пирр, Гордий, Морзе, Троя, Ариадна, Буридан, Диоген, Ахиллес.

9.Выберите нужные слова и составьте с ними словосочетания.

Цветастый, цветной (платок, телевизор), эффективный, эффектный (костюм, способ), сытый, сытный (обед, человек), благодатный, благодарный (край, взгляд), дипломат, дипломант (конкурса скрипачей, опытный).

10.Тест «Лексика»

1. Укажите ряд, в котором все имена прилагательные употреблены в переносном значении:

1. старые туфли, золотое сердце, чистое небо

2. теплые отношения, старый друг, горький перец

3. каменное сердце, громкая слава, легкий характер

2. Значение какого слова употреблено неверно?

1. Колчан - сумка, футляр для стрел

2. Омшаник - сарай для зимовки пчел

3. Литера - одно из средств художественной выразительности

4. Мичман - воинское звание младших командиров флота

3. Укажи строку, в которой все слова - неологизмы:

1. видеоигра, амбар, луноход

2. дискета, дисковод, гамбургер

3. Интернет, горничная, радиотелефон

4. Выпишите историзмы:

Дубровский знал сии места… Через десять минут въехал он на барский двор. Дворня высыпала из людских изб.

5. Выпишите диалектные и профессиональные слова.

1. Мшары - это сухие болота.

2. Казаки собирались в проулках и куренях.

3. Сварщик часто использует сварочный трансформатор.

4. Рабочие использовали трайлер на этом объекте.

5. Мы проснулись рано от кочетиного крика.

6. У нас такого человека называют ледащим, то есть ни на какую работу не годным.

7. Горизонтали - это линии на географических картах.

8. Мельник щеголял в кумачовой рубахе и новых пимах.

6. Найдите предложения, в которых фразеологизмы употребляются в несвойственном им значении.

1. Он бился, как рыба об лед, но так ничего и не смог изменить в своей жизни.

2. Работа валилась из рук, в душе клокотала обида после случившегося накануне.

3. Он был человеком необычайно доброжелательным, открытым, со всеми играл в кошки-мышки.

4. «Что же теперь будет? Ведь мы такую кашу заварили», - спрашивал я себя.

5. Наш посетитель - человек интересный, яркий, ни то ни се.

7. К данным словам подберите синонимы, содержащие удвоенную согласную в корне:

1. скорый поезд

2. обучение животных

8. Какие слова пропущены?

От горшка два …, мало … ел, … как огня.

9. Укажите эмоционально окрашенные слова, составьте с ними словосочетания:

невзрачный, неприглядный, незаметный, неприметный, непримечательный, непрезентабельный, неказистый, невидный.

10. Вспомните и запишите фразеологизмы со словами: рука, палец.

IV. Рефлексия «Букет настроения». Учащиеся на вазу прикрепляют стикеры в виде цветов

Зеленый- удовлетворен уроком, урок полезен для меня.

Желтый- урок был интересным, я принимал активное участие.

Красный- пользы от урока получил мало.

V. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание.

© 2010-2022