- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Рабочая программа по русскому языку 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Юдина С.С. |
Дата | 07.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муравлёвская средняя общеобразовательная школа
Урицкого района Орловской области
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
Протокол №
от ________
СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО
учителей-предметников
__________ Е.В.Скукина
«____»___________2015 г
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
____________ В.В.Скукин
Приказ № ______
от «____»_________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класса
(базовый уровень)
(составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.)
Составлена
Юдиной Светланой Сергеевной,
учителем русского языка и литературы,
2 кв.категории
с.Муравлёво
2015 г.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, и примерной Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой (М.: Просвещение, 2011 год), утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Количество часов соответствует программным требованиям: 170 часов (5 часов в неделю).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык - по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать:
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
По пунктуации:
По связной речи:
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
3. Тематическое планирование
1. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
2. Повторение изученного в 5-6 классах (11 ч + 2 ч)
3. Причастие (26 ч + 6 ч)
4. Деепричастие (12 ч + 3 ч)
5. Наречие (27 ч + 6 ч)
6. Категория состояния(4 ч + 2 ч)
7. Служебные части речи (1 ч)
8. Предлог (10 ч + 1 ч)
9. Союз (16 ч + 2 ч)
10. Частица (22 ч + 3 ч)
11. Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)
12. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (10 ч + 2 ч)
4. Содержание программы
VII КЛАСС (170ч)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VI КЛАССАХ (11 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (26 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова).
Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (12ч + 3 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (27 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и в после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его
языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием
действий.
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
П. Выборочное изложение текста с описанием состояния че ловека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (11 ч + 1 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзытсочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди-
нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек-
стообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица ми и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (22 ч + 3 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль
частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (3 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
5. ЛИТЕРАТУРА
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский - М. Просвещение, 2009.
Для учителя
Обязательная
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;
Концепция модернизации Российского образования;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение, 2011.
Дополнительная
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1995.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003
Для учащихся
Дополнительная
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. - М.: Рус. яз., 2006
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 2004.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
7 класс
170 часов
Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов общеобразовательной школы авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Из 170 часов, отведённых на изучение программы 7 класса, 27 уроков развития речи.
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
По плану
Фактически
1
Русский язык как развивающееся явление.(1 ч)
Повторение изученного в 5 - 6 классах (11 ч + 2ч)
2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
4
Лексика и фразеология.
5
Лексика и фразеология.
6
Фонетика и орфография. Фонетический разбор.
7
Фонетика и орфография. Фонетический разбор.
8
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
9
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
10
Морфология и орфография.
11
Морфологический разбор слова.
12
Контрольный диктант с грамматическим заданием по повторению изученного в 5-6 классах.
13
РР. Текст. Средства связи предложений в тексте.
14
РР. Стили литературного языка
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие (26 ч + 6 ч)
15
Причастие как часть речи.
16
РР. Публицистический стиль.
17
Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
18
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
19
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
20
РР. Описание внешности человека.
21
Действительные и страдательные причастия.
22
Краткие и полные страдательные причастия
23
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
24
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
25
Действительные причастия прошедшего времени.
26
РР. Изложение текста с изменением формы действующего лица.№1
27
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
28
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
29
Страдательные причастия прошедшего времени.
30
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.
31
Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени.
32
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.
33
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.
34
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.
35
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.
36
РР. Выборочное изложение с описанием внешности (Отрывок из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).№2
37
Морфологический разбор причастий.
38
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Одна и две буквы н в причастиях и отглагольных прилагательных.
39
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
40
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
41
Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
42
РР Подготовка к написанию сочинения
43
РР. Сочинение - описание внешности по личным наблюдениям. №1
44
Повторение изученного материала по теме «Причастие».
45
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».
46
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Деепричастие (12ч +3 ч)
47
Деепричастие как речи.
48
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
49
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
50
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
51
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
52
Рр Сочинение - описание внешности человека по картине А.А.Пластова «Витя-подпасок»№2
53
Деепричастия несовершенного вида.
54
Деепричастия совершенного вида.
55
Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида.
56
РР Подготовка к сочинению. Описание действий.
57
РР. Сочинение-рассказ на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины.№3
58
Морфологический разбор деепричастий.
59
Отличие деепричастий от причастий и наречий.
60
Повторение изученного по теме.
61
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием
Наречие (27 ч + 6 ч)
62
Наречие как часть речи.
63
Смысловые группы наречий.
64
Смысловые группы наречий.
65
РР. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег».№4
66
Степени сравнения наречий.
67
Морфологический разбор наречия.
68
РР. Сочинение-рассуждение.№5
69
Слитное и раздельное написание Не с наречиями на -О, -Е.
70
Слитное и раздельное написание Не с наречиями на -О, -Е.
71
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.
72
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.
73
Одна и две буквы н в наречиях на -О, -Е.
74
РР. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.
75
РР. Описание действий. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.№6
76
Буквы -О и -Е после шипящих на конце наречий.
77
Буквы -О и -Е после шипящих на конце наречий.
78
Буквы -О и -А на конце наречий.
79
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Правописание наречий»
80
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
81
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-.
82
РР. Подробное изложение с элементами сочинения.№3
83
Дефис между частями слова в наречиях.
84
Дефис между частями слова в наречиях.
85
Дефис между частями слова в наречиях.
86
РР. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья».№7
87
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
88
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
89
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
90
Повторение изученного по теме «Наречие»
91
Повторение изученного по теме «Наречие»
92
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».
93
Анализ диктанта и работа над ошибками.
94
Тематический зачет по теме «Наречие»
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
95
Категория состояния как часть речи.
96
Категория состояния как часть речи.
97
Морфологический разбор категории состояния
98
РР. Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский. «Обыкновенная земля») №4
99
Обобщающий урок по теме «Слова категории состояния»
100
РР Сочинение на лингвистическую тему.№8
101
Самостоятельные и служебные части речи. (1 ч)
Предлог (10 ч + 1 ч)
102
Предлог как часть речи.
103
Употребление предлогов.
104
Непроизводные и производные предлоги.
105
Простые и составные предлоги.
106
Морфологический разбор предлога.
107
РР. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу.№9
108
Слитное и раздельное написание предлогов.
109
Слитное и раздельное написание предлогов.
110
Слитное и раздельное написание предлогов.
111
Повторение по теме «Предлог»
112
Повторение по теме «Предлог»
Союз (16 ч + 2 ч)
113
Союз как часть речи.
114
Простые и составные союзы.
115
Сочинительные и подчинительные союзы.
116
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
117
Сочинительные союзы.
118
Сочинительные союзы.
119
Роль сочинительного союза в простом предложении с однородными членами и в сложном
120
Подчинительные союзы.
121
Морфологический разбор союзов.
122
Углубление представлений о сочинении-рассуждении (упр 343).
123
РР. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему №10
124
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
125
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.
126
Повторение сведений о предлогах и союзах.
127
Повторение сведений о предлогах и союзах.
128
Закрепление изученного по теме «Союз»
129
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз».
130
Анализ диктанта, работа над ошибками
Частица ( 22 ч + 3 ч )
131
Частица как часть речи.
132
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
133
РР Рассказ по воображению на тему «Горе -мечтатель» по данному началу и рисунку (упр 364)№11
134
Смысловые частицы.
135
Смысловые частицы.
136
Раздельное и дефисное написание частиц.
137
Раздельное и дефисное написание частиц.
138
РР Сочинение-рассказ с использованием сюжета картины (К.Ф. Юон «Конец зимы. Полдень»)№12
139
Морфологический разбор частицы.
140
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
141
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
142
Различение на письме частиц не и ни.
143
Различение на письме частиц не и ни.
144
Различение на письме частиц не и ни.
145
Различение на письме частиц не и ни.
146
РР. Сочинение-рассказ с обрамлением по данному сюжету. (упр 402) №13
147
Различение частицы и приставки НЕ.
148
Повторение изученного о частицах.
149
Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.
150
Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу.
151
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
152
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
153
Повторение изученного о частицах.
154
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица».
155
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Междометие (3 ч)
156
Междометие как часть речи.
157
Дефис в междометиях.
158
Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5 - 7 классах (10 ч + 2 ч)
159
Разделы науки о русском языке.
160
РР. Текст. Стили речи.
161
РР. Контрольное сочинение на предложенную тему.№14
162
Фонетика. Графика.
163
Лексика. Фразеология.
164
Морфемика. Словообразование.
165
Морфология.
166
Орфография.
167
Синтаксис и пунктуация.
168
Синтаксис и пунктуация.
169
Итоговый контрольный диктант
170
Итоговый тест