Мастер-класс «Говори так, чтобы тебя услышали»

""Описание материала: "Нужно уметь говорить так, чтобы тебя услышали. Это и есть тема нашего мастер класса. И я вас приглашаю всех поучаствовать в нем. Мы, педагоги, очень чутки к слову. Знаем, что оно имеет мощнейшее воздействие на душу человеческую. Со словом мы идем на каждый свой урок. В диалоге с детьми мы произносим слова с разной интонацией, расставляем нужные нам акценты. Для нас важно словом затронуть душу ребенка, расшевелить его ум, попасть в самую точку. "Любой учитель-предметник на... И здесь очень важно владеть выразительной речью. А поскольку я учитель-словесник, то в моих руках целый инструментарий. Ведь я работаю с особенным словом, художественным. Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для развития речи учащихся и ее обогащения
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс учителя русского языка и литературы

МБОУ «Плавская СОШ №4»

Гордюхиной Ольги Владимировны

«Говори так, чтобы тебя услышали»









-Доброе утро, уважаемые коллеги! (слайд 1)

Однажды дочка меня попросила: Мама, расскажи мне нашу любимую басню «Ворона и лисица». Я удивилась: «Ты же сама можешь ее рассказать». А дочка ответила: «Могу, но ты делаешь это интереснее».

-Что это значит: интересно рассказывать? Интересно говорить?

(красиво, грамотно, с выражением, интересно, это когда хочется слушать человека)

-Я с вами согласна. Нужно уметь говорить так, чтобы тебя услышали. Это и есть тема нашего мастер класса. И я вас приглашаю всех поучаствовать в нем (слайд 2)

Мы, педагоги, очень чутки к слову. Знаем, что оно имеет мощнейшее воздействие на душу человеческую. Со словом мы идем на каждый свой урок. В диалоге с детьми мы произносим слова с разной интонацией, расставляем нужные нам акценты.

Для нас важно словом затронуть душу ребенка, расшевелить его ум, попасть в самую точку.

Любой учитель-предметник на своем уроке несет слово как послание

(слайд 3)

И здесь очень важно владеть выразительной речью. А поскольку я учитель-словесник, то в моих руках целый инструментарий. Ведь я работаю с особенным словом, художественным. Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для развития речи учащихся и ее обогащения.

-Как вы думаете, что делает речь выразительной?

(интонация, яркое, меткое слово)

-Спасибо, соглашусь с вами. Слово несет на себе главную смысловую нагрузку.

Но с ним мы можем творить чудеса. Есть средства, которые помогают слову не только передать мысль, но и красиво зазвучать.

Сегодня я хочу показать вам один из приемов творческого чтения, который использую на своих занятиях : работа со средствами речевой выразительности.

-Какие бывают средства речевой выразительности? Посмотрите на слайд (слайд 4). Итак, это пауза, логическое ударение, сила голоса, темп речи , интонация.

-Как же мы работаем с этими средствами?

-Проведем небольшой тренинг. Попрошу моих помощников объединиться в пары и поработать со мной.

Одно из самых главных средств является логическое ударение- это выделение голосом наиболее важных ключевых слов в тексте. Перед вами листочки с заданием. Попробуйте строчку знаменитого стихотворения прочитать по-разному, выделяя голосом обозначенные слова (слайд 5)

-Как вы думаете, какой правильный вариант? Почему? ( именно в этом слове заключается основная мысль. ) Да. Это задание на расстановку логических ударений учит видеть главную мысль. Поэтому при чтении именно на этих словах делается акцент.

-Следующий инструмент на нашей панели- это пауза. Пауза- это деление фразы на речевые отрезки, такты. (слайд 6).

-Скажите мне, зачем нужны паузы в речи? ( чтобы передохнуть, собраться с мыслями или перейти к другой мысли).

-Перед вами строчка из произведения Крылова. Мною поставлена пауза. На верном ли она месте? Почему, как вы думаете? ( меняется смысл

высказывания).

Итак, пауза играет смыслоразличительную роль.

-Силой голоса можно выразить правильную интонацию (слайд 7).

Прочитайте стихотворение про себя. Как вы думаете, громко или тихо вы будете его читать. Почему? ( тихо, ведь все происходит в тишине.)

А следующее стихотворение? (слайд 8)(громко…это закличка).

Темп- это скорость произненсения речи. (слайд 9). Попробуйте прочитать строки стихотворения С. Есенина быстро…получается? Почему? ( стих напевный). Темп очень важен в нашей речи. Он передает наши чувства)

Интонация нужна для того, чтобы передать замысел автора. В ней подтекст. (слайд 10).

Попробуем поиграть. Прочитайте фразу в соответствии с авторским замыслом. (слайд 10)

-Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи. Чтобы выразить нужные эмоции, необходимо грамотно использовать все средства выразительной речи. Такие упражнения развивают это умение.

-Конечно, основной принцип выразительности - это проникновение в идейный и художественный смысл текста. Но без нашего инструментария текст будет немым. А ведь как важно говорить так, чтобы тебя УСЛЫШАЛИ.

-Попробуйте прочитать выразительно стихотворение Вадима Левина «Гулял по улице щенок» (слайд 11).

-А теперь прослушайте это стихотворение в исполнении мастера - актрисы Юлии Рутберг (слайд 12)

-Впечатлило чтение?

-Итак, наш мастер -класс закончен. Спасибо за работу.











© 2010-2022