Конспект урока по литературному чтению. В. Ю. Драгунский Хитрый способ (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы с использованием технологий модульного чтения и «Шаг за шагом» в 2 классе

Разработала: учитель начальных классов СШ № 27: Диканбаева Роза Равкатовна

Стаж работы: 13 лет

Учитель 2 категории.

Г. Темиртау

Класс: 2

Предмет: литературное чтение.

Раздел: «Ласковые руки и добрые сердца»

Тема: В.Ю.Драгунский «Хитрый способ»

Тип урока: комбинированный

  • Цель: постижение на уроке специфики литературы как способ формирования нравственности учащихся.

  • Задачи: Обучающие. Продолжить работу по формированию приёмов работы с текстом, обеспечить полноценное восприятие, осмысление художественного произведения; дать понятие о юмористическом жанре.

  • Развивающие. Развивать эмоционально - чувственную сферу;

  • Развивать умение отличать рассказ от других жанров;

  • Отвечать на вопросы к тексту;

  • пополнить лексический запас;

  • ориентироваться в смысловом содержании текста;

  • Выражать своё отношение к прочитанному, и давать оценку персонажам произведения; объяснять мотивы их поступков, находить аналогичные примеры в реальных жизненных ситуациях;

  • Творчески осмысливать содержание прочитанного; создавая тексты собственного сочинения.

  • Воспитывающие.

    • Продолжить познавание ценности понятия «семья», через уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта;

    • воспитывать культуру учебной деятельности,

    • коммуникативные качества личности через работу в группах;

    • формировать хороший читательский вкус.

Оборудование, демонстрационный материал, наглядность: видеофильм 1шт., выставка книг, название урока, памятка анализа выступления, детские эссе, портрет писателя, выписка из словаря Ожегова, опорные схемы, памятки.

Используемые технологии: Степ бай степ, модульная технология.

.

Основные понятия: «юмор», «юмористический».

Модули урока.

модуль

Вид деятельности

Количество планируемого времени

Модуль 1

Организационный момент.

1мин.

Модуль 2

Проверка творческих заданий.

5 минут

Модуль 3.

Целеполагание.

2 мин.

Модуль 4.

Мотивация. Актуализация (Биографические данные

Выставка книг )

7 мин.

Модуль 5

Ознакомление с содержанием произведения.

(Словарная работа.

Чтение по ролям с подготовленными детьми.

Прогнозирование.

Беседа по первичному восприятию).

8

Модуль 6.

Мимическая и активная физминутки.

1,5

Модуль7

Работа с текстом.

10

Модуль 8.

Презентация .

10

Модуль 9

Инструктаж д.з

1

Модуль 10

Рефлексия. Взаимооценка. Самооценка. Итог

1,5

.

Ход урока.

Модуль 1 Организационный момент. 1мин.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, как мы умеем работать на уроке.

Чтобы настроиться на рабочий лад, начнем урок с девиза:

Девиз урока:

Прозвенел звонок , начинается урок

Посмотрим, все ль в порядке книги, ручки и тетрадки,

Мы за парты тихо сели , друг на друга посмотрели

Пожелаем успех глазами и вперед, вперед за знаниями.

Модуль 2. Проверка творческих заданий. 5 минут

Дети приносят эссе . вывешивается на доску. 2 человека озвучивают содержание.

Мы проходили замечательное произведение народную сказку «Три дочери». Дома вы подготовили эссе «Моя любимая мама», некоторые описывали понимание пословиц о маме, другие писали мини - сочинение как можно удивить маму?

Сейчас мы послушаем 2 наиболее интересных эссе.

Ваша задача: оценить творческую работу по критериям памятки:

Памятка. Как оценить выступление ?

  1. Соответствует ли содержание теме?

  2. Соблюдается ли структура: вступление, основная, заключительная части?

  3. Интересно ли было слушать?

  4. Было ли выступление поучительно?

Этот материал давайте запланируем использовать на праздник 8 марта, для наших мам, бабушек, им будет приятно послушать ваши выступления.

Модуль 3. Целеполагание. 2мин.

Главная цель урока: учиться анализировать художественные произведения в целом. Какие виды работ с текстом нам помогают это делать?

(по ролям, выборочное чтение, пересказ, работа с выразительными средствами, выделение темы и идеи произведения, творческие сочинения, составление и ответы на вопросы, тесты )

- Как мало можно сделать, чтобы порадовать родителей и сегодня об этом мы узнаем из произведения В.Ю. Драгунского.

Модуль 4. Мотивация. Актуализация. 7мин.

1. Биографические данные .

Виктор Юзефович Драгунский Родился в 1913 году в Нью -Йорке, (в Америке ) там его родители получали образование, после вернулись в Россию. Виктор Юзефович начал работать с 16 лет , лодочником, актером в театре и цирке. В 27 лет сочинил впервые тексты и монологи для клоунов и эстрадных актеров. После рождения своего сына , стал писать детские веселые рассказы, которые назвал «Денискины рассказы». Денис Кораблев главное действующее лицо, он совершает наивные детские поступки не всегда правильные , что вызывает у читателей смех, и веселое настроение. Благодаря этим историям и приключениям дети понимают как и почему нужно правильно поступать в жизни.

«Денискины рассказы» переизданы на английском, немецком, польском, финском, французском, японском, чешском, словацком. языках. Всего прожил 59 лет.

2. Выставка книг

Книги Драгунского вы можете встретить в книжных магазинах и в библиотеке. Некоторые произведения мы с вами будем читать в школе на уроках литературного чтения, я вам советую прочесть наиболее интересные следующие рассказы: Тайное становится явным. Профессор кислых щей. Надо иметь чувство юмора. Заколдованная буква. Друг детства.

По его произведениям был снят художественный фильм и записано множество песен, которые мы исполняем. Сейчас вы услышите и увидите фрагмент из этого фильма. Попробуйте определить, в каком жанре пишет автор?

Можно ли по этому фрагменту сказать что - нибудь о героях фильма? Как вы думаете , какого характера произведения Драгунского?

Когда рассказываются смешные , веселые истории - эти произведения относятся к юмористическому жанру. Прочтем хором, как эти понятия расшифрованы в толковом словаре Ожегова

Юмор - это понимание комического, умение видеть и показывать смешное. Насмешливая и шутливая речь.

Юмористический - значит , содержащий юмор.

Вспомните, какие юмористические произведения читали на уроках внеклассного чтения. (Назовите автора и название) Успенский , Барто, Маршак, Чуковский, Михалков…

Модуль 5 Ознакомление с содержанием произведения.8

1.Словарная работа.

В тексте встречаются новые понятия: «инженер», «брезгать», «конвейер», о которых вам расскажут дети, поработавшие с толковыми словарями.

Инженер: специалист, с высшим техническим образованием. Инженерное дело, творческая техническая деятельность.

Брезгать: чувствовать брезгливость по отношению к кому или чему - нибудь. Неприязнь, отвращение к нечистоплотности.

Конвейер: машина для непрерывного перемещения изделия от одного рабочего к другому, а так же для транспортировки сыпучих, кусковых, штучных грузов.

2.Чтение по ролям с подготовленными детьми.

Мы с … и … прочтем рассказ, а вы

Цель: послушайте начало рассказа, чтобы предположить какой хитрый способ придумал главный герой.

3. Прогнозирование. Чтение до слов кормить. Как вы думаете, что придумали герои?

А теперь проверим, чей прогноз был наиболее точен.

4.Беседа по первичному восприятию.

- Получили ли удовольствие от услышанного произведения? Почему?

- Обоснуйте это сказка или рассказ?

- Кто герои произведения?

- Как вы считаете Дениска положительный или отрицательный герой?

- А в вашей семье бывают такие проблемы, и как вы их решаете?

- Обычная история из жизни, но что вы восприняли с юмором?

- А почему он не приемлем?

- Поднимите руки, для кого это произведение было поучительным ? Почему?

- Когда смеяться хорошо, и когда плохо.

- Какой был смех в этом рассказе добрый или с иронией?

Модуль 6. Мимическая и активная физминутки.

Предлагаю вам изобразить лица людей в разных ситуациях?

С физминуткой я дружу, свою спинку разогну

Руки кверху подниму, а потом их опущу

А теперь попрыгаю, 1,2,3, ножками подрыгаю,1,2,3,

Ручками похлопаю 1,2,3, ножками потопаю 1,2,3,

Сяду я за партой стройно, чтоб вести себя достойно.

Модуль7 Работа с текстом.

Каждая группа получит задание, которое должна выполнить в течение 7-10 минут. Сначала глазами вы знакомитесь с текстом, и затем вместе выполняете задание. Выбираете кто будет читать задание, кто отвечать. Прорепетируйте.

1группа. Выборочное чтение.

  • Зачитайте фрагмент, где мама поставила перед Дениской и папой проблему?

  • Найдите отрывок о «нехитром способе папы»

2группа. Деление текста на смысловые части.

Разбить текст на три смысловые части и охарактеризовать краткое содержание каждой части.

3 группа. Юмористический фрагмент.

Изобразить пантомимой хитрый способ.

4группа. Серия нехитрых способов.

Составить список дел, как и в чем можно помочь родителям.

Модуль 8. Презентация .

Модуль 9 инструктаж д.з. 1. пересказ хитрого и нехитрого способов.

2. чтение по ролям.

3. с 141 вопрос №3.

Модуль 10 Рефлексия. Взаимооценка. Самооценка. Итог. Напишите свою фамилию на кружках. Каждый поставьте себе отметку, через дробь Поставьте оценку- по мнению группы, для этого обсудите какой вклад в урок внес каждый.

На доске дан перечень слов. Выберите те, которые соответствуют содержанию нашего урока и воспитывают положительные качества.

(Любовь, понимание, взаимопомощь, жестокость, лень, равнодушие, ложь, доброта.)

Эти нравственные понятия составляют основу благополучия счастливой семьи.

Любите и понимайте друг друга в семье, помогайте, дарите добро.






© 2010-2022