Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  Цели данного урока:   1)  проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;   2)показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:   o   в развенчании теории Раскольникова;   o   в понимании образов героев;   3)  повышать авторитет Библии в глазах школьников;   4)  развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;   5)  формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;   6)  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».





Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».









Тема: Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели:

  • проанализировать роман «Преступление и наказание» через призму священного писания;

  • показать какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения:

    • в развенчании теории Раскольникова;

    • в понимании образов героев;

  • повышать авторитет Библии в глазах школьников;

  • развивать умение подбирать из романа и соотносить с библейскими стихами, делая определенные выводы;

  • формировать гуманистическое мировоззрение учащихся;

  • создать эмоциональный настрой, позволяющий каждому учащемуся открыто высказывать свою точку зрения;

  • воспитывать моральные и нравственные качества через духовное восприятие героев романа.

Оборудование:

  • Портрет Ф.М. Достоевского В.Г. Перова;

  • «Христос в простыне» И.Н. Крамского;

  • Картина И. Глазунова «На складе»;

  • Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

  • Библия;

  • Слайд - шоу;

  • Эйдос - конспект;

  • Кейс - конспект;

  • Иллюстрации к роману в каждом «кейсе» для сравнения с библейской иллюстрацией на слайде.

Тип урока: урок - исследование.

Метод: частично - поисковый.

Эпиграф:

«Очеловечить евангельское учение - это задача самая благородная и вполне своевременная».

Н.С. Лесков

Ход урока.

Учитель:

«Преступление и наказание»… Роман прочитан, а фейерверк мыслей не дает успокоиться. Да, роман Достоевского - какой - то вихрь событий, исповедей, скандалов, убийств. Вынутая из смерча песчинка ничтожна. В смерче же сбивается с ног. А проблемы, поднятые писателем в романе, далеко не песчинки: ответственность перед Богом за свою жизнь и жизнь окружающих людей, жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие. И собранные вместе, они, подобно смерчу, взрывают наше сознание, пробуждают нашу совесть, взывают к разуму, доносят до каждого христианскую идею, идею спасения и истинной любви.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вместо сообщений и анализа мы будем искать истину. Истина, как мы знаем, рождается в споре. Но!.. Она находится и в Библии. «Твое слово есть истина»,- говорил Иисус Христос, обращаясь к Богу. (Ин. 17:17)

Попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение поднятых в нем проблем. Именно Библию Достоевский считал «книгой человечества». Эта мысль является эпиграфом урока: «Очеловечить евангельское учение - это задача самая благородная и вполне своевременная» Н.С. Лесков.

Дальше работаем по методу «кейс - стади» (ребята знакомы с его технологией):

  • самостоятельная работа с критической литературой

  • анализ конкретных ситуаций;

  • мозговой штурм;

  • дискуссия.

Но прежде чем преступить к исследованию, рассмотрим две картины:

  • портрет Ф.М. Достоевского работы художника В.Г. Перова;

  • «Христос в пустыне» работы И.Н. Крамского.

Ученик: (в ходе описания портретов принимает участие и учитель)

Посмотрите внимательно на картину И.Н. Крамского «Христос в пустыне», 1872 г. Христос, приняв крещение и услышав голос Бога с небес о его мессианском назначении на земле, уходит в пустыню и там 40 дней, без пищи, пребывает в полном уединении. Он размышляет о своем назначении - спасти человечество от греха и смерти.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Учитель:

- Что, по-вашему, в картине является смысловым центром?

- Руки Иисуса, до боли сжатые, словно Он пытается связать воедино мир, землю и небо.

- Перед нами драма: превращение человека в посланника Божьего, должного пострадать за людей.

Ученик:

А теперь посмотрите на портрет Ф.М. Достоевского, написанный В.Г. Перовым. Что общего в этих двух, казалось бы, разных картинах? Руки! Они у Достоевского тоже сжаты. До боли. Тот же сосредоточенный взгляд. А в нем боль за каждого, желание спасти. И спасение видит он в духовном возрождении человека. Итак, мы видим, глядя на портреты, что у Иисуса Христа и у Достоевского одна цель - спасти человечество.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Учитель:

Ребята, я боюсь отвести ваше внимание от романа, но, все же, хочу показать вам еще одну картину И. Глазунова «На складе». Старая заброшенная церковь. На левой стене фреска, изображающая въезд Иисуса в Иерусалим. Перед фреской, в центре картины огромный пень и воткнутый в него топор для рубки мяса - топор палача. А справа висит разделанная окровавленная туша животного. Храм превращается в мясной склад, как это страшно! Еще страшнее, когда храм души превращается в склад. Это несовместимо: храм души, топор и кровь (чувствуете связь с романом). Этого не должно быть, предупреждает автор картины. Не должно быть - взывает Достоевский. Не должно быть, но, было…

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Чтобы прийти в себя от потрясения после знакомства с картиной И. Глазунова, давайте послушаем музыку и поговорим, чем будем заниматься на уроке.

Работаем по методу «кейс-стади» (ребята знакомы с его технологией:

  • самостоятельная работа с критической литературой;

  • анализ конкретных ситуаций;

  • мозговой штурм;

  • дискуссия;

  • результат).

К концу урока мы должны выяснить, можно ли чем-то оправдать убийство? Чтобы ответить на этот вопрос будем учитывать личное мнение, мнение автора, точка зрения Библии( т.к. в Библии истина) и УК Украины.

Личное мнение вы выскажете, ответив на пункты вопросника:

  • Можно ли оправдать чье-либо убийство:

    1. да;

    2. нет;

    3. затрудняюсь ответить.

У каждого есть лист вопросника. Ассистент подсчитает результаты.

В каждой группе выберите:

  • координатора (организатора работы);

  • секретаря (распределяет материалы «кейса», фиксирует результаты);

  • ритора (оглашает результаты исследования).

При большем количестве учащихся «ролей» в группе может быть больше.

Учитель дает общее задание учащимся:

  1. В кейсе иллюстрация с изображением одного из персонажей романа.

    • кто это?

    • как вы определили?

    • на обороте иллюстрации напишите имя персонажа.

  2. Из пакета №1 достаньте напечатанное имя героя. Совпало ли оно с вашим? Наклейте его в нижнем правом углу иллюстрации.

  3. В пакете №2 записаны вопросы для обсуждения. Достав их, приступайте к работе. В случае затруднения, откройте 3-й пакет: там находится набор «документов» - критическая, дополнительная литература, которая поможет в работе при обсуждении.

Учащиеся, ознакомившись с содержанием «кейса», обсуждают проблему, выносят «резолюцию». Если испытывают затруднение, возможна помощь учителя. Можно использовать второй вид помощи: ребята из других групп могут подсказать свое решение. За ответ получают жетон (может быть, и два, если сложный вопрос или оригинальный ответ). В конце урока за самое большое количество жетонов - 10 баллов, у кого меньше - 9 баллов и т.д.

Учащиеся в течение 5 минут, распределив роли, решают проблему.

Учитель:

Итак, мы знаем, почему Раскольников совершил преступление.

А когда было совершено на земле 1-е преступление?



  1. (На экране слайд «Убийство Авеля»)

Работает 1-я группа.

Содержание «кейса»:

  1. Зачитайте стихи из Библии.

  2. Какова параллель библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже совершает противоестественный, греховный поступок - убийство).

3. Какова роль библейского эпизода?

(В Библии написано: Бог не хочет смерти грешника, но чтобы обратиться ему и жить вечно. За преступление Каина следовало не наказание, а призыв к покаянию, но Каин не раскаялся и навечно остался преступником. А история Раскольникова - это путь к духовному возрождению - через покаяние).

4. О наказании Каина - несколько библейских строк, а о наказании Раскольникова - 5 глав. Почему?

(Остаться преступником без раскаяния несложно. А Достоевский хочет, чтобы читатель, пройдя с Раскольниковым путь страданий и раскаяния, понял, что убийство одного человека ведет к самоубийству человечества, к господству злых сил на земле, к хаосу и смерти. Понял и не ступил на этот путь).

(Свою иллюстрацию «Раскольников убивает старуху-процентщицу» ребята передают ассистенту. Тот прикрепляет ее на доске слева от портрета Достоевского с романом «Преступление и наказание». А иллюстрацию «Убийство Авеля» - справа от изображения Иисуса Христа и Библии - 1-я параллель).

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



  1. Учитель:

Ребята, вы помните историю грехопадения наших прародителей?

На слайде «Змий» искушает Еву.

Работает 2-я группа.

  1. Зачитайте стихи из Библии Бытие 3: … .

2. Как Ева оправдывает свой грех перед Богом?

(«Змей» (Сатана)… он обманул меня, и я ела (Быт 3:13).

3. Какова параллель этого библейского сюжета в романе?

(Раскольников тоже в конце романа оправдывается, объясняя одну из причин преступления: «Черт меня вел на преступление»).

4. Каков урок сопоставления?

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

(Достоевский показывает: найти оправдание своему греху легко, еще легче переложить свой грех на другого. Сложно представить, что за ним последует, страшно пережить эти последствия. Адам и Ева так и остались источником греха. А Раскольникову Достоевский дал шанс искупить грех).



  1. Учитель:

Далее речь пойдет еще об одной грешнице.

Слайд Мария Магдалина - грешница.

Работает 3-я группа.

Содержание кейса:

1. Прочитайте из Библии Луки 7:36*38 о грешнице.

2. С каким персонажем ассоциируется библейская грешница? Почему?

(С Соней Мармеладовой. Это самый притягательный образ в романе. Но Раскольников считает ее великой грешницей: ведь она тоже переступила нравственный закон).

3. Прочитайте продолжение истории Марии Магдалины. 17:39,47,48,50.

( «пригласивший его (Иисуса Христа) фарисей сказал про себя: «Если бы он … знал, что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос ответил: «… ее грехи, хотя их и много, прощаются ей, т.к. она проявила много любви». Затем он сказал ей: «… Прощаются твои грехи… Твоя вера спасла тебя»).

4. Как история библейской грешницы помогает понять, почему Соня, переступившая закон, прощена, а Раскольникову прощение пришлось выстрадать?

(Соня переступает закон из любви к своим близким. Благодаря любви и вере, она заслужила прощение).

ВЫВОД: как в Библии Мария Магдалина проходит путь от падшей женщины к праведнице, так и в романе такой же путь проходит и Соня.

Ассистенты прикрепляют иллюстрации к роману возле портрета Достоевского; библейские иллюстрации возле картины Крамского.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



  1. Работает 4-ая группа

Слайд «Воскрешение Лазаря».

Содержание кейса:

1. Прочитайте Ин 11:1,2,17,23,25,39,41,43,44.

2. Какие слова из этой легенды являются стержневыми?

(Иоанна 11:25 «Я (их) - воскресение и жизнь. Кто проявляет в меня веру, даже если и умрет, оживет»).

3. Кто читает Раскольникову легенду о воскрешении Лазаря? Почему?

(Соня хочет, чтобы Раскольников был прощен через веру в Бога).

4. Какое отношение эта легенда имеет к роману?

(Она перекликается с судьбой Раскольникова. Комната главного героя уподоблена гробу. И Лазарь находился в склепе (гробу). Соня читает о Лазаре на 4-й день после преступления. Лазарь воскрес на 4-й день. И Раскольников все 4-и дня был «мертв» и по сути лежал в гробу. А Соня пришла, чтобы спасти его.

Слово Бога имеет великую силу. Раскольников уверовал. Он раскаялся в сердце. «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как встал, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал грязную землю с наслаждением и счастьем». Да, кто не боялся делать грех, не должен стыдиться покаяния!)

ВЫВОД: через покаяние, через истинную веру может возродиться даже грешник.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Учитель:

Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот урок?

  • Ценить жизнь, свою и чужую.

  • В любой критической ситуации обращаться к Библии как источнику ИСТИНЫ.

  • Отвергать любое насилие и не искать ему оправдания.

Роман прочитан, но с нами остались впечатления, раздумья, возможно, вопросы. Может быть, что-то и осталось непонятым до конца. Но мысль разбужена. А это главное.

Возможно, позже вы еще раз обратитесь к прочтению романа и поймете, насколько это глубокое произведение. И оно не может быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке. Остальное за вами…

Учитель обращает внимание на эйдос - конспект, составленный на доске по материалам урока.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

РЕФЛЕКСИЯ: может ли человечество стать счастливее за счет смерти нескольких человек?

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевский осуждает убийство, оставляет победу не за сильным умным Раскольниковым, а за Соней.

Не убий! Исх. 12:13 «Когда изберу время, я произведу суд по правде»!

Человек не должен подменять собой закон и суд. За умышленное убийство УК Украины предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.Личное Достоевский Библия Уголовный кодекс

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Мы пытаемся идти к Богу, строить храмы, но не все сделали главного - не очистили свою душу, не покаялись все перед каждым и каждый перед всеми. Не все смыли кровь со своей души. А храмы на крови не строят. И все же мы сделали шаг. Шаг навстречу очищению, навстречу счастью. Идите к нему.Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

© 2010-2022