Конспект урока русского языка Имена существительные, имеющие форму только единственного числа (ФГОС, ИКТ)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ТОЛЬКО ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА»



ФИО (полностью)

Ефимова Лилия Владимировна

Место работы

ГБОУСОШ №14 г.о. Жигулевск Самарская обл.

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Кол-во часов

1

Педагогическая технология

Технология развития критического мышления на основе чтения и письма, ИКТ.

Приемы и стратегии используемой технологии

«Лесенка успеха», «Создание кластера», «Верные и неверные утверждения», «Классификация» , «Прогнозирование».

Базовый учебник

Русский язык. 6 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2013.

Цели урока: формировать представление об именах существительных, имеющих форму только единственного числа; формировать умение находить их и соотносить с определенной лексической группой; совершенствовать речь учащихся, научив их правильно употреблять такие существительные в своей речи.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

  • продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи;

  • уметь находить существительные только единственного числа;

  • выявить особенности употребления таких существительных в собственной речи;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

  • развивать логическое мышление; формирование умения систематизировать материал в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста (освоение графической техники представления информации);

  • развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой активности;

  • контролировать и оценивать процесс и результаты действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • уметь слушать и вступать в диалог;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • развивать умение работать в группе;

  • формировать умение проверять результаты деятельности;

  • воспитывать ответственность и аккуратность;

  • воспитывать положительное отношение к учению.



Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС 2-го поколения «Имена существительные, имеющие форму только единственного числа» ( урок получения новых знаний).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Стадия вызова

1. Вводный

Организационный момент


  1. Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку, организация внимания

Эмоционально настраиваются на работу

самоопределение (Л)

2.Актуализация знаний о существительном; пробуждение интереса к получению новой информации

Развитие умения работать в группах

Развитие умения систематизироват материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

Прочитайте, что записано на доске (Слайд 1)

Зачерпну я солнце жёсткой кистью,

Киноварь и охру всполошу

И на глянец шелестящих листьев

Сочными мазками положу.

Б. Попов

-Обозначьте каждую часть речи «своей» цифрой ( 1-сущ; 2-прил; 3-глаг; 4- местоим; 5-предлог; 6-союз; 7-причастие(отмечено ,т.к. не изучено) (Слайд 2).

-Запишите полученный цифровой вариант стихотв.

Подсчитайте количество слов каждой части речи.

-Какая из частей речи встречается чаще всего?(Существительных)Составьте кластер.

- Какую роль играет в этом четверостишии? Перед вами лесенка. По ней вы будете подниматься по мере изучения темы.

- Что уже сейчас мы можем в неё занести об имени существительном?

Читают текст, расставляют цифры, записывают цифровой вариант

34121

1613

65171

213

Знакомство с материалом. Планирование работы в группе. Консультации друг с другом и с учителем

Составление и оформление кластера в группах (формат А3) в группах (см. Приложение 1)

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

выражают свои знания о существительном графическими средствами (П)

умеют слушать и слышать друг друга (К)

умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме (К)

  • интересуются чужим мнением и высказывают свое (К)

  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции (К)

  • учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)

устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  1. . Завершение стадии вызова

Прогнозирование темы урока, постановка цели;

Формирование умения составлять связный текст, развитие речи.

-Угадайте профессию человека, о котором говорится в стих. Попова.

- Что вам помогло ? ( слова, которые употребляет художник)

- Понятно ли вам их значение?

- Где можно узнать о нем? Как искать слова в словаре? (слайд3)

Киноварь- ярко-красная краска малинового оттенка.

Охра- минеральная, или земляная краска, имеющая в составе глину и окись железа. Цвет охры от светло-желтого до золотисто- желтого.

-Употребляются ли данные им сущ. Во мн.числе?

-Какой сделаем вывод?

(Среди имен сущест. Есть такие, которые имеют форму только единст. Числа)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как она прозвучит? ( Слайд 4)

-Какие знания мы получим на этом уроке? (Слайд 5)

- Для чего они нам понадобятся?

Работают со справочными источниками.

Формулируют тему и цель урока.

Тема: « Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»

Цель: научимся правильно употреблять их в своей речи.

Формулируют познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют процесс выполнения, четко выполняют требования поставленной задачи (Р)

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Первичное закрепление знаний

«Классификация»









«Прогнозирование»



























«Конструирование»

«Прогнозирование»





Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях, умения составить связный текст.









«Прогнозирование»

- Что же это за слова такие? Что они могут обозначать?

Задание 1: Перед вами слова. Распределите слова близкие по смыслу в группы.

Обозначающие вещество

Действия как предметы, состояние, качества

Обозначающие

группу лиц

Собственные наименования


Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность, бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин, Гверцители, синева.

- Что у вас получилось? Что обозначают данные группы слов?

-Какие слова вы никуда не отнесли? Почему? ( Слайд 6)



Задание 2.Как вы думаете, много ли таких слов- существительных только единственного числа? Подумаем над следующим заданием.

Внимание. Подберите к данным существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Сила, правда, богатство, слезы, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет (Слабость, ложь, бедность, смех, грусть, молодость, радость, чернота, сидение, темнота)

- Что они обозначают? (Слайд 7)







Физминутка

(мимическая разминка)



3.Работа со словарными словами. (Слайд 8)

Среди таких слов встречаются и словарные. Сейчас мы их узнаем.

Перед вами домики, в них живут буквы, только они все перепутались и невозможно установить название дома. Используя схему, составьте слово, напишите его на крыше дома.

Поставьте ударение. Что обозначает слово?Где можем узнать о его написании, его значение? (Глоссарий, словарь толковый, орфографический, Интернет-ресурс) Составьте с любым из них предложение.



Задание 4. (конструирование текста)

Задание: составить предложения на тему «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные. (Слова находятся на учительском столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)

1 группа: Перед, праздник, папа, сделать, в, квартира, небольшой, _ _ _ _ _ _ _.

Я, он, помогать. Мы, заменить, в, кухня, на, пол, _ _ _ _ _ _ , а, в, ванная, наклеить, новый, _ _ _ _ _ . Побелить, _ _ _ _ _ _ , потолок.

2 группа: Скоро, 8, Марта. Мы, с, сестра, испечем, торт. Для, он, понадобятся, продукты ________ , __________, ___________, _________ , _________ , __________ и ________________ .

Всё, это, мы, уже, купить.

Слова для справок: яйца, ремонт, мел, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.

- Что еще можно купить в продовольственном магазине, название которого было бы в форме только единственного числа? (кефир, ряженка, катык, мясо, мороженое, варенье)

- Можно ли сказать: «Дайте два молока и три сметаны»?

Посмотрите, все ли знаки препинания на месте? Почему они должны здесь быть?

.

3адание 5.Чьему перу принадлежат эти строки? (Слайд 10)

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

- Что имел ввиду Лермонтов?

- Почему употребил единственное число вместо множественного ?

(Формы числа не в своем значении широко используются в художественной литературе для создания образности, эмоциональности).

Такой художественный прием называется Синекдоха.

Выполните синтаксический разбор этого предложения.

Работают в парах

Распределяют слова в таблицу;

Формулируют вывод о том, что могут обозначать слова- существительные только единственного числа.

Вывод: эти слова обозначают вещество, имеют отвлеченное значение, обозначают группу лиц, имена собственные.

Выполняют задания, соблюдая последовательность действий.

Формулир. вывод.

Вывод: таких слов очень много, и само слово, и антоним - сущ. Только единств.числа









Заполняют крыши домиков нужными буквами, получают словарное слово, запоминают их правописание.

Работают с разными источниками в поисках нужной информации;

Составляют предложения со словами.

Работают в группах, составляют свой текст, используя слова для справок.

Моделируют ситуацию в магазине, правильно употребляя существительные в своей речи











Выполняют задание, высказывают свои предположения.

Выполняют задание по синтаксису

  • вырабатывают уверенность в собственных силах (Л)



  • осуществляют поиск и выделение необходимой информации (П)

  • выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей (П) учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор (К)



прогнозирование ситуации(Р)

Умение выражать свои мысли(К)











развитие внимания учащихся(П), создание благоприятной атмосферы заинтересованности(К); работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)(П).

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками(К)

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними (П)

Моделируют ситуацию в магазине, правильно употребляя существительные в своей речи(П)









Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной (К)

используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

учатся понимать прочитанное, извлекать необходимую информацию (П)

Первичный контроль

«Верные и неверные утверждения»

Проверяем теоретические знания и практические умения. (Слайд11) «Верные и неверные утверждения»

- Верны ли мои утверждения? ( Если верно- палец вверх, если нет - вниз)

- Существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

-Существительные бывают только единственного или только множественного числа.

- Существительное ЖЕЛТИЗНА имеет значение признака, но обозначает его как предмет.

-Иногда единственное число существительного может употребляться в значении множественного.

Обсуждение ответов на поставленные вопросы

умение находить нужную информацию(П).

умение решать проблемы(Р).

способность самооценки своих действий(Л).

Стадия рефлексии

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

  1. Работа с лестницей успеха.(См. приложение)

Заполняют лестницу своего успеха( я знал, я узнал, я буду применять)

  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме (П)

  • полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

  • используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений (К)

умеют делать выводы и кратко их формулировать (К)

Домашнее задание

1.Составьте рассказ по теме: «Существительные только единственного числа»

  1. Подберите из худож. лит-ры примеры синекдохи.







Задание 1.

Зачерпну я солнце жесткой кистью,




Киноварь и охру всполощу




И на глянец шелестящих листьев




Сочными мазками положу.



Справка: 1- существительное; 2- прилагательное; 3- глагол; 4-местоимение; 5- предлог; 6- союз; 7- причастие

Задание 2. РАСПРЕДЕЛИ СЛОВА БЛИЗКИЕ ПО СМЫСЛУ ПО ГРУППАМ

Слова для справок: сахар, дружба, листва, сметана, Крым, упорство, растительность, бензин, брюки, посуда, Рязань, зависть, студенчество, детвора, торты, Сахалин

Задание 3. Подбери антонимы- существительные только единственного числа

Сила

Правда

Богатство

Слезы

Веселье

Старость

Злость

Белизна

Беготня

Свет



Задание 4: составить предложения на тему: «Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.(Слова находятся на столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)

1 группа: Перед, праздник, папа, сделать, в, квартира, небольшой, _ _ _ _ _ _ _.

Я, он, помогать. Мы, заменить, в, кухня, на, пол, _ _ _ _ _ _ _,а, в, ванная, наклеить, новый, _ _ _ _ _ . Побелить, _ _ _ _ _ _ , потолок.

Слова для справок: яйца, ремонт, известь, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.



Задание 4: составить предложения на тему :«Как мы готовимся к празднику», включив в них необходимые существительные.(Слова находятся на столе, их нужно выбрать из общего состава. Текст для каждой группы индивидуальный.)

2 группа: Скоро, 8, Марта. Мы, с, сестра, испечем, торт. Для, он, понадобятся, продукты ________ , __________, ___________, _________ , _________ , __________ и ________________ .

Всё, это, мы, уже, купить.

Слова для справок: яйца, ремонт, известь, сахар, сливочное масло, линолеум, кафель, сметана, какао, пищевая сода, мука.



Глоссарий

Киноварь: ярко-красная краска малинового оттенка.

Охра: минеральная, или земляная краска, имеющая в составе глину и окись железа. Цвет охры от светло-желтого до золотисто- желтого.

Фарфор: 1) белый плотный керамический материал, получаемый спеканием массы из огнеупорной глины, полевого шпата, кварца;

2) изделие из этого материала.

Цемент: порошкообразный вяжущий материал, входящий в состав строительных растворов.

Синекдоха : художественно- изобразительное средство, которое предполагает замену наименования жизненного явления названием его части вместо целого.

Лесенка моего успеха








Это я буду применять

Это я узнал сейчас

Это я знаю давно

Список литературы



  1. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - Красноярск: 2001. - 102 с.

  2. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М., 2004.

  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2008.

  4. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. - СПб: Альянс «Дельта», 2003.

  5. Примерная основанная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.

  6. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» ct-net.net/ru/ct_tcp_ru

  7. Сборник методических материалов семинара учителей Томского района, Томской области. Уроки с использованием приемов ТРКМЧП. - с. 62-68, 90-100.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998

  9. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - standart.edu.ru/

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.

  11. Фестиваль педагогических идей festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

  13. Фундаментальное ядро содержания общего образования. /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.



© 2010-2022